136 Размагничивание корабля 09-11 августа 1972

Александр Сергеевич Суворов

О службе на флоте. Легендарный БПК «Свирепый».

2-е опубликование, исправленное, отредактированное и дополненное автором.

136. Размагничивание корабля. Рождение БПК "Свирепый". 09-11 августа 1972 года.

Сводка погоды: Калининград среда 09 августа 1972, дневная температура: мин.: 14.8°C тепла, средняя: 21.0°C тепла, макс.: 28.7°C тепла, без осадков; четверг 10 августа 1972, дневная температура: мин.: 13.8°C тепла, средняя: 19.5°C тепла, макс.: 25.2°C тепла, без осадков; пятница 11 августа 1972, дневная температура: мин.: 16.4°C тепла, средняя: 20.7°C тепла, макс.: 25.7°C тепла, без осадков.

Этап швартовных испытаний БПК "Свирепый" завершился 09 августа 1972 года, когда нас отбуксировали на рейд СБР (стенд безобмоточного размагничивания) Калининградского ПССЗ "Янтарь" (это совсем рядом от места стоянки БПК "Свирепый", "справа за углом" заводской достроечной стенки, напротив нефтеналивной базы на том берегу морского канала - автор).

Размагничивание корабля - это процесс искусственного уменьшения его магнитного поля. Магнитное поле корабля - это физическое поле, то есть область пространства, прилегающая к корпусу корабля, в котором проявляются физические свойства корабля как материального объекта. Основные виды физических полей корабля: гравитационное, акустическое, тепловое (инфракрасное), гидродинамическое, электромагнитное, магнитное и электрическое поле корабля. Физические поля корабля взаимодействуют с соответствующим физическим полем Мирового океана и прилегающего воздушного пространства, поэтому оставляют след и могут быть обнаружены на расстоянии чуткими приборами.

Размагничивание производят с помощью обмоток контуров, питаемых током, и называют электромагнитной обработкой (ЭМО) корабля, при этом создаётся определённым образом магнитное поле, обратное по знаку магнитному полю корабля. Зависимость направления магнитного поля, то есть положения его полюсов от направления тока определяется известным правилом "буравчика". Размагничивание производится двумя различными методами – безобмоточным и обмоточным, но эти названия условные, так как размагничивание кораблей как одним, так и другим методом выполняют с помощью обмоток, питаемых током. Правда, в первом случае, обмотки накладывают на корпус судна временно, лишь на период размагничивания, или же вообще располагают вне судна, а по второму способу размагничивания обмотки устанавливают стационарно в корпусе корабля при его изготовлении и включают их на время следования по опасным районам.

Безобмоточное размагничивание (БР) осуществляется путём воздействия на корабль временно создаваемых магнитных полей двумя способами: с помощью временно накладываемых на корабль электрических обмоток и с помощью контуров, обтекаемых током, уложенных на грунте, на дне специальных акваторий - полигонов БР. При безобмоточном размагничивании (БР) корпус корабля подвергается воздействию затухающего переменного и постоянного магнитных полей, либо кратковременному воздействию только постоянного магнитного поля.

Когда изготавливали БПК "Свирепый", то его металлический (стальной) корпус неизбежно намагничивался, приобретал свои собственные физические поля, причём, в вертикальном, продольном и поперечном направлении, поэтому и размагничивать его нужно в этих же направлениях. При продольном размагничивании весь корпус корабля параллельно ватерлинии окружается кабелем, по которому пропускается ток такой величины, чтобы созданное электромагнитное поле обратного знака превышало собственное магнитное поле корпуса корабля в 2-3 раза. Через несколько секунд ток в обмотке выключается и происходит «опрокидывание» магнитного поля корабля. После этого проводится "операция компенсации", то есть опять в обмотку включается ток, величина и направление которого выбираются так, чтобы после выключения его магнитное поле корабля возможно больше приближалось к нулю. Таким образом, магнитное поле корабля не будет воздействовать на детонаторы вражеских магнитных мин и магнитных торпед...

