Обзор журнала сибирские огни

     С этим изданием  я знакома уже не первый год. Помню, в 2016 году я взяла в руки 11-й номер и с удовольствием перечитала главы из романа "Проспект Ильича" Всеволода Иванова , русского писателя, фронтового корреспондента газеты "Известия", автора многих произведений художественного жанра. В журнале эта повесть была опубликована в рубрике "Литературный архив". И этот шедевр действительно заслуживает того,чтобы о нем время от времени вспоминали читатели и знакомилось молодое поколение.
     А вот стихи Сергея Филиппова из Москвы:
    
     В этом старом забытом саду
     Тишина и цветов аромат.
     Я порою вечерней приду    
     В этот всеми заброшенный сад.
     Здесь свинцовая тяжесть ветвей,
     Что когда-то так буйно цвели.
     Здесь, увы, как и в жизни моей,
     Все тропинки травой заросли...
    
     Вроде бы совсем незатейливые строки, а душу разбередили.Чудо и тайна жизни так быстро пронесшейся, но сохранившей ощущение этого самого чуда и счастья.
     Повесть "Русский хор" Геннадия Прашкевича (прозаика, поэта, переводчика, автора биографических книг ( серия ЖЗЛ) о Жюль Верне, Уэллсе, братьев Стругацких) замечательно, на мой взгляд, передает атмосферу тех лет.
     "Россия вошла в новое летоисчисление и отсчет годов будет идти не от сотворения мира, как издавна привыкли, а от Рождества Христова, и не с первого сентября, а с первого января".
     Эта повесть на примере одной семьи, имевшей в своей вотчине Зубовке более полутора тысяч крепостных душ, а еще угодья и деревеньки, очень ярко и сочно раскрывает уклад и настроение того времени.
     Тетушка, Марья Никитишна, жене своего любимого племянника присоветовала : "Ты, душенька, с первого января прикажи весело украшать еловыми ветками весь дом, зажигай у ворот костры или смоляные бочки, а самых косматых людей из дворни заставь стричь бороды. Плакать будут- все равно заставь. А то наедут казенные люди, сами снимут с людей бороды, а на тебя штраф наложат. Знаешь,что за ношение бород нынче следует от 30 до 100 рубликов штрафу? Где наберешь столько ? То-то же..."
     И читаешь это неспешное повествование и читать хочется. Жаль только,что не узнала, кем же стал главный герой повести Алеша Зубов, безгранично влюбленный в музыку  и понимающий ее чарующие звуки.
     Несколько страниц в журнале посвящены циклу "Новосибирской писательской организации -90 лет". Выбор на всю жизнь сделали такие сибирские поэты и прозаики, как Василий Коньяков, Илья Лавров, Николай Самохин, Елизавета Стюарт и другие.
     И вот передо мной лежит первый номер журнала "Сибирские огни" за этот год.
     Юрий Козлов, прозаик, лауреат многочисленных конкурсов, гл. редактор журнала "Роман-газета" представлен своей короткой повестью "Белая буква".
     Думаю, что повесть произведет впечатление на любителей такого необычного жанра. Очевидно,что и проблемы, здесь затронутые, не потеряют своей актуальности еще долгое время.
     Центром произведения является личность героя, писателя Объемова, приехавшего из российской глубинки , где он проживает, в город Лиду, что находится в Белоруссии на международную научно-практическую конференцию.
     Современному состоянию русского языка собственно, и была посвящена предстоящая встреча. Размышляя о сегодняшних языковых проблемах, Объемов запоздало упрекает себя,что согласился принять участие в дискуссии, абсолютно  бесполезной на его взгляд.
     Монологи героя выписаны в необычной манере, но не менее интересны и самобытны, содержательны благодаря  разным взглядам на окружающий мир.
     Долго приходится ломать голову над главной загадкой, но при помощи подсказок автора все же можно разгадать, чего я и желаю читателям от всей души.
     Рубрику "Очерк и публицистика" представляет Владимир Алексеев (один из организаторов отдела редких книг и рукописей ГПНТБ СО РАН, его бессменный руководитель с 1967 по 2010 гг. Заслуженный работник культуры РФ) своей работой "Слово о книгах. нарицаемых "редкие" и о судьбе их в стольном граде Новосибирске" к 50-летию Отдела редких книг и рукописей.
     Публикация написана очень ярко и эмоционально. Всем читателям рекомендую с ней ознакомиться, ведь в нашей с вами жизни - "книги- корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению." (Френсис Бэкон).
    Еще одна рубрика. "Народные мемуары". Константин Гапоненко работал учителем, завучем, директором школы. Краевед. Автор нескольких очерковых книг. Лауреат премии  Сахалинского фонда культуры и премии губернатора Сахалинской области. Выпускник
педагогического института.
     Его рассказ "Праздник" о нашей, теперь уже очень далекой советской жизни в одном маленьком поселке, о школе, в которой по разным обстоятельствам с каждым годом становится все меньше учеников.
      Повествование ведется от лица директора той самой школы, удрученно размышляющего о насущных проблемах учебного процесса, когда в один из обычных дней в дверь его кабинета постучали.
     - Войдите ! Слушаю вас !
     - Я Майя Борисовна Борисова,- сказала гостья. -Хочу работать у вас.
     И с этого момента в школе начинается праздник по имени "Майя Борисовна".
     Нет,нет читатель, я нисколько не преувеличиваю, ибо в этой очаровательной в своей молодости женщине оказалось так много положительных эмоций, что их хватило  на всех обитателей школы : и учеников, и учителей , включая директора и строгого  завуча.
     Но... все хорошее когда-нибудь заканчивается. Так и в рассказе. Чудесная сказка подошла к концу.
     "Словно яркая комета пролетела через мою жизнь, осветила что-то незнаемое, всколыхнула массу глубоких чувств,- пишет автор. - Когда на меня наваливается душевная тяжесть, я включаю диск со Вторым концертом для фортепиано с оркестром Сергея Рахманинова. И перед мной встает родное село, довоенное детство... И я ощущаю, как по щекам катятся слезы. Звуки замирают, в окошке сверкают звезды..."
     А вот отклик Татьяны Грунэ ( окончившей Новосибирский педагогический институт и работавшей  директором школы) на роман Р.Сенчина "Зона затопления" для меня не просто отклик. Герои этого повествования, как и Татьяне Грунэ, близки и мне, выросшей на плодородной кубанской земле. И не могу не согласиться с автором рецензии, что неоспоримое достоинство деревенской жизни состоит в том, что человек ест то, что выращено своими руками или собрано в лесу. И деревенские дети (а я отношу себя именно к таким детям) , с детства приучены не только к экологически здоровой пище, но и к тому, что с неба она не свалится, что прежде нужно хорошо поработать.
     Надеюсь,что читатель не без удовольствия прочитает и рецензию и сам роман Р.Сенчина "Зона затопления".
     Поэзия. Тут меня ожидали сюрпризы. Вот Анна Павловская ( окончила Институт журналистики, лауреат лит.премий. Автор книг "Павел и Анна", "Торна Соррьенто") с циклом "Неоткрытый космос". Такое изложение стиха я встречаю впервые. Ладно, думаю. Сейчас позвоню мэтрам поэтического пера и узнаю у них. Не тут-то было! Народу такая форма тоже была неизвестна.  Ну что делать...иду за помощью к "Гуглу", уж он точно в курсе.     Вот что пишет ГУГЛ:
     "Если вы увлекаетесь поэзией, то должны были заметить, что имеется в современной литературе такая тенденция: некоторые авторы все свои стихотворения, а другие авторы - только некоторые свои стихотворения публикуют без расстановки в тексте знаков препинания (реже - с двумя-тремя знаками на весь текст)."
     Хм...странное заключение...ну да ладно, идем дальше.




