151 Ходовые испытания БПК Свирепый 15 августа 1972

Александр Сергеевич Суворов

О службе на флоте. Легендарный БПК «Свирепый».

2-е опубликование, исправленное, отредактированное и дополненное автором.

151. Ходовые испытания БПК "Свирепый". Испытания. 15 августа 1972 года.

Сводка погоды: Калининград вторник 15 августа 1972, дневная температура: мин.: 15.0°C тепла, средняя: 21.5°C тепла, макс.: 28.2°C тепла, без осадков.

Практически только со вторника 15 августа 1972 года начались настоящие "боевые" заводские ходовые испытания БПК "Свирепый", переход по калининградскому Морскому каналу "не в счёт", так как нас вели буксиры, а первый выход в море 14 августа 1972 годы выявил столько недостатков в работе ГЭУ, машин и механизмов, что сразу же поставил под сомнение истинность результатов швартовных испытаний у причала родного Калининградского Прибалтийского судостроительного завода "Янтарь". Командир корабля капитан 3 ранга Евгений Петрович Назаров был в таком состоянии и настроении, что к нему на глаза лучше бы не попадаться - "задавит, как танк" (так говорили мичманы и офицеры - автор). Евгений Петрович винил во всех вскрывшихся недостатках (перегрев, задымление, стуки, сбои, отказы, вибрация валов, постоянные аварийные отключения и срабатывание сигнализации - автор) нашего многострадального "главного механика" и "деда" - командира электромеханической части БЧ-5 капитан-лейтенанта В.Н. Силкина...

Мы, рулевые-штурмана БЧ-1, были заняты своими делами и проблемами, готовились к работе на "мерной линии", чтобы калибровать наши лаги, навигационное оборудование, рулевую колонку "Альбатрос 22-11" и пост рулевого в румпельном отделении, поэтому до меня доходили только обрывки разговоров и мнений, которые ярились в густой матерной атмосфере в среде "маслопупов" всех уровней, званий и рангов из-за этих "недостатков в машине". К тому же внутри корабля было очень жарко и душно...

Вообще лето 1972 года в европейской части Советского Союза было на редкость жарким, душным, засушливым и пожароопасным. Мы знали, что в некоторых районах областей центра РСФСР, например, не выпало практически ни капли дождей. Говорили, что "засуха в июне, июле и в августе 1972 года будет жестокой" (так и случилось, засуха была самой сильной в XX веке - автор). Сильные лесные пожары в РСФСР погубили 6500 квадратных километров леса. В Подмосковье пожары уничтожили 19 деревень, погибло 104 человека.

Мы, экипаж БПК "Свирепый", будучи на берегу в учебном центре 67-го ОДСРНК в Калининграде, как-то не почувствовали на себе резкие изменения климата, но нас тоже зимой 1972 года поразило отсутствие снега и сильные морозы вплоть до середины марта, когда мы ночевали на нашем строящемся корабле и утром просыпались в отсеках корабля как "снежных пещерах" от сплошной мохнатой изморози. С мае-июне 1972 года, когда мы стреляли из автоматов АК-47 на стрельбище полигона морской пехоты в Хмелевке уже была настоящая жара и почвенная засуха (пожухла вся трава). Небывалая жара пришла в первой декаде июля 1972 года, когда практически прекратились дожди.

Правда, в Калининграде, в Прибалтике, вблизи от Балтийского моря климат был более мягким, даже комфортным, как на юге, например, в Севастополе и я радовался такой погоде. В июле, например, температура воздуха на солнце достигала +30°C и выпало всего 20 мм осадков. Однако, когда начались швартовные испытания БПК "Свирепый" эта жара превратилась внутри корабля в пытку, потому что безветрие порождало смог - плотную душную масляно-дымную атмосферу, в которой мы просто задыхались.

Слава Богу август 1972 года стал в Прибалтике, в Калининграде и в Балтийске практически комфортным для жизни и проживания, для работы и отдыха, особенно на море, потому что из Атлантики к нам приходили циклоны. Однако на остальной территории центрально-европейской части РСФСР (России) была засуха и жара. Из-за торфяных пожаров (более 3000) Москву заволокло смогом, который продержался в столице СССР около месяца. Я очень беспокоился за своих родителей и они писали мне в письмах, как городские власти, работники предприятий и старшеклассники борются с угрозой пожаров.

