144 Фотолетопись корабля 12 августа 1972

Александр Сергеевич Суворов

О службе на флоте. Легендарный БПК «Свирепый».

2-е опубликование, исправленное, отредактированное и дополненное автором.

144. Фотолетопись корабля. День рождения БПК "Свирепый". Испытания. 12 августа 1972 года.

Сводка погоды: Калининград суббота 12 августа 1972, дневная температура: мин.: 14.2°C тепла, средняя: 17.9°C тепла, макс.: 22.4°C тепла, 4.8 мм осадков, временами моросящий дождь, "белесая хмарь".

Мысль о фотолетописи БПК «Свирепый» пришла ко мне внезапно, мгновенно, ярко, как оправдание задержки адмирала и наших гостей у флагштока на баке БПК "Свирепый", как оправдание необходимости выбрать и скомпоновать правильный и наиболее эффектный кадр. Командир корабля капитан 3 ранга Е.П. Назаров очень тревожно и сердито отреагировал на мою резко-настойчивую просьбу: "Всем просьба - оставаться на местах!", но увидев доброжелательное внимание командующего Балтийским флотом адмирала В.В. Михайлина, он "подобрел". Поэтому я сделал дубль этого снимка, чтобы поймать полностью развевающийся алый гюйс. Адмирал В.В. Михайлин с пониманием отнёсся к необходимости немного потерпеть, а потом успокоил командира корабля и особенно нашего старпома капитан-лейтенанта А.А. Сальникова, который сделал мне знак, чтобы я «убирался ко всем чертям»...

На следующий день, утром в воскресенье 13 августа 1972 года, когда я в каптёрке нашего корабельного баталёра проявил ночью фотоплёнку и сделал первые пробные фотоотпечатки, я подумал, что их надо показать первым делом командиру корабля капитану 3 ранга Е.П. Назарову, но он отдыхал после вчерашнего ночного традиционного флотского застолья, поэтому я показал ещё влажные фотоснимки большого формата 24Х30 заместителю командира корабля по политической части капитану 3 ранга Д.В. Бородавкину.

- Вот этот снимок (смотри фотоиллюстрацию к данное новелле – автор) нужно сделать в количестве не менее 20 штук, - сказал мне Д.В. Бородавкин озабоченным тоном, - и то мало будет. Жаль только, что это гюйс, а не Военно-морской флаг, но всё равно, отличный кадр и его можно дарить «большим людям».
- Годки просят сделать им такие снимки, - сказал я несмело замполиту, потому что это они допустили меня к их годковскому фотоувеличителю, к фотобачкам, лоткам и фотореактивам в каптёрке корабельного баталёра.
- Годки на то и годки, - веско заявил Дмитрий Васильевич Бородавкин, - чтобы изыскивать возможности самим делать фотографии, а не эксплуатировать корабельного художника-фотографа. Отныне, вы матрос Суворов переходите в моё подчинение и становитесь корабельным художником и фотографом.

- Кстати, Суворов, - разглядывая мои фотоснимки, насмешливо спросил меня замполит. - Где вы научились так фотографировать и «строить» одновременно годков, командира корабля, старпома, контр адмирала, адмирала - командующего Балтийским флотом и высшее руководство завода «Янтарь»? Вы что, не знаете, что такое субординация?
- Момент был такой, что иначе было нельзя, - оправдывался я. – Надо было, чтобы все были в кадре, чтобы смотрели прямо в объектив фотоаппарата и чтобы при этом гюйс развевался во всю ширь. Я не виноват, это так получилось...
- Хорошо получилось, - задумчиво сказал Дмитрий Васильевич Бородавкин. – А что это ты там нам кричал, что это: "Кадр фотолетописи корабля!" и что мы: "Должны выглядеть в летописи достойно!»? Ты хоть понимаешь значение и смысл своих слов?

Я совершенно не помнил, чтобы я что-то такое говорил, а тем более кричал кому-то эти слова. Думать – думал, но чтобы кричать?! Такого я не помню…

- Кричал, кричал, - строго заявил замполит. – То, что ты надумал делать фотолетопись корабля изначально со дня его рождения, то есть с момента первого подъёма Военно-морского флага – это идея правильная. Одобряю! Считай, что ты теперь будешь фотолетописцем нашего корабля и сделай нам к обеду стенгазету о вчерашнем дне, а также фоторепортаж о встрече командующего Балтийским флотом и о подъёме Военно-морского флага. Кадры такие есть у тебя?

Я рассказал капитану 3 ранга Дмитрию Васильевичу Бородавкину о том, как лейтенант-охранник не пускал меня к поручням из-за башни артустановки АК-726, чтобы я мог сфотографировать, как поднимались на крышу БУГАС "Вега" командующий Балтийским флотом адмирал В.В. Михайлин и гости, как командир корабля капитан 3 рагна Е.П. Назаров принимал от адмирала В.В. Михайлина наш первый Военно-морской флаг и обходил с ним строй экипажа корабля, как он вместе с сигнальщиками поднимало на флагшток наш Военно-морской флаг...

Дмитрий Васильевич досадливо хлопнул ладонями по столу, поморщился, покачал головой и решительно сказал: "Теперь тебе помех никаких не будет при условии, если вы, матрос Суворов, будете держать себя строго в рамках субординации и требований устава, не будете говорить лишнего, будете больше помалкивать и хорошо делать своё дело». С этими словами замполит меня отпустил делать фотографии. Таким образом, я в одночасье сделался не только художником-оформителем корабля, но и фотолетописцем БПК "Свирепый".