      Отсутствие знаков препинания в стихотворении - стилистический прием, способ выражения или усиления идеи/ формы написанного текста. Часто (но не обязательно) применяется в вольном стихе, верлибре.
     Думаю, автор, используя прием нерасстановки знаков препинания, должен знать, зачем он это делает (или же остро чувствовать, что именно так - правильно), а так же понимать, что большинство читателей подумает, что он не расставил знаки препинания потому, что он неграмотный .
      Вот такое умозаключение. Можно с этим согласиться, а можно и возразить.  Как говорится, на вкус и цвет товарища нет. Так и в стихах. Кому-то нравится привычная форма изложения, а кому-то вот такая.
   
     где кабан игрался в банке
     в подкидного дурака
     я взлетала на тарзанке
     и ныряла в облака

     в старых майках маловатых
     и открытых на пупке
     уходили октябрята
     карасей ловить в реке...    
     Я, правда, не совсем поняла про кабана в банке и про октябрят с карасями, но это, как говорится, видение автора. Пусть свое суждение выскажет читатель.



      Подводя итоги от прочитанного, хочу отметить, что ни в одном материале, представленном взыскательному читателю, равнодушия нет и в помине. Все рассказы, стихи , рецензии подобраны очень тщательно.  И это действительно радует ! Удачи авторам и редколлегии во главе с гл.редактором Щукиным М.Н.



Лана Ковалева, Севастополь. (Рецензия написана для "Литературной газеты, март, 2018г.)


Рецензии
Здравствуйте Лана !
Вы молодец, профессиональная статья, прочитал с удовольствием,

Уважуха автору, снимаю шляпу.

С уважением

Валерий Олейник   26.03.2018 15:00     Заявить о нарушении