148 Старпом А. А. Сальников 14 августа 1972

Александр Сергеевич Суворов

О службе на флоте. Легендарный БПК «Свирепый».

2-е опубликование, исправленное, отредактированное и дополненное автором.

148. Старпом А.А. Сальников. День рождения БПК "Свирепый". Испытания. 14 августа 1972 года.

Сводка погоды: Калининград понедельник 14 августа 1972, дневная температура: мин.: 9.9°C тепла, средняя: 17.7°C тепла, макс.: 24.8°C тепла, без осадков.

Уже в понедельник 14 августа 1972 года мы, личный состав БПК "Свирепый", вспоминали «ласковый и радостный День рождения корабля 12 августа 1972 года как «райское наслаждение», потому что с этого понедельника началось такое напряжение всех физических и моральных сил экипажа, что «небо показалось нам с копеечку»... Началась практическая подготовка и сдача элементов курсовых задач «К-1» одновременно с заводскими ходовыми испытаниями. Тот «напряг», с которым мы готовились ко Дню рождения корабля, оказался простой авральной приборкой по сравнению с тем количеством работ и дел, которые ежедневно мы «проворачивали» на нашем боевом корабле. «Кряхтели» и стонали абсолютно все – от командира корабля капитана 3 ранга Е.П. Назарова до самого независимого матроса на корабле – писаря корабельной канцелярии, все «пахали» с утра до ночи и, что самое интересное, никто не отлынивал, не прятался по шхерам, а честно тянул и тянул «лямку военно-морской службы».

Первоначально нам даже было интересно, потому что БПК "Свирепый" буксирами был выведен с рейда заводского стенда безобмоточного размагничивания (СБР) Калининградского ПССЗ «Янтарь», где в период 09-11.08.1972 года наш корабль проходил размагничивание, поблагодарили команду судна размагничивания Балтийского флота (возможно, СР-570 – автор) и, завершив программу швартовных испытаний, не спеша перешли калининградским Морским каналом на сдаточную базу в Балтийск для прохождения заводских ходовых испытаний. Я специально так построил эту фразу-предложение, чтобы показать насыщенность и плотную спрессованность дел и событий, которые предшествовали и последовали после первого подъёма Военно-морского флага на БПК «Свирепый».

Особенно я обращаю внимание читателей этих воспоминаний-мемуаров, на то, что, как правило, подъём Военно-морского флага на боевых корабля ВМФ СССР и РФ совпадает с датой приёма боевого корабля в состав флота. Такое событие-дата будет в истории-биографии нашего корабля – БПК «Свирепый», потому что он войдёт в строй боевых кораблей 29 декабря 1972 года и только 31 января 1973 года официально войдёт в состав Дважды Краснознаменного Балтийского флота (ДКБФ). Однако фактически уже в августе 1972 года в ходе швартовных и заводских ходовых испытаний мы отрабатывали элементы боевого применения корабля. 27 декабря 1972 года очередным размагничиванием корабля на уникальном стенде-полигоне безобмоточного размагничивания в заливе Хара-Лахт (военный посёлок Локса, Эстонская ССР, Эстония) мы завершим нашу подготовку к самостоятельному несению боевой службы в море-океане.

О характере нашего отношения к задачам подготовки БПК "Свирепвый" к несению боевой службы свидетельствует тот факт, что уже на первом переходе из Калининграда в Балтийскую ВМБ мы "подрабатывали" винтами, опробовали ГЭУ, турбины, генераторы, трансмиссию (редукторы), гребные валы, винты и рулевую машину. Я впервые, как рулевой с боевым номером 1-5-11, нёс вахту рулевого в румпельном отделении и именно на этом переходе в узкостях калининградского Морского канала я обнаружил, что взрывозащищённый телефон в румпельном отделении передаёт какой-то треск и жужжание вместо слов (об этом я ещё напишу в одной из новелл – автор).

В военно-морской базе в городе Балтийске буксиры нас аккуратно поставили к причальной стенке и началась интенсивная подготовка корабля к выходу в море. При этом огромную работу по организации и обеспечению всех работ на корабле проводил наш первый старший помощник командира корабля капитан-лейтенант Александр Андреевич Сальников. Из-за его принципиальности в оценке качества отладочных и хозяйственных работ, требовательности при производстве приборок и работ, строгости к нарушителям воинской дисциплины и распорядка жизни на корабле, а также из-за его искромётного флотского юмора, с которым он проводил вечерние поверки, А.А. Сальникова на корабле одновременно не любили, побаивались и сторонились.

В это время начала осени 1972 года в процессе очень напряжённого труда и жизни на БПК "Свирепый" шла «притирка» характеров и личностей, отладка системы взаимоотношений в экипаже не на принципах статусного или силового доминирования (физического или волевого), а на оценках индивидуального и коллективного (по боевым частям) трудового, профессионального и инициативного вклада в общее дело – в подготовку корабля к выходу в море. Работа была такой интенсивности, что я смог написать письмо домой родителям только 7 сентября 1972 года (черед 26 дней после поднятия первого Военно-морского флага на БПК «Свирепый»). О том, что у меня есть неиспользованная двойная награда – два 10-дневных отпуска (один отпуск "с выездом на родину") – я даже «заикнуться» не мог.

Командир БЧ-1 старший лейтенант Г.Ф. Печкуров даже не хотел со мной разговаривать на эту тему, а старпом капитан-лейтенант А.А. Сальников только смотрел на меня своими строгими глазами и молча отворачивался от меня. А.А. Сальников ничего мне не объяснял, он только отправлял меня обратно на мой боевой пост, обещая, «прийти и посмотреть в каком состоянии находится моё заведование в румпельном отделении», а «если я не перестану его беспокоить по пустякам, то он придумает, как мне занять работой моё серое мозговое вещество, чтобы оттуда выветрились все ненужные мысли»…

Замполит капитан 3 ранга Д.В. Бородавкин тоже не хотел даже слушать меня по поводу того, что за самоотверженный труд в марте-апреле 1972 года в учебном центре 67-го ОДСРНК ДКБФ мне дали 10 суток отпуска на родину. Он всё говорил, что «надо потерпеть немного», что скоро мы выйдем в море, и вот тогда… Д.В. Бородавкин и А.А. Сальников всё «давили» на мою сознательность, на то, что я, как комсорг корабля, должен показывать пример самоотверженности, трудолюбия, инициативности, весёлого расположения духа и т.д. Решить мою проблему мог только один человек на корабле – командир корабля капитан 3 ранга Евгений Петрович Назаров, но он был в это время для меня недосягаем…

Командир БПК "Свирепый" капитан 3 ранга Евгений Петрович Назаров был полностью круглосуточно загружен организаторской работой по подготовке БПК «Свирепый» к заводским ходовым испытаниям, к сдаче курсовых задач, к обеспечению корабля всем необходимым для самостоятельного плавания в море – это было главное. Я с этим не только смирился, не только согласился, но и решил для самого себя, что действительно, в этом накале страстей, отношений, работ, испытаний и переживаний приму самое активное участие, потому что это – во-первых, интересно, во вторых – полезно, а в третьих – это настоящее боевое приключение-испытание. Кроме этого я все эти недели подготовки БПК «Свирепый» к выходу в море на заводские ходовые испытания мечтал только об одном – выспаться всласть без подъёма, без побудок, без приборок, без завтраков, обедов и ужинов, только бы спать, спать и спать, усмиряя и ублажая тихими жалобными стонами боль в мышцах и суставах, при этом имея только одно громадное желание – забыться, отрешиться от всего и «заснуть навеки».

Только во сне ко мне, обычно, приходила не моя красивая воображаемая Фея красоты и страсти в разных женских образах, а мой далёкий друг из деревни Дальнее Русаново - дед «Календарь» в образе нашего старпома капитан-лейтенанта А.А. Сальникова…

На фотоиллюстрации единственная не совсем удачная фотография первого старшего помощника командира БПК «Свирепый» капитан-лейтенанта Александра Андреевича Сальникова. Это был очень строгий, точный, организованный и красивый флотский офицер. Очень жаль, что перед самым выходом корабля на первую БС (боевую службу) в июне 1973 года у А.А. Сальникова обнаружили туберкулёз в открытой форме. Это фото я делал по его просьбе для какого-то документа или личного дела. Дальнейшая судьба А.А. Сальникова стала известной только после выхода в свет второй книги А.С. Дробота "Свирепый" на страже Отечества" (2017).

Сальников Александр Андреевич - старший помощник командира БПК "Свирепый", в должности с февраля 1972 года по июнь 1973 года. Родился 15 января 1944 года. Выпускник ВВМУРЭ им. А.С. Попова. Военную службу проходил на должностях: командир БЧ-4 - начальник РТС СКР "Комсомолец Литвы" пр.50, командир БЧ-4 ЭМ "Светлый" по.56, ЭМ "Спешный" пр.56, старший помощник командира БПК "Свирепый" пр.1135, заместитель начальника Центра по технической части 522-го узла связи Балтийского флота, заместитель начальника отделения связи штаба Лиепайской ВМБ, заместитель начальника, начальник отдела строительства спецобъектов управления связи ВМФ, начальник группы капитального строительства отдела оборудования сооружений управления связи ВМФ, главный инженер - заместитель начальника управления связи ВМФ. Уволен с военной службы в звании капитана 1 ранга. ("Свирепый на страже Отечества: (судьба корабля в эпизодах и лицах). Книга вторая / авт. сост. А.С. Дробот - Калининград: Аксиос, 2017. стр. 29).


Рецензии