Из газет и политинформаций мы знали, что для тушения торфяных пожаров были привлечены части советской армии в нескольких военных округах, но изменить ситуацию они не смогли, природа побеждала (погода изменилась только с 23 августа, а справиться с лесными пожарами удалось только к 10 сентября 1972 года - автор). Офицеры и мичманы, узнав, что в Баку (Азербайджанская ССР) открылся завод кондиционеров, тут же обратились к командиру корабля с просьбой приобрести несколько таких аппаратов для облегчения участи матросов и старшин, мичманов и офицеров в душных и жарких боевых постах внутри БПК "Свирепый". В ответ командир корабля капитан 3 ранга Е.П. Назаров потребовал от всех присутствующих (экипажа и наладчиков-испытателей) подумать, как превратить корабельную систему вентиляции в систему кондиционирования воздуха, все "загорелись" конструированием и рационализацией...

Кстати, нам на политзанятиях никто и никогда не сообщал, что из-за засухи погибли огромные площади посевов зерновых культур и советскому правительству пришлось потратить на закупку зерна за границей золотовалютные резервы - 486 тонн золота, что для тушения торфяных и лесных пожаров было привлечено больше 30 000 добровольцев, включая работников колхозов и совхозов, предприятий, военнослужащих внутренних войск и милиции, а также 24 000 пожарных. Мы не знали, что для опахивания лесных угодий использовались почти 15 000 самоходных землеройных машин (бульдозеров), что непрерывно по 14-20 часов в сутки качали воду на торфяники в Подмосковье более 2500 пожарных машин и насосных установок, что объём воды, который выливали на очаги пожаров сверху и закачивали в горящие торфяники с помощью трубопроводов, составлял около 90 000 тонн в сутки.

Я считаю, что зря нам не рассказывали о стихийном бедствии в России наш замполит капитан 3 ранга Д.В. Бородавкин или парторг начальник РТС капитан-лейтенант К.Д. Васильев, потому что, зная об этом, мы бы ещё твёрже и настойчивее стремились бы справиться с нашими бедами и проблемами, но мы жили тогда своей жизнью и проходили свои испытания силы воли, терпения, выдержки и тех знаний и опыта, которые к тому времени накопили на нашем корабле. Всё наше внимание, все наши помыслы и желания в августе-сентябре 1972 года сконцентрировались на ходовых испытаниях нашего корабля, от которых зависело наше безаварийное плавание в одиночном плавании во время сдачи элементов курсовых задач "К-1", "К-2", ПЛО, ПВО и ПДСС. Ходовые испытания - вот что для БПК "Свирепый" было главным в августе-сентябре 1972 года...

Ходовые испытания - это "технологический этап сдаточных испытаний, целью которых является проверка работы оборудования и его параметров на ходовых режимах, а также проверка мореходных качеств судна (плавучести, остойчивости, управляемости, ходкости, маневренности, прочности на волне)". Ходовые испытания разделяют на заводские и сдаточные.

Как правило, в процессе заводских ходовых испытаний осуществляются наладочно-регулировочные работы и подготовка оборудования к ходовым приёмо-сдаточным (государственным) испытаниям. На заводских ходовых испытаниях проверяют спецификационные характеристики ГЭУ (главной энергетической установки) по мощности; расходам топлива и масла на разных режимах хода корабля; времени развития ГЭУ полной мощности. Для этого мы должны были испытать наш БПК "Свирепый"
на экономическом ходу, крейсерском ходу, полном и самом полном ходу при работе всех турбин нашей ГЭУ, а также на заднем ходу. Одновременно с проверкой ГЭУ должна быть испытана система определения скорости и маневренности корабля.

Скорость корабля определяется при прохождении "мерной линии" - участка морского побережья, обозначенного специальными створными знаками. При скорости 18 узлов (33,3 км/час) корабль должен был пройти "мерную линию" в 1 морскую милю (1 км 852 м - автор), при скорости 18-36  узлов (33,3-66,6 ки/час) - в 2 мили (3 км 704 м), при скорости свыше 36 узлов - в 3 мили (5 км 556 м). Скорость корабля определяют как среднее значение из замеров на нескольких галсах (проходах "мерной линии").

