Почему вы едите пиццу?

Предисловие

В прошедшую субботу я днем от нечего делать нечаянно зашел на ТВ  канал «Звезда» на передачу «СССР. Знак качества», где  говорилось об «общепите» СССР. Вел передачу Гарик Сукачев. И я не собирался ее смотреть, так как про жизнь в СССР  на нашем ТВ сейчас ничего, кроме, как гадости,   не увидеть  и  не услышать невозможно.
 
А здесь вдруг с величайшим для себя удивлением услышал восторженные слова о советских столовых.  И эти слова  говорили  не какие-нибудь мало известные журналисты  по конъюнктурным  заданиям редакции,  а   известнейшие люди нынешней России, такие, как  певцы Лещенко, Боярский, Розенбаум,  Сукачев. Уж их-то в неискренности на такую тему заподозрить сложновато.  А  вот эти слова Лещенко я даже записал:

-- Такой харчо, как у нас в столовке, я больше нигде в своей жизни не ел.  Даже в Тбилиси. И всего лишь  16 копеек за  полпорции харчо.  А полпорции тогда  было  это чуть ли не вся тарелка с верхом!
 
Самое поразительное  здесь  то, что я с этими словами  о советском общепите наших известнейших звёзд  шоу бизнеса совершенно согласен.


Советский  массовый общепит 

Недавно в одном нынешнем  криминальном  сериале героиня кормит своего героя дома пиццей, купленной в магазине.  Он просит у нее нож и вилку для еды.   Она  смеется  в  ответ  – да  пиццу руками надо есть. А не вилкой и  ножом.  Очень даже удобно.
 
Может  и  удобно. Не знаю. Не знаю. Но почему – пицца!  Везде, куда не глянь – одна лишь пицца. Ну, еще сэндвичи, гамбургеры, стритфуды, хотдоги, чисбургеры, кебабы. фудтраки и так далее и тому подобное. Не знаю даже, чем они отличаются друг от друга, но это то, что едят на улице при ходьбе в Америке. Идет, к примеру,  по Нью-Йорку целая гора человеческого  живого мяса и жует такую же гору мертвого мяса. Б-р-р-р-р!

Но действительно, почему пицца? Потому что вкусно? Да нет, я бы не сказал, что вкусно.  Даже больше, наоборот -  не вкусно!  Очень не вкусно. Но ничего теперь  для нас с вами,  кроме пиццы  в магазинах  не предусмотрено и не представлено.  Раньше хоть что-то еще вместо них или вместе с ними  было, а сейчас и они исчезли. Одни пиццы.

Я вспоминаю свои студенческие годы. Они были еще  в  Советские, «проклятые» по нынешнему мнению, годы.  Жил я тогда  в  студенческом общежитии Доргомиловского студгородка, что был  рядом с метро Студенческая Арбатской радиальной линии, почти  рядом с  Киевским вокзалом.  Студенты в те времена на метро  ездили бесплатно, точнее, по   их Студенческому проездному, выдаваемому в институте на всех виды городского транспорта.

А на Киевском вокзала в семь вечера начинали продавали свежие,  горячие  жарение  пирожки с ливером за десять  копеек  и  с повидлом за пять копеек. А также жареные пончики, круглые в виде мячика,    и плоские  в виде колечек с  круглой  дыркой посередине, посыпанные сахарной пудрой за десять копеек килограмм. Продавали еще и горячие булочки  с  запечённой в них сосиской за двадцать копеек штука.  Причем, сосиской, не нынешней, «резино-пластиковой» по вкусу, а настоящей советской сосиской, сочной и вкусной до невозможности.

Мы с ребятами из комнаты сбрасывались иногда  деньгами, определялись, сколько кому чего    покупать, разыгрывали, кто поедет и отправляли проигравшего на  вокзал. А сами ставили чайник на плиту. Через десять-пятнадцать минут посыльный приезжал с полной сумкой свежей и наивкуснейшей тогда  для нас еды.
 
Надо сказать, что в студенческой столовой института  продавались пирожки. Но это было не то, не то.  На вокзале пирожки были совершенно другие и гораздо более вкусные. Хотя, может быть, нам  так казалось.  Ведь в студенческих столовых тогда кормили очень даже здорово, дешево и вкусно. И когда через много лет я осел в Подмосковье и у меня появилась семья, то мы  часто ездили по выходным в Москву. Просто так ездили, отдохнуть, побродив по центру Москвы,  по ВДНХ или по ЦПКИО. И обедать я всех своих водил в студенческую столовую, что была в нашем студгородке на Студенческой. И всем моим она очень нравилась.
 
Здесь же, недалеко от общаги, на Можайском рынке, была пирожковая в отдельном здании, где пеклись и продавались пироги подовые русские. Как они готовились я не знаю, но назывались они подовыми. Они были либо  полностью закрытыми, в которых начинка была внутри пирога и  ее  не было видно снаружи,  либо полузакрытыми, когда верхнюю часть пирога  оформлялась  в виде некой решетки из  полосок теста, через  которую видна часть начинки, и совсем   открытыми, когда начинка находится снаружи пирога.
 
