137 Военно-морской флаг. 12 августа 1972

Александр Сергеевич Суворов

О службе на флоте. Легендарный БПК «Свирепый».

2-е опубликование, исправленное, отредактированное и дополненное автором.

137. Военно-морской флаг. Рождение БПК "Свирепый". 12 августа 1972 года.

Сводка погоды: Калининград суббота 12 августа 1972, дневная температура: мин.: 14.2°C тепла, средняя: 17.9°C тепла, макс.: 22.4°C тепла, 4.8 мм осадков, моросящий дождь.

Всем военным морякам известно, что Военно-морской флаг является Боевым Знаменем корабля, что он является символом славы, чести и достоинства корабля, флота и государства. Поднятый на корабле Военно-морской флаг и гюйс означают принадлежность корабля к Вооружённым Силам СССР, к ВМФ Советского Союза, а значит, несёт в своём облике и образе боевой дух, энергию, силу и военную мощь государства. Если Государственный флаг СССР и РСФСР (России) являются символами государственного суверенитета, то Военно-морской флаг ВМФ СССР является символом военного суверенитета корабля и флота, то есть его неприкосновенности, вооружённой неприкосновенности. Так я говорил и рассказывал на политзанятиях своё видение и понимание символического значения Военно-морского флага ВМФ СССР.

Кстати, наш новый замполит капитан 3 ранга Д.В. Бородавкин всякий раз, когда на занятиях заходила речь о Военно-морском флаге, как мантру повторял: «Военно-морской флаг является символом воинской чести, доблести и славы, служит напоминанием каждому члену экипажа корабля о героических традициях и священном долге защиты Отечества». Мы, матросы и старшины, были с этим согласны, но я уже к этому времени из журнала «Морской сборник», который выписывал наш штурман старший лейтенант Г.Ф. Печкуров, знал, что в истории России и Советской России было много вариантов военно-морских флагов.

С чем мы все безоговорочно были согласны, так это  с тем, что «корабли Военно-Морского Флота, ни при каких обстоятельствах не спускают своего флага перед противником, предпочитая гибель сдаче врагам Отечества», что «охрана Государственного флага Российской Федерации и Военно-морского флага в бою является почётной обязанностью всего экипажа корабля». Я сам был свидетелем, когда ДМБовские годки тоже наизусть на политзанятиях говорили такие строки из Корабельного устава: «Весь личный состав корабля обязан самоотверженно и мужественно защищать Государственный флаг Российской Федерации и Военно-морской флаг в бою и не допускать захвата их противником».

На БПК «Свирепый» непосредственное наблюдение за состоянием флагов и охрана их в бою поручались сигнальщикам-наблюдателям БЧ-4, специально назначенным для этого расписанием по боевой тревоге. По Корабельному уставу, если Государственный флаг СССР или Военно-морской флаг ВМФ СССР будет сбит в бою, он должен быть немедленно заменён другим, поэтому на корабле имелись наготове запасные флаги, которые, хранились в специальном шкафчике на ГКП (главном командном пункте). Кстати, если обстоятельства не позволяют поднять запасной флаг на установленном месте, то его поднимают на флагштоке или в любом месте корабля, где это возможно.

Мы знали, что по Корабельному уставу Военно-морской флаг вручается кораблю на основании приказа командующего флотом и пока БПК «Свирепый» стоял без экипажа у достроечной стенки Калининградского Прибалтийского судостроительного завода "Янтарь" в качестве новостроящегося корабля, флаг не поднимается, что его даже в шутку или по праздником нельзя поднимать на машинах, на лодках, яхтах, в пионерских лагерях или на зданиях. Гюйс, который поднимается на носовом гюйс-штоке корабля, обозначает, что корабль принадлежит к 1 или 2 рангу. Гюйс поднимается на гюйс-штоке во время стоянки корабля на якоре (бочке, швартовах). Гюйс поднимается и спускается одновременно с подъёмом и спуском Военно-морского флага. Кроме этого ещё на мачтах поднимаются вымпелы, но это будет потом, когда мы выйдем в море…