По программе ходовых испытаний БПК "Свирепый" мы, штурмана БЧ-1, должны были определить поворотливость нашего корабля на малом, экономическом, крейсерском и полном ходу, то есть замерить элементы циркуляции (поворота):
- диаметр циркуляции (расстояние между линиями обратных курсов при изменении направления на 180°);
- продолжительность циркуляции;
- угол крена при циркуляции;
- потерю (снижение) скорости хода корабля.

Диаметр циркуляции определяется в длинах корпуса судна. Замер производится штатными радиолокационными станциями судна или специальной навигационной аппаратурой. Кстати, в длинах корпуса корабля определяется и "выбег" корабля по инерции свободного движения после остановки винтов. При проверке инерции определяется также время с момента подачи команды "Стоп машина!" до полной остановки корабля или до достижения определенной (малой) скорости.

Наш БПК "Свирепый" был третьим по счёту кораблём пр.1135 типа "Буревестник", который строился на Калининградском ПССЗ "Янтарь", поэтому "заводские" имели полное право проводить так называемые "выборочные" испытания, но наш командир корабля капитан 3 ранга Е.П. Назаров на "особом" совещании офицеров, мичманов и старшин (годков) "попросил" всех "явочным порядком", то есть фактически проводить испытание машин и механизмов по так называемой "полной" программе, как будто мы были не серийным кораблём, а "штучным", особым, первым. В море нам уже никто не мешал расконсервировать все механизмы и агрегаты, промыть все трубопроводы и цистерны, опробовать всю арматуру, все механизмы, выключатели, переключатели, все системы в реальном действии для выявления и устранения всех дефектов и недоделок. Вот почему в первых же выходах в море на ходовые испытания "посыпались" доклады с мест и заводские наладчики "мотались" по кораблю, как "заведённые"...

В период ходовых испытаний БПК "Свирепый" большую роль сыграли партийные собрания членов нашей корабельной первичной партийной организации КПСС во главе с нашим парторгом начальником РТС капитан-лейтенантом К.Д. Васильевым. Он очень спокойно, точно, рассудительно и ёмко парировал все возмущённые возражения заводских наладчиков, специалистов и представителей, которые обвиняли нас в придирчивости, в сверх скрупулёзном внимании к "мелочам". К.Д. Васильев говори: "В море мелочей не бывает, в море мы, как наши космонавты в космосе, мы должны в море воевать, а не чиниться и ждать помощи с берега". Дело в том, что практически все "заводские" были либо коммунисты, либо комсомольцы, поэтому после бурных собраний и разбирательств, как правило, все молча расходились и ночью, либо ранним утром, твёрдо и настойчиво, с выдумкой и творчески устраняли недостатки и недоделки. В итоге на третий или четвёртый выход в море ГЭУ начала работать, как швейцарские часы, и наш командир корабля капитан 3 ранга Е.П. Назаров от удовольствия приказывал "разнообразить меню обедов и ужинов для гражданских специалистов"...

Настой экипажа БПК "Свирепый" был не враждебным по отношению к "заводским", но и не особо дружественным, потому что гражданские "заводские" изначально, видимо, восприняли выходы в море на нашем корабле, как круиз по жаркому Балтийскому морю, поэтому вначале они неохотно лезли в своих одеждах "в машину" и "под пайолы". С ведома командиров боевых частей некоторые годки и матросы БЧ-5 и других боевых частей пожертвовали свои старые робы для "гражданских" и было смешно смотреть, как взрослые солидные мужики, одетые в матросские робы, выходят из дверей тамбура "машины" в столовую личного состава, чтобы наскоро перекусить нашей флотской пищи. Вскоре "заводские" освоились и включились в наше социалистическое соревнование за быстрейшую подготовку корабля к сдаче курсовых задач и скорейшее окончание ходовых испытаний с оценкой не менее "хорошо".

Флагманские специалисты Балтийского флота, которые присутствовали и участвовали в заводских ходовых испытания БПК "Свирепый" сначала были недовольны "придирчивостью" командира и экипажа БПК "Свирепый", намекали и прямо говорили, что мы не должны срывать сроков подготовки корабля, но опять же на партийном собрании им было "прозрачно" сказано нашим замполитом капитаном 3 ранга Д.В. Бородавкиным, что "для вас, вероятно, важнее сроки ваших отчётов, чем качество нашей боевой службы в море" и флагманские специалисты "прикусили языки" и тоже включились в общую работу по поиску технических и технологических решений, чтобы исправить недостатки и недоделки в работе ГЭУ БПК "Свирепый". Участие флагманских специалистов Балтийского флота в ходовых испытаниях нашего корабля тоже приобрело характер состязательности в их среде и они тоже включились в наш общий настрой и стремление сдать курсовые задачи на "отлично".