Для создания как постоянного, так и переменного магнитных полей на корабль накладываются временно один или несколько витков кабелей, подключаемых к источникам питания специальных судов размагничивания. При продольном размагничивании корабль по всей длине обматывается несколькими витками кабелей, как катушка, и корабль оказывается заключенным внутри огромного соленоида. При подачи тока в эту обмотку-селеноид возникает объёмное магнитное поле, действующее по оси соленоида, которое размагничивает корабль. При поперечном размагничивании на корабль накладываются в вертикальной плоскости два последовательно соединенных витка кабелей по бортам. В результате по всем направлениям добиваются нулевых значений измерений магнитного поля корабля.

Заводить и обматывать корабль вдоль и вокруг корпуса тяжелыми многожильными медными кабелями в толстой изоляции - это очень тяжёлый труд, на который уходит много сил и времени, но это крайне необходимо, так как обеспечивает безопасность кораблю и точность навигации - определения местоположения корабля в окружающем пространстве Земли. Поэтому одновременно с обмоткой корабля кабелем осуществляется безобмоточное размагничивание на специальной станции, на которой обмотки (кабель) уложены определённым образом на грунте акватории завода-изготовителя корабля.

Контуры кабелей СБР (станции безобмоточного размагничивания), уложенные на грунте, имеют форму петли. Поэтому такие станции ещё называют "петлевые станции безобмоточного размагничивания" (ПСБР). Акватория ПСБР ограждается буями или вехами и здесь имеются бочки для швартовки кораблей и судов. Через первый контур пропускают постоянный ток, а через второй - переменный ток частотой 1 Гц. Переменное магнитное поле устраняет все необратимые явления, возникающие при намагничивании в постоянном магнитном поле контура постоянного тока. Размагничивания на ПСБР осуществляется путём пропускания соответствующих токов по контурам (донным кабелям) в тот момент, когда корабль стоит над ними. Управление режимом тока и снятие показаний магнитометрической аппаратуры осуществляется дистанционно с берегового пульта.

Данный вид размагничивания БПК "Свирепый" получит в декабре 1972 года в уникальном месте - на I Полигоне ВМФ СССР в заливе Хара-Лахт (посёлке Суурпеа Эстонской ССР) на уникальных стендах:
- ИК-2М для магнитной обработки кораблей;
- база «Ока» - подъемно-опускное устройство для измерения гидроакустического поля;
- стенд «Пилон» - 28-метровая ферма, размещенная под водой, с установленными на ней датчиками гидродинамического давления и датчиками, определяющими гидрологию моря;
- глубоководный гидроакустический стенд, удаленный от основной акватории полигона на 80 км и т. д.

В четверг 10 августа 1972 года экипажу БПК "Свирепый" предложили сложить в коробки все свои наручные часы, мы, штурманцы БЧ-1, сняли все корабельные часы со всех переборок во всех помещениях и всё это унесли под охраной на берег. Перед этим, в среду, воспользовавшись хорошей ясной погодой, корабль был полностью обмотан кабелями для размагничивания, и особо храбрые матросы остались на корабле "загорать в сильном магнитном поле", чтобы получить либо "заряд сексуальной бодрости", либо "сексуальное успокоение". Процесс размагничивания БПК "Свирепый" шёл по принципу " гистерезисного или полугистерезисного перемагничивания" и эти слова действовали на моряков завораживающе, магически, магнетически. Некоторые утверждали, что ощутили прилив сил и "мужской энергии".

На самом деле  электромагнитное поле безобмоточного размагничивания действует только на корпус корабля, при этом не компенсируются курсовые и широтные изменения поля корабля, поэтому возникает необходимость периодически повторять магнитную обработку ввиду недостаточной стабильности результирующего поля и после каждого размагничивания необходимо производить определение и устранение девиации (погрешности) магнитных компасов. Так что нам, штурманам, забот и хлопот 09-10 августа 1972 года хватало...

