131 Переезд на БПК Свирепый 29 июля 1972

Александр Сергеевич Суворов

О службе на флоте. Легендарный БПК «Свирепый».

2-е опубликование, исправленное, отредактированное и дополненное автором.

131. Переезд на БПК "Свирепый". 67-й ОДСРНК ДКБФ. 29 июля 1972 года.

Сводка погоды: Калининград суббота 29 июля 1972, дневная температура: мин.: 18.8°C тепла, средняя: 24.1°C тепла, макс.: 30.2°C тепла, без осадков.

Переезд на корабль был назначен на субботу 29 июля 1972 года, поэтому в пятницу мы всем экипажем усиленно собирались, паковали вещи, упаковывали свои аттестаты, маркировали их, собирали документацию, предметы и приборы, которые должны были увезти с собой на корабль, чистились, стирались, убирали кубрики-казармы, затем, уже вечером, мылись в душе, потому что все желали вступить на наш новый корабль чистыми, здоровыми, обновлёнными. Мы так жаждали этого события, что когда наступил день переезда первого изначального экипажа из учебного центра 67-го Отдельного дивизиона строящихся и ремонтирующихся надводных кораблей ДКБФ (67-го ОДСРНК) на полностью построенный БПК «Свирепый», никто в это не верил до той поры, пока не поступила команда всем выстроиться на плацу во дворе нашего Дивизиона-Экипажа.

В субботу 29 июля 1972 года с утра было уже 18.8°С тепла, в первой половине дня - 24.1°С тепла, а в полдень и после обеда - 30.2°С тепла. Жарко было в атмосфере, жарко было в душе, жарко было в нашей авральной работе – мы переезжали на свой корабль. Известие о переезде на корабль все встретили криками "Ура!", ликованием, восторгом, объятиями и танцами с прыжками. Всем натерпелось скорее очутиться на корабле, занять свои места в кубриках, принять своё заведование и наконец-то ощутить в полной мере причастность свою не к учебно-тренировочной базе 67-го ОДСРНК, а к родному боевому кораблю. Нам казалось, что ещё чуть-чуть и мы выйдем в море, кончится опостылевшая береговая казарменная жизнь и начнётся та самая, морская, вольная и настоящая боевая жизнь военных моряков.

Переезд занял весь световой день субботы 29 июля 1972 года до самого вечера. Первым рейсом грузовика, который нам выделил Калининградский ПССЗ "Янтарь", перевезли вещи офицеров и мичманов, вместе с вещами переехали те матросы, которые были выделены для обслуживания офицерских и мичманских кают и кают-компаний. Затем перевезли дежурную рабочую команду службы корабельного наряда, которая должна была принимать и разгружать вещи личного состава и имущество корабля. Вместе со службой корабельного наряда переехали наши коки и работники камбуза, они должны были приготовить ужин (обедали мы в Дивизионе-Экипаже).

Затем личный состав первого экипажа БПК "Свирепый" походным строем перешёл по переулку Транспортный и улице Суворова к центральной проходной Калининградского ПССЗ "Янтарь", где был встречен работниками и руководителями завода. Здесь нас поздравили с переездом на БПК "Свирепый" и пропустили на территорию завода. Через пять минут мы один за другим цепочкой быстро и ловко, но с величайшим волнением, пробежали бегом по трапу, отдали на бегу честь нашему кораблю и вахтенному старшине у трапа, а затем выстроились на указанные нам по схеме построения места наших боевых частей: первыми по правому борту с кормы встали мы - штурманская боевая часть БЧ-1, за нами вплотную по правому борту - ракетно-артиллерийская боевая часть БЧ-2, за ними - минно-торпедная боевая часть БЧ-3, а на левом борту - боевая часть связи БЧ-4, электромеханическая боевая часть БЧ-5, радиотехническая служба РТС, команды и службы. Этот порядок построения теперь был надолго, на всю жизнь нашего легендарного БПК "Свирепый"...