Матрос, подгодок баталёр, был очень недоволен тем, что я внезапно стал «любимчиком» замполита, что «ворвался» в его кладовую (каптёрку), что занял всё его рабочее место «своими вонючими банками-склянками», что я ему «не даю ни одной фотографии». Он ярился, ругался на меня матом, орал, что выгонит меня из каптёрки, но я только молча, стиснув зубы, отвечал ему из-за запертой двери (нужна была темнота - автор), чтобы он "сходил к замполиту и передал ему все свои претензии и жалобы". Ну, как я мог кому-то отдавать фотографии, если заместитель командира корабля по политической части капитан 3 ранга Дмитрий Васильевич Бородавкин строго-настрого предупредил меня, что "количество снимков-отпечатков будет проверять лично"…

Таким образом, снимок фотоиллюстрации к данной новелле моей книги "О службе на флоте. Легендарный БПК "Свирепы" стал первым официальным кадром фотолетописи БПК «Свирепый», титульным подарочным снимком, центральным кадром корабельной стенной газеты, посвящённой Дню рождения БПК "Свирепый" и первому поднятию Военно-морского флага БПК "Свирепый" 12 августа 1972 года. Все без исключения матросы, старшины, мичманы и офицеры экипажа корабля были довольны этой газетой и этим снимком. Все не просто хотели, а страстно жаждали заполучить его себе в альбомы, но Дмитрий Васильевич Бородавкин просто-напросто отобрал у меня фотоплёнку, заявив, что она принадлежит БПК «Свирепый» и его истории, за которую он, заместитель командира корабля по политической части, отвечает…

Это был наш первый и изначальный принципиальный конфликт-несогласие между замполитом и личным составом БПК «Свирепый», породивший глухую, но стойкую неприязнь между личным составом и замполитом. Я тоже был против того, чтобы ограничивать право матросов и старшин, годков, подгодков и молодых, мичманов и офицеров иметь исторические снимки первого подъёма Военно-морского флага и дня рождения БПК «Свирепый». Я вообще хотел, чтобы эти фотоснимки выдавались матросам и старшинам, годкам, подгодкам и молодым, особенно, тем, кто был запечатлён на этих снимках, в качестве поощрений и благодарностей, но увы, капитан 3 ранга Д.В. Бородавкин поначалу свой службы на БПК «Свирепый» был, как бы помягче выразиться, - авторитарным и ортодоксальным замполитом, то есть склонным последовательно и неуклонно придерживаться основ какого-либо учения, мировоззрения, каких-либо взглядов, прежде всего, своих взглядов...

Только-только я услышал из уст замполита капитана 3 ранга Д.В. Бородавкина слова о том, что он фактически освобождает меня от несения службы по боевому расписанию, то есть матросом-рулевым БЧ-1, и поручает мне фактическое исполнение обязанностей комсорга корабля "на освобождённой основе", то есть так, как это должен был делать штатный комсорг большого противолодочного корабля - офицер в звании лейтенант. На самом деле никто меня от обязанностей матроса-рулевого БЧ-1 не освобождал и я ещё долго, очень долго, совмещал службу и вахты рулевым за штурвалом рулевой колонки "Альбатрос 22-11", обязанности рулевого в румпельном отделении по боевой тревоге и обязанности дежурного "штурманца" по БЧ-1.

Возразить заместителю командира корабля капитану 3 ранга Д.В. Бородавкину, как комсорг и представитель личного состава корабля, в августе 1972 года я ещё не мог - у меня ещё совсем не было никакого авторитета перед ним и командиром корабля. Более того, все офицеры, особенно, наш старпом капитан-лейтенант А.А. Сальников ко мне относились крайне настороженно и строго. Кроме того я допустил "оплошность", потому что вчера 12 августа 1972 года так получилось, что годки при фотографировании не бросились, как «молодые в кучу начальства, чтобы сфотографироваться с ними на память». Поэтому, после того, как я спрыгнул с крыши тамбура на баке и потребовал всем сфотографироваться в фотолетопись корабля, они поторопились занять места. Однако вставать в полный рост перед командующим Балтийским флотом адмиралом В.В. Михайлиным и загораживать его, конечно, нельзя было, поэтому я их (годков) посадил на корточки… Ох! и припомнили годки призыва 1969 и 1970 годов мне эту их «посадку»…

Сколько злых, остроумных и колких шуточек было после того, как я «опубликовал» эту фотографию (фотоиллюстрацию – автор) в корабельной стенной газете! Зрители-читатели толпились возле стенгазеты, посвящённой Дню рождения корабля и вслух громко говорили: «Молодые стоят, а годки на полусогнутых перед ними и под адмиралом!», «Все вверху, а «годки» внизу!», «Молодые петухами, а «годки» наседками!», «Суворов показал «годкам» их место» и т.д. Конечно, это были шутки, но в каждой шутке только доля шутки, поэтому мне этот снимок ещё долго «икался и кололся» во время службы на БПК «Свирепый».

Фотоиллюстрация из первого тома ДМБовского альбома автора: 12 августа 1972 года. 10:30. Калининград. Калининградский ПССЗ «Янтарь». Река Преголя. Заводской рейд СБР. День рождения БПК «Свирепый» - первый подъём Военно-морского флага и гюйса. Командующий Балтийским флотом, адмирал В.В. Михайлин, руководство Калининградской области, города Калининграда, руководители Калининградского ПСЗ «Янтарь», ответственные сдатчики и военпреды, принимавшие от завода-изготовителя БПК «Свирепый» в компании с моряками первого изначального экипажа корабля на втором по счёту снимке Фотолетописи БПК «Свирепый». С этого и предыдущего кадров началась серия корабельных стенгазет под общим названием «Фотолетопись БПК «Свирепый». Впоследствии снимки и рисунки этих корабельных стенных фотогазет стали страницами двух больших фотоальбомом, которые в ноябре 1974 года я "подарил" легендарному БПК "Свирепый".


Рецензии