Кроме этого лично мне пришлось участвовать в так называемом "обмоточном размагничивании", то есть в производстве компенсации магнитных полей корабля полями от стационарных обмоток, питаемых током от специальных источников. Совокупность системы обмоток, источников питания, а также аппаратуры управления и контроля составляет размагничивающее устройство (РУ) корабля. РУ создаёт магнитное поле в любой момент времени как "зеркальное отображение" собственного магнитного поля корабля, при этом в каждой точке под кораблем создаваемое магнитное поле равно полю корабля по величине, но противоположно по знаку. Таким образом, результирующее магнитное поле имеет почти нулевые значения (корабль становится почти "невидимым" для магнитных мин - автор). Кстати впервые РУ разработаны ещё во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов группой сотрудников ЛФТИ АН СССР во главе с академиком А. П. Александровым (И. В. Курчатов, Л. Р. Степанов К. К. Щербо и др.). Размагничивающее устройство (РУ) позволяет компенсировать магнитное поле корабля с учетом курсовых и широтных изменений.

Обмотки РУ установлены внутри корабля в продольном, поперечном и вертикальном направлениях, а направление тока в обмотках подбирают так, чтобы магнитное поле было противоположно собственному полю корабля полю в этих направлениях. Вот эти-то обмотки, спрятанные в специальных кожухах внутри помещений в носу и в корме, по расположению шпангоутов и по бортам (батоксовые постоянные обмотки) я и проверял. Для компенсации разнонаправленного магнитного поля достаточно задать в обмотках определенный и одинаковый режим тока, но сложнее компенсировать индуктивные составляющие намагничивания. Для компенсации этих составляющих магнитного поля корабля в РУ (размагничивающее устройство) входят регулируемые обмотки: широтная, курсовые шпангоутные обмотки и батоксовые курсовые обмотки.

РУ обмоточного размагничивания требует много энергии, стоит больших средств и усилий для создания, дефицитных материалов, но обеспечивает большую степень защиты кораблей от неконтактного магнитного оружия и большую скрытность корабля в физических полях Мирового океана.

- Таким образом, - рассказывал я ребятам во время посещения боевых постов и внутренних помещений для ревизии обмоток корабельного РУ (размагничивающего устройства), - за этими металлическими кожухами располагаются простые молчаливые толстые медные кабели, защищающие нас от магнитных мин и торпед, делающие нас невидимыми в магнитных полях, дающие возможность точно определять наше местоположение, местоположение (координаты) целей, а значит точнее стрелять, поразить врага и остаться живыми. Берегите эти защитные кожухи и берегите аппаратуру РУ, потому что они здесь не просто так, для красоты или помехи, а для самозащиты корабля, то есть нас всех.

Я честно "не травил военно-морскую байку о РУ" (размагничивающем устройстве), я говорил правду. Практически все матросы и старшины, годки, подгодки и молодые матросы с уважением и со вниманием смотрели на то, что я делал и слушали, что я говорил им обычным усталым и деловым тоном. Все отнеслись к размагничиванию нашего корабля с пониманием, вот почему участие нашего экипажа в укладке и обмотке корпуса корабля тяжеленными и маркими кабелями все мы восприняли, как аврал, как состязание, как своеобразный героизм. В этой авральной работе участвовали буквально все: офицеры, мичманы, годки, подгодки, молодые, прикомандированные и вновь прибывшие "салаги". Это было наше последнее "дело" в Программе швартовных испытаний перед получением первого в истории БПК "Свирепый" Военно-Морского флага, открывающего нам путь в море...

Ещё в середине июля 1972 года специальная комиссия представителей всех сдатчиков, военпредов и заказчиков от ВМФ определилась с датой выхода на заводские ходовые испытания БПК «Свирепый» - 12-13 августа 1972 года, на этот срок была назначена дата подъёма на корабле Военно-Морского флага.

В период с 09-11.08.1972 года БПК «Свирепый» проходил первое безобмоточное размагничивание на заводском рейде СБР, которое обеспечивало судно размагничивания Балтийского флота (возможно, СР-570 – автор). Под руководством опытных работников и матросов специального судна СР-570, мы разматывали с огромных катушек специальные тяжёлые кабель-тросы в чёрной липкой и маркой резиновой изоляции, цепляли их, наращивая длину, и заводили под корпусом нашего корабля, поднимая эти кабель-тросы на надстройки и даже на нашу фок-мачту и реи. В результате, корпус корабля оказался полностью обмотан кабель-тросами и превратился в сердечник электромагнита - селеноида.

На БПК «Свирепом» ещё не совсем закончились разные работы по доводке машин и механизмов, установка новых приборов, поэтому на корабле присутствовали многочисленные специалисты разных заводов, приехали из Ленинграда конструкторы и проектанты корабля, инженеры-наладчики и учёные из военных институтов. Все были в хорошем праздничном настроении и восприняли время, предназначенное для размагничивания корабля (в течение нескольких дней), как своеобразный «отпуск». Матросы экипажа БПК «Свирепый» тоже, невзирая на невидимые магнитные поля, с удовольствием загорали на «крыше» ГКП и ходовой рубки во время проведения работ по размагничиванию, что и подтверждает фотоиллюстрация из ДМБовского альбома радиотелеграфиста Казённова Юрия Васильевича, период его службы 16.11.1970 - 11.1973. На переднем плане снимка Червяков Александр Николаевич, период службы 19.11.1970 - 11.1973,, за ним с чапаевскими усами командир отделения механиков БП ЗАС Морозов Николай Николаевич, период службы 19.11.1970 - 11.1973, а за ним возвышается радиотелеграфист Аносов Борис Алексеевич, период службы 16.11.1970-11.1973 (все из БЧ-4). По бокам от ребят видны двойные кабель-тросы для размагничивания.

Обмоточное размагничивание БПК «Свирепый» на заводском стенде СБР с помощью специального судна, возможно, СР-570, было последним событием перед первым торжественным подъёмом Военно-Морского флага ВМФ СССР, потому что 10 августа 1972 года Командующий Балтийским флотом, адмирал В.В. Михайлин издал приказ №0432 о зачислении новостроящегося БПК «Свирепый» в списки боевых надводных кораблей Дважды Краснознамённого Балтийского флота.

Что значило для нас, экипажа БПК «Свирепый», издание командующим Балтийским флотом такого приказа и поднятие Военно-морского флага? Первое, - это, конечно, гордость за то, что мы досрочно справились с большими задачами, приняли и первично освоили корабль, подготовились к заводским ходовым испытаниям. Второе, - это повышение денежного содержания и норм питания с «сухопутных» (общевойсковых норм), до «морских» (флотских). Третье, - начало настоящих морских испытаний и приключений, потому что наш корабль должен был впервые дать ход, пройти узостями по калининградскому Морскому каналу из акватории родного Калининградского Прибалтийского судостроительного завода «Янтарь» в Балтийскую военно-морскую базу Балтийск и встать там к причальной стенке – на своё законное место.

Ну, а дальше – в море! Ребята, в море! В Балтийское море, на Балтику!..

Фотоиллюстрация из ДМБовского альбома Юрия Казённова: 10 августа 1972 года. Калининград. Калининградский Прибалтийский судостроительный завод "Янтарь". Заводской рейд СБР, где в период с 09 по 11 августа 1972 года БПК «Свирепый» проходил безобмоточное размагничивание. На переднем плане снимка радиотелеграфист Червяков Александр Николаевич, период службы 19.11.1970-11.1973, за ним с чапаевскими усами командир отделения механиков БП ЗАС Морозов Николай Николаевич, период службы 19.11.1970 - 11.1973, а за ним возвышается радиотелеграфист Аносов Борис Алексеевич, период службы 16.11.1970 - 11.1973 (все из БЧ-4). По бокам от ребят видны двойные кабель-тросы обмотки размагничивания. Сверху на фоне берега виден корабельный измеритель ветра (КИВ) – моё (автора) заведование как рулевого БЧ-1.
В новелле использованы данные из статьи авторов Зингер М.А., Захаров И.В. Применение инновационных технологий в военном кораблестроении // Актуальные вопросы технических наук: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). — Краснодар: Новация, 2017. — С. 13-17.


Рецензии