В результате такого общего партийно-коммунистического настроя экипажа корабля, флагманских и гражданских специалистов создалось общее движение по концентрации и сокращению длительности заводских ходовых испытаний, по совмещению элементов ходовых испытаний и экзаменов по курсовым задачам. Вот почему во время заводских ходовых испытаний практически через каждые два часа объявлялись учебные боевые тревоги, тренировки, занятия, сдача зачётов и экзаменов по программе боевой подготовки. Это было очень напряжённо, очень...

Согласно требованиям программы заводских ходовых испытаний проверку корабельного оборудования проводят при нормальных климатических условиях (атмосферное давление 1,01 • 105 Па, температура 293 К или 19,35°С, относительная влажность 70%), при силе ветра не более 3 баллов по шкале Бофорта с учетом глубины и скорости течения в районе испытаний. Поэтому мы торопились провести ходовые испытания, пока погода не испортилась и аномальная жара лета 1972 года была для нас благом, потому что в Балтийском море мы чувствовали себя особенно комфортно: море было иссиня синим, местами изумрудно-синим, блестящим от солнечных зайчиков, спокойным или слегка волнующимся, что не мешало нам закладывать такие виражи и циркуляции, что у неподготовленных молодых матросов и гражданских "дух захватывало".

Мне очень повезло на этих заводских ходовых испытаниях, потому что я не было в глубине внутренних помещений корабля, а всё время находился либо на ходовом мостике за рулём-штурвалом рулевой колонки "Альбатрос 22-11", либо в штурманской рубке, исполняя обязанности дежурного рулевого, либо на сигнальном мостике, вместе с сигнальщиками-наблюдателями, либо у себя в румпельном отделении. Таким образом, я мог быть непосредственным участником всех информационных событий, которые происходили с кораблём, всё видеть и слышать, фиксировать в памяти, в своём рабочем дневнике-ежедневнике и в фотоаппарате. "Ленкаюта" (специальное помещение для проведения комсомольских и партийных собраний, культурно-массовых мероприятий и политзанятий - автор) на период заводских ходовых испытаний была предоставлена гражданским специалистам-наладчикам, поэтому я всё время проводил только в указанных местах. Мне было очень интересно быть повсюду и видеть всё, а потом сочинять, писать и оформлять боевые листки, молнии и нашу корабельную стенную газету.

Вся неделя заводских ходовых испытаний, а также последующие недели приёмо-сдаточных ходовых испытаний с участием флагманских специалистов 128-й бригады 12-й дивизии ракетных кораблей Балтийского флота, прошли как череда непрерывных выходов в море и заходов в Военную гавань ВМБ Балтийск, учебно-боевых тревог и тренировок, напряжённой подготовки и сдачи экзаменов на допуск к обслуживанию машин, механизмов и оборудования, как жёсткие испытания нам, моряков, экипажа БПК "Свирепый". В эти тяжкие дни мне не раз приходилось писать и говорить знаменитые суворовские слова: "Тяжело в учении, легко в бою".

Фотоиллюстрация: 2017 год. Черноморский флот. «Пытливый» - сторожевой корабль проекта 1135М, состоявший на вооружении ВМФ СССР и в настоящее время состоящий на вооружении Черноморского флота России. Входит в состав 30-й дивизии надводных кораблей ЧФ. Именно таким красивым, гордым, смелым и яро свирепым был наш легендарный БПК "Свирепый" в августе-сентябре 1972 года в Балтийском море (Гданьский залив) во время проведения заводских и приёмо-сдаточных ходовых испытаний. Несомненно, боевые корабля пр.1135 и 1135М типа "Буревестник" являются не только современными боевыми противолодочными кораблями с мощнейшим вооружением, но и являются поистине красивыми боевыми кораблями, совершенными с точки зрения корабельной технической эстетики и дизайна.


Рецензии