В субботу 12 августа 1972 года, в день окончания швартовных испытаний БПК "Свирепый", нам предстояло торжественное поднятие Военно-морского флага и гюйса, поэтому мы тщательно готовились: плотники-боцмана из брусьев соорудили деревянную лестницу на кормовую надстройку с красной ковровой дорожкой; сигнальщики подготовили и подвесили к фалам от флагштока и гюйс-штока до клотика фок-мачты флаги расцвечивания; верхнюю палубу корабля и все надстройки вымыли с мылом и подкрасили, где надо; задрапировали брезентом всякие оставшиеся монтажные фермы и стойки лесов от размагничивания корабля. Флаги расцвечивания поднимаются на кораблях одновременно с подъёмом Военно-морского флага и спускаются вместе с ним, если по каким-либо причинам не спущены ранее, поэтому сигнальщики БЧ-4 два-три раза рано утром 12 августа 1972 года репетировали этот процесс подъёма флагов расцвечивания.

По опыту праздничных маршей нашего экипажа по улицам и площадям Калининграда в период нашей жизни и службы в учебном центре 67-го Отдельного дивизиона строящихся и ремонтируемых кораблей ДКБФ мы знали, что личный состав кораблей участвует в парадах на берегу с Военно-морским флагом, прикреплённым к древку. В этих случаях порядок выноса Военно-морского флага осуществляется в соответствии со Строевым уставом ВС СССР без назначения знамённого взвода, при этом все военнослужащие приветствуют Военно-морской флаг как Боевое Знамя.

С раннего утра 12 августа 1972 года мы лихорадочно готовились к первой встрече на нашем новеньком "с иголочки" БПК "Свирепый" Командующего Балтийским флотом адмирала В.В. Михайлова, который должен был принести нам и выручить командиру корабля капитану 3 ранга Е.П. Назарову наш Военно-морской флаг, наше Боевое Знамя корабля.

В 09:00 12 августа 1972 года Командующий Балтийским флотом адмирал Владимир Васильевич Михайлин, в полном параде, при всех орденах, на заводском пирсе Калининградского ПССЗ "Янтарь" принимал рапорт командира 67-го Отдельного дивизиона строящихся и ремонтируемых кораблей ДКБФ капитана 1 ранга Виктора Николаевича Безносова о готовности БПК «Свирепый» к первому торжественному подъёму Военно-морского флага ВМФ СССР. БПК «Свирепый» в это время стоял в акватории реки Преголя на месте заводского СБР (стенда безобмоточного размагничивания).

До корабля можно было добраться только на катере, поэтому адмирал В.В. Михайлин на рейдовом катере отправится на заводской рейд СБР, где до этого с 09 по 11 августа 1972 года БПК «Свирепый» проходил обмоточное размагничивание. Отсчёт минут до Дня рождения БПК «Свирепый» начался…

Фотоиллюстрация из книги А.С. Дробота «Свирепый» на страже Отечества»: Суббота 12 августа 1972 года. 09:00. Калининград. Калининградский ПССЗ «Янтарь». Прибытие Командующего Балтийским флотом адмирала В.В. Михайлина на Калининградский ПССЗ «Янтарь». Рапорт командира 67-го Отдельного дивизиона строящихся и ремонтируемых кораблей ДКБФ капитана 1 ранга В.Н. Безносова о готовности БПК «Свирепый» к первому торжественному подъёму Военно-морского флага ВМФ СССР. После этого адмирал В.В. Михайлин на рейдовом катере отправится на заводской рейд СБР, где до этого с 09 по 11 августа 1972 года БПК «Свирепый» проходил безобмоточное размагничивание.
Справка: Преголя, Прегель (прусск. Preigara, Preigile, нем. Pregel) – река, впадающая в Балтийское море, точнее в Калининградский (Вислинский) залив. Длина Преголи – 123 км, вместе с Анграпой (один из важнейших притоков) – 292 км. Площадь бассейна Преголи – 15,5 тыс. кв. км (Википедия)


Рецензии