И каких там пирогов не было! И с простой начинкой в виде яиц и лука, или же   с картошкой и луком,  и с рисом, и с горохом, и с грибами, и  со сладкой начинкой и бог его знает еще  с чем.  И кулебяки там были, и курники, и рыбники, и беляши, и  даже блинчатые пироги. Но в этой пирожковой мы бывали редко, лишь со стипендии или со своего приработка – дороговато слишком уж там было для студенческого кошелька.

Такие  же пирожковые  были и на ВДНХ, и в ЦПКИО, а также в известных  парках Москвы, таких, как Сокольники, Измайлово, Бескудниково  и другие.

А напротив Библиотеки имени Ленина, прямо  через дорогу  находилась широко  известная для молодёжи  «пончиковая»,  где  стоял импортный автомат для  жарки пончиков и хорошо было видно, как готовые изделия  одно за другим вываливаются на поднос. К  пончикам  здесь  же можно было взять чашку горячего  бульона или же чашку чая из самовара.

Так что в Москве в советские времена перекусить было где, но идущих по улице и  жующих какую-нибудь еду, как в США,  увидеть было невозможно. Не было так принято у  русского человека. Жующие прохожие  были типичнны для США, но не для России.

Хотя по всякому тогда у нас бывало. По всякому.  Бывало и так, как я однажды  увидел зимой около метро «Арбатское»  в мороз градусов под двадцать.  Крупная, толстая женщина, одетая в меховую шубу и белый халат,  торговала с лотка пирожками и кричала хриплым, видно, простуженным  голосом:

--  Пирожки с мясом! Пирожки с мясом!  Налетай разбирай!  Три дня как с огня,  а все пар идет!

Самое поразительное, что от ее лотка действительно шел пар и люди  около нее стояли  и покупали. И тут же ели, стоя около нее.

PS  Когда  в Москве появились первые Макдональдсы, я съездил с двенадцатилетней внучкой в Москву в один из них, что открылся тогда на улице Горького. Съездил ради нее, а не  ради  себя, чтобы она  узнала, что это такое  и  не комплексовала в школе среди сверстниц..   Ну, постояли в  очереди с полчаса, потом поели. Ничего особенного, есть можно было.  Хотя наша жареная картошка была намного вкуснее.

Одну порцию я взял с собой, думал, в электричке внучка еще съест. Но в электричке  внучка есть не стала – картофель фри остыл и превратился в нечто  несъедобное. Дома я его разогрел в микроволновке, но результат оказался тот же  и  «эту заморскую фри» пришлось выбросить.

PPS  Я уж не буду говорить здесь о многих  тысячах кафе, пельменных  и разных  столовых, находящихся в Москве. Ведь в России к вопросам общественного питания относились очень серьезно и в стране действовал расчетных принцип четырехразового общественного питания: завтрак, обед, полдник, ужин. И этого «американоидного» круглосуточного жевания у нас не было никогда даже в намеке. Наверное потому мы никогда и не были такими толстыми, как американцы.

***


Рецензии
Вслед за технологическим влиянием идет и культурное: религия, мода, литература и тд. Это было всегда и во все эпохи. Например, сейчас все носят американскую одежду: худи, бейсболки, джинсы, кроссовки и тд. Чем это обусловлено? Иногда кажется, что ничем. Наоборот, совсем нет логики: джинсы не так уж удобны и функциональны, особенно в жару, а в бейсболке мало проку как от головного убора, если работаешь на сильной жаре - обгорают уши (как в случае со мной). Футболка, в отличие от косоворотки, не защищает шею от солнца, от чего многие страдают, не учтя этот момент. И тд и тп.

Национальная кулинария падает последней так как она - суть той земли, на которой живет народ, заключая в себе хозяйственные культуры данной местности и наиболее рациональные методы их употребления, проверенные веками. Не говоря уж о том, что мы чисто генетически привязаны к тому, от чего будет воротить американца - квашеная капуста, соленые грибы, холодец, супы и тд и тп. Наши предки во многих поколениях вкушали эту пищу.

Но городская культура имеет свои законы. Пица моднее, чем пирог с капустой и яйцом или сырники.

Я лично за борщ, щи, голубцы, окрошку и, конечно, шаньги с картошкой.

Андрей Лямжин   20.06.2021 19:06     Заявить о нарушении
Ну, насчет того, что все носят ихнее - не соглашусь. Это дело тупых молокососов, живущих в России, как в диких джунглях. А с молодежью - работать нужно. Но, чтобы работать с молодежью - надо знать, куда ее вети. А власть России - не знает!

Виталий Овчинников   21.06.2021 13:21   Заявить о нарушении
На это произведение написана 21 рецензия, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.