150 Мы в море! 14 августа 1972

Александр Сергеевич Суворов

О службе на флоте. Легендарный БПК «Свирепый».

2-е опубликование, исправленное, отредактированное и дополненное автором.

150. Мы в море! День рождения БПК "Свирепый". Испытания. 14 августа 1972 года.

Сводка погоды: Калининград понедельник 14 августа 1972, дневная температура: мин.: 9.9°C тепла, средняя: 17.7°C тепла, макс.: 24.8°C тепла, без осадков.

- Здравствуйте дорогие мои, мама и папа! С горячим морским, только что проветренным свежим 7-ми бальным юго-восточным ветром-приветом к Вам ваш сын Саша, то бишь, я. Ну, начну с того, что сообщу, как вы уже догадались, - мы в МОРЕ!!!
- Только что пришли (из Калининграда – автор) и стали здесь в старом Балтийске. Всё знакомо, всё так же, как 5 месяцев назад. Только кое-что изменилось, но, как всё в нашей стране, к лучшему.
- Настроение праздничное, ведь впервые наш корабль выходит в море. Командир корабля торжественно поздравил экипаж с первым выходом корабля в море, а я, сидя на боевом посту (в румпельном отделении – автор), слушал и поздравлял (мысленно – автор) всех товарищей.

Так я продолжал писать письмо родителям, которое начинал ещё в воскресенье 13 августа 1972 года, но тогда смог только вывести слова: " Здравствуйте дорогие мои, мама и папа!". Теперь же, преодолевая качку, я аккуратно, с паузами писал, сидя на палубе в румпельном отделении БПК "Свирепый", свои первые ощущения и мысли. В первый же день выхода в море в понедельник 14 августа 1972 года Балтика встретила нас ощутимой качкой, сильным волнением и свежим ветром (7 баллов). При этом небо было в клочьях облаков, которые неслись с ужасающей скоростью и облик облачного неба менялся каждую секунду, выстраивая замечательные чётко и контрастно высвеченные облачные картины.

В первый же день заводских ходовых испытаний команда наладчиков вместе с флагманскими специалистами проверяла работу всех машин и механизмов ГЭУ (главной энергетической установки) БПК "Свирепый". Работу турбин пробовали на разных режимах, оборотах, на холостом и рабочем ходу и т.д. Одновременно проверялась работа всех корабельных систем и первые же часы пребывания БПК «Свирепый» в море выявили «кучу» недостатков, проблем и неисправностей. Вскоре в отсеках машинных отделений, несмотря на довольно ощутимую ударную болтанку, возникла привычная горячая и насыщенная атмосфера матерного разбирательства с вечными вопросами: «Кто виноват?» и «Что делать?».

Я стоял «на руле» в ходовой рубке БПК "Свирепый" за штурвалом рулевой колонки «Альбатрос 22-11», старался держать корабль, который шёл на малом ходу, против ветра и волны и "краем уха" слушал доклады с боевых постов, от которых командир корабля и все высшие офицеры на ходовом мостике всё мрачнели и мрачнели… Что же делать? Даже в сказках у сказочных героев ничего сразу и без помех не получается. «Ничего, всё будет нормально, мы справимся со всеми недостатками и огрехами, главное желать этого, не бояться и делать дело» - так сказал наш командир корабля капитан 3 ранга Е.П. Назаров по КГС (корабельной громкоговорящей связи) и началась нормальная работа по программе заводских ходовых испытаний (ЗХИ).

С этого дня (с 14 августа 1972 года) и всю первую неделю августа на корабле было около 350 человек экипажа, заводской сдаточной команды, представителей военной приёмки, Балтийского флота и так называемых «смежников», то есть представителей контрагентов, которых срочно вызывали в Балтийск. Практически ежедневно БПК «Свирепый» выходил в море и возвращался в ВМБ Балтийск, так что волей-неволей наша швартовная команда и вахтенные офицеры так научились швартоваться, что просто подходили носом к пирсу, матросы сами сверху набрасывали на пал пирса кольцо швартовов, а потом, отрабатывая машинами и винтами, мягко и вплотную прижимались бортом и кормой к причальной стенке. Зачастую швартоваться приходилось уже в глубокой темноте начала ночи.

По программе и по ходу заводских ходовых испытаний (ЗХИ) БПК «Свирепый» десятки раз выходил в море в разные районы Балтийского моря, таким образом, провёл в море более 60 суток. Командование ДКБФ не торопилось принять наш корабль с недоделками и недостатками, потому что на БПК «Свирепый», на наш экипаж и на нашего командира корабля капитана 3 ранга Е.П. Назарова был «особый расчёт» - нас хотели изначально сделать «дежурным боевым кораблём 128-й бригады 12-й дивизии ракетных кораблей в ВМБ Балтийск».

Кстати, в понедельник 14 августа 1972 года погода была отличная, настоящая морская, с ветерком, облаками и волнением, но относительно тёплая: с утра 9,9°С тепла, днём - 17,7°С тепла, в полдень - 24,8°С тепла и без осадков. На следующий день во вторник 15 августа 1972 года температура воздуха повысилась до 29,2°С, в среду 16 августа 1972 года – до 29°С, а в четверг 17 августа 1972 года принёсся фронт мощного циклона, начался мокрый дождь с ветром (10 мм осадков). Что значит 10 мм осадков? Для площади, равной 1 кв. м, 10 мм осадков означает 10 000 см3, то есть 10 литров воды (один обрез или ведро). Для площади, равной 100 кв. м, 10 мм осадков означает 1000 литров, для площади, например, 600 кв. м - это уже 6 тонн воды, а для площади верхней палубы и надстроек корабля пр.1135 типа "Буревестник", вероятно, счёт уже идет на сотни тонн воды, которая не просто падает с неба, а с силой капель «водяной шрапнели» несётся по ветру… Кстати, дождь и шторма августовского атлантического циклона 1972 года будут идти с 17 по 28 августа, то есть все дни и недели программы ЗХИ (заводских ходовых испытаний) БПК «Свирепый», так что для экипажа корабля это было дополнительное испытание.

Фотоиллюстрация из первого тома ДМБовского альбома автора: 14 августа 1972 года. ВМБ Балтийск. Первый в истории БПК «Свирепый» выход в море. Рулевой БЧ-1 матрос Александр Суворов за штурвалом рулевой колонки «Альбатрос 22-11» во время заводских ходовых испытаний (ЗХИ) БПК «Свирепый» в Балтийском море. Кстати, с этой фотографии я затем рисовал сам на себя шаржи в нашу корабельную сатирически-юмористическую стенгазету «Ну, погоди!». Эта фотография и фото моего друга и командира отделения рулевых старшины 1 статьи Александра Кузнецова, почти ДМБовского годка осеннего призыва 1969 года - это единственные оставшиеся у меня фотографии того памятного первого выхода БПК "Свирепый" в Балтийское море.


Рецензии