На фотоиллюстрации: 29 июля 1972 года. Первый осознанный кадр из фотолетописи БПК "Свирепый", так как я только что получил в каптёрке свой фотоаппарат, присланный родителям моим братом Юрой из Севастополя и привезённым моей мамой 8 мая 1972 года, когда она приезжала ко мне на побывку. Идея создания фотолетописи возникла у меня давно, для этого я и записывал в дневник-ежедневник важные события, но реализовать эту идею я мог только сейчас, когда стал исполнять обязанности комсорга секретаря комитета комсомола БПК "Свирепый". На фото - один из первых рейсов заводского грузовика под номером 67-90 КЛГ, на котором команда из четырёх матросов (слева направо на фото): радиотелеграфист БЧ-4 Александр Николаевич Червяков (период службы 19.11.1970 - 11.1973), улыбается и машет рукой радиотелеграфист БЧ-4 Юрий Васильевич Казённов (период службы 16.11.1970 - 11.1973), а развалился на тюках и чемоданах с вещами электрик штурманский БЧ-1 Анатолий Михайлович Мартынов (период службы 12.11.1970 - 11.1973). За спинами ребят отвернулся к водителю грузовика автор - матрос-рулевой БЧ-1 Александр Сергеевич Суворов (период службы 14.11.1971 -12.11.1974).

Задачей нашей команды было: принять груз, подаваемый матросами и старшинами в Дивизионе-Экипаже, разместить его в кузове грузовика, сопровождать груз по дороге от Дивизиона-Экипажа через проходную Калининградского ПССЗ «Янтарь» до причала, где стоял БПК «Свирепый» и передать груз (вещи, книги, журналы, приборы, припасы) в руки моряков рабочей команды службы корабельного наряда, то есть в ведение помощника командира корабля по снабжению, дежурного офицера по кораблю, дежурного по низам, старшего помощника командира корабля капитан-лейтенанта А.А. Сальникова и командиров боевых частей. Вот так мы, вчетвером, «мотались» на этом грузовике весь день с утра (после завтрака) до вечера с кратким перерывом на обед и ужин.

Одним из последних рейсов нашего грузовика старший специалист СПС старшина 2 статьи Владимир Петрович Мальцев, период службы 18.05.1971 -  20.05.1974 и я, только вдвоём, перевезли имущество «специального поста связи»: сейф, журналы, ящики с секретным оборудованием, личное имущество «шамана» Вовки Мальцева, тяжёлую кувалду на длинной ручке и подсумок с двумя гранатами без запала. Обессиленный авральной погрузкой-разгрузкой вещей и припасов, я еле-еле смог помочь Володе Мальцеву сначала погрузить его тяжёлое имущество в грузовик, а потом перетащить всё по трапу в те помещения, которые были ему выделены на корабле. Только в кузове грузовика я поинтересовался, зачем специалисту СПС нужны кувалда и гранаты…

- Кувалдой я должен вдребезги разбить своё имущество и оборудование в случае реальной угрозы затопления корабля, а гранатами я должен уничтожить свой боевой пост, сейф с документами, поджечь и сжечь дотла документы, а в случае вероятного пленения или захвата изменниками – подорвать гранатой себя и врагов - спокойно, буднично и неохотно ответил мне наш «шаман» старший специалист СПС Володя Мальцев, он говорил это так, что я сразу же ему поверил…

Больше я о переселении в этот день на БПК «Свирепый» ничего не помню, потому что смертельно устал. Единственно только, что ещё запомнилось из событий этого дня, это наше общее мнение личного состава и командования БПК «Свирепый» - название нашего корабля было только у нас на слуху, потому что в то время корабли нашего проекта 1135 снаружи на корпусе имели только бортовые номера, названия были в секрете. Нам всем очень хотелось, чтобы на бортах в корме нашего корабля сияли литые бронзовые буквы «СВИРЕПЫЙ»…

Фотоиллюстрация из первого тома ДМБовского альбома автора: 29 июля 1972 года. Калининград. Учебный центр 67-го ОДСРНК ДКБФ. Переезд из Дивизиона-Экипажа на БПК «Свирепый». В кузове грузовика слева направо: радиотелеграфист БЧ-4 Александр Николаевич Червяков, период службы 19.11.1970-11.1973, улыбается и машет рукой радиотелеграфист БЧ-4 Юрий Васильевич Казённов, период службы 16.11.1970-11.1973, а развалился на тюках и чемоданах с вещами электрик штурманский БЧ-1 Анатолий Михайлович Мартынов, период службы 12.11.1970-11.1973. За спинами ребят отвернулся к водителю грузовика автор, матрос рулевой БЧ-1 Александр Сергеевич Суворов, период службы 14.11.1971-12,11.1974.


Рецензии