Красавские трактористы

После окончания школы в 1966 году до призыва в армию я работал трактористом в Красавке, тогда шестой бригаде колхоза «Заветы Ильича».  Колхоз развивался в двух направлениях, животноводческом и полеводческом. Животных я люблю, но меня с детства больше тянуло к технике. Оказавшись перед выбором, куда пойти работать, я без раздумий отправился в бригаду механизаторов. Сказались уроки преподавателя по механизации Лембика Иосифа Дмитриевича, а еще хотелось мне работать под началом Лышенко Ивана Ильича, который отлично разбирался и в технике, и в людях. В армии он был старшиной роты, армейские порядки успешно внедрил и в бригаде механизаторов. Уважали его все.

Ильич оценивающе посмотрел на меня, бросил беглый взгляд на прямые шеренги тракторов и всяческой техники, подвел меня к старенькому трактору ДТ-54, и с иронией сказал: «Вот твой ровесник, вы подружитесь». Отличие трактора выпуска 1949 года от собратьев в том, что рычаги муфт поворотов спарены с тормозами гусениц, и поэтому управлять таким трактором тяжело и не всем под силу. В школе нас обучали на более современных ДТ. Попробовал на этом.  Мне пришлось при поворотах двумя руками тянуть на себя рычаги фрикционов, а ногой упираться в стенку кабины. Выхожу я из этого трактора, направляюсь к Ильичу, а сам смотрю на шеренги: «А может …». Иван Ильич не стал меня слушать, потрогал двумя пальцами мои щуплые бицепсы и с улыбкой заметил: «Ты мне еще спасибо скажешь за этот трактор». Действительно, когда в армии среди новобранцев я проявил себя в силовых упражнениях, заслужив «Отличника Советской Армии», вспомнил с благодарностью Ильича.

В красавской бригаде тракторов было много: несколько колесных белорусских МТЗ-2, МТЗ-5; челябинский С-80; работающие на керосине ленинградский «Универсал» и сталинградский СТЗ НАТИ, но основной парк тракторов состоял из ДТ-54 Сталинградского тракторного завода.  Рядом красовались шеренги комбайнов: прицепные ростовские РСМ-8; саратовский «Сталинец»;  самоходные СК-3; силосные комбайны. Отдельный ряд был из сеялок, культиваторов, решетчатых и водоналивных катков, плугов, скреперов, прицепов и прочей техники. За прицепами стояли в пирамидах прогудроненные бороны. Резиновые колеса у комбайнов побелены известью. Сошники культиваторов, диски сеялок, лемеха и отвалы плугов были густо смазаны пальмовым маслом. Это масло мы называли белым солидолом, привозили его в фанерных бочонках с рисунком пальмы.

На тракторе С-80 в свое время работали Шаталова Наталия Матвеевна и Бутко Иван Павлович. Трактор СТЗ НАТИ стоял в полуразобранном виде, восстанавливать его уже не стали. Говорили, что на нем раньше работала Кучеренко Вера Васильевна.

Отлично сохранился самый первый из появившихся в Красавке тракторов, «Универсал». С самого появления и до последних дней работал на нем Колюка Иван Алексеевич. В поле этот трактор тогда уже не выезжал, использовался только на орошении плантации. Пацанами мы частенько озорничали. Перебросим, бывало, провода к свечам: так проверяли, знает ли дед порядок тактов I-III-IV-II. Дед пацанов любил, никогда не ругался, даже когда мы запустили трактор, а заводился он рукояткой. И вот мы внизу у пруда газуем, рядом никого нет, а нам и невдомек, что мы пустили воду вверх, и она уже размывает грядки. Прибегает с криками плантатор Дырда Евгения, мы убегаем, а трактор-то работает. Досталось же нам тогда.

Когда появилось в Красавке электричество и протянули провода к насосу у плантации, в этом тракторе отпала надобность, и дед Колюка по указке сверху самолично отогнал его в Новокиевку … на металлолом. Полагаю, что этот «Универсал» все же попал в чью-то коллекцию. Дед потом, когда в одно время я у них квартировал, рассказывал: «Пригнал я его в Киевку, помыл, смазал, долил воды, залил керосин. Сижу, значит, около него, не могу уйти. Столько лет я с этим трактором! Всплакнул. Погладил. Поцеловал. Потом купил поллитровку и напился». Я же его не то что пьяным, но и выпивши никогда не видел. Колюка самоучкой освоил этот трактор. Про него пели в Красавке «Прокати нас Ванюша на тракторе». Постоянно Иван Алексеевич был занят какой-либо работой. При мне он разбирал и чинил замки, делал к ним ключи, вечерами тюкал маленьким молоточком по серебряному полтиннику, превращая его в обручальное кольцо.

Парк тракторов и комбайнов постепенно обновлялся. Появились невиданные ранее косилки-измельчители КИР-1,5; зерноуборочные самоходные комбайны СК-4; колесные трактора МТЗ-80; гусеничные ДТ-75. Первый в Красавке новенький ДТ-75 желтого цвета заслуженно доверили лучшему механизатору Волчкову Якову Архиповичу. Года через два появился еще один 75-й, хотя и не новый, но оборудован механической лопатой-бульдозером, а попал он в мои руки. Управлять им легко, можно даже одними мизинчиками. Я после старого ДТ-54 чувствовал себя, как «на седьмом небе». Работать на тракторе мне нравилось. Коллектив замечательный, наставник - лучше не сыскать. В поле мы работали сменами по 12 часов, а с совместными пересменками набегало 13-14 часов. Весной, в уборочную и при вспашке зяби работали без выходных, в остальное время – по шесть дней в неделю. Первым моим сменщиком был Аксенов Иван Евпатиевич.  Мне больше нравились ночные смены: трактор работает лучше и начальство не докучает.
 
Если вспоминать красавских трактористов, то придется упомянуть почти всех мужчин, ибо каждый умел управлять техникой. Некоторые всю жизнь проработали только на тракторе и только в одном колхозе, например, Елисеев Василий Федорович. У него в Трудовой всего лишь одна  запись. В разное время в Красавке на тракторах и комбайнах работали Олейник Илья, Кучеренко Трофим Васильевич, Шаталов Павел Матвеевич, Терещенко Борис, Колюка Иван Алексеевич, Колюка Иван Петрович, Повякало Дмитрий, Еременко Алексей Пахомович.

Бутко Иван Павлович работал на С-80, а в последнее время был «дизелистом» - обслуживал дизель с местной электростанцией. Напротив Ивана Бутко через пруд жил его друг и тоже механизатор,  Повякало Дмитрий. Как-то после какой-то гулянки они разошлись было по домам, затем долго и громко приглашали друг друга в гости, а потом все же встретились и обнимались на нейтральной полосе … посреди пруда. Шутники, позабавили односельчан. Мы с братом все это наблюдали, поскольку с Бутковыми – соседи.
 
Из трактористов получались неплохие бригадиры. Следует упомянуть Кучеренко Трофима Васильевича, Шаталова Павла Матвеевича, Лышенко Ивана Ильича, Харитонова Николая Петровича. Харитонов приехал к нам из Гуляевки, потом много лет был в Красавке бригадиром, награжден Орденом Ленина. Правительственные награды имелись и у Лышенко Ивана Ильича.

Упомяну трактористов с кем мне довелось вместе работать: Серогазов Андрей, Никитин Александр, Волчков Яков, Кирищев Иван, Тараненко Анатолий, Аксенов Иван, Провоторов Иван, Висельский Владимир, Данин Иван, Морозов Николай, Лышенко Николай, Кучеренко Виктор, Шевчук Владимир, Мусихин Степан, Лазарев Иван, Бушуев Михаил, Сорокин Анатолий, Кулик Степан, Семенов Герман и другие.

Не легок хлеб у трактористов, по себе сужу. Нет труднее на свете хлеба, чем хлеб крестьянский. Летом в кабине трактора температура поднимается порой до 70 градусов. Всегда в мазуте, в пыли. Тяжелой работой считали пахоту зяби, но тяжелой она была скорее для начальства: переживали, успеем ли вспахать до осенних дождей. Мне же больше нравилось покровное боронование, когда поле из серого превращалось в живое, черное. Сразу же за трактором налетали стаи грачей, ворон, скворцов. Поля наши с солончаками, и здесь надо быть внимательным. Бывает, что трактор проваливается в солончак, зарываясь по самую кабину. Можно провозиться в грязи всю смену, буксируя сначала свой трактор другим трактором, а потом самому вытаскивать посредством длинной тяги расчлененный прицеп с боронами, а бороны поодиночке вытаскивать на себе.

Далеко не все городские жители представляют труд сельского механизатора. Закладка нового урожая начинается сразу же после уборки хлеба комбайнами. Двумя тракторами и волокушей сволакивали копны соломы на край поля. Поле по периметру опахивали, а стерню с остатками соломы сжигали. Обычно для этого к колесному трактору привязывали подожженную старую шину от комбайна. Затем шел долгий трудоемкий процесс вспашки зяби с одновременным прикатыванием пашни игольчатым катком. При вспашке важно уметь правильно «отрезать» загонку, чтобы потом пахать без клиньев. Начинают пашню «всвал», заканчивают «враспах». Важно при первой борозде отрегулировать плуг, чтобы не было на поле горба. Завершающая борозда так же важна, необходимо избегать глубокой канавы. Учитывается и рельеф поля, поскольку продольные канавы весной могут превратиться в глубокие промоины и даже овраги. Зимой на поля свозили от ферм навоз. Трактористы зимой ремонтировали свои трактора, комбайны и весь инвентарь. Весной после схода снега важно задержать в почве влагу, своевременно проводя покровное боронование. Затем поле готовят к севу, взрыхляют культиваторами в двух направлениях: вдоль и поперек. Когда почва достаточно прогреется, стремятся как можно быстрее посеять зерно. А чтобы зерно не лежало в сухой земле необходимо влагу из глубины приподнять до уровня семян. Это осуществлялось прикатыванием поля водоналивными катками. Работа эта очень пыльная, изнурительная, но и завершающая весеннюю страду. Выращивание озимых культур несколько сложнее: летом поле несколько раз культивируется, удаляются сорняки, а само поле отдыхает, набирает силу. Засеваются озимые осенью. Важно для урожая, чтобы зимой на этих полях лежало как можно больше снега. Для этого специальными утюгами-волокушами делали борозды снегозадержания. По весне с озимых снимают зимнюю корку легкими боронами.

Летом трактористу мешают пыль, жара, а зимой холод. Трактора парковались на улице, а их запустить как-то надо. Воду грели в ведрах на костре. Холодную заливать нельзя, разморозится двигатель. Дизельный мотор заводился от карбюраторного пускового, то есть пускача, а он на морозе заводится далеко не сразу, приходится порой по нескольку раз разогревать докрасна свечу, руками заворачивать ее, потом намотав кожаный шнур на маховик пускача, резко дергать, иногда до седьмого пота. В рукавицах несподручно, а без них руки примерзают к металлу. С холодной свечей двигатель не заводится, а с горячей, от преждевременного воспламенения и обратного хода, пускач начинает вырывать из рук шнур. Необходимо вовремя разжать пальцы, иначе можно сильно их повредить.

Наконец-то двигатель завелся, забираюсь в кабину, цепляю тракторные сани, предстоит подвезти школьников к школе и отправить фляги с молоком на маслозавод. Школьники ватагой усаживаются в открытые сани, зарываются в солому. До школы восемь километров. Накатанная полями дорога местами сильно занесена снегом. Мороз. Метель. Еду, вдруг трактор начинает «троить» и глохнуть. Понятно, перемерзает солярка. Пока мотор совсем не заглох, бегу, смачиваю соляркой заранее приготовленную ветошь на проволоке, поджигаю, и открытым огнем прогреваю топливо-провод. И так в дороге несколько раз. Беда, если трактор все же заглохнет.

Вот отвез я школьников, сдал молоко, возвращаюсь из Новокиевки. Метель усилилась, впереди ничего не видно. Ориентируюсь через раскрытую дверь по телеграфным столбам. В районе Крепкого столбы потерялись, с дороги я сбился. Долго тогда блуждал по полям пока не уперся в посадку около соседней деревни Тростянки.

Перед армией я работал бульдозеристом. Зима выдалась снежная. Предстояло мне сопровождать машины к станции Панфилово.  На обратном пути наткнулся на колону застрявших и занесенных снегом Тростянских машин. Не бросать же мне их. Около 20 часов пришлось потеть, расчищая от снега и буксируя по очереди более десяти машин.
 
Вот еще случай. Обратился к нам бригадир животноводческой фермы Николаенков: «Кто у вас сегодня на бульдозере? Срочно выручайте, а то у нас коровы скоро потонут в навозе». Из коровника на улицу навоз подается транспортером. Скопилась уже высокая гора, подпирающая транспортер. От сильного мороза эта гора покрылась толстым и прочным панцирем. Необходимо было разрушить и убрать навоз от транспортера. В то время на тракторах работали только днем, чередуясь с напарником каждую неделю. Сменщик в это время занимался ремонтом инвентаря в мастерской. Несмотря на то, что я перед этим две недели отработал на заготовке льдин, Иван Ильич к коровнику направил меня. Я и не возражал, поскольку работа предстояла в теплой кабине. Это на заготовке льда дверки кабины приходилось снимать из-за риска уйти с трактором под воду. Технология заготовки льдин следующая: долбятся канавки и неглубокие лунки метра через полтора-два, в них вставляются привязанные веревками ломы. Бульдозер с разгона ударяет ковшом по ломикам, льдина откалывается. Трактористу необходимо успеть в это время включить заднюю скорость и вовремя отъехать от глубокой полыньи. Работа не сложная, но морозная и рискованная. Мне нравилось, а напарник Лазарев категорически отказывался.
Сразу сдвинуть или отколоть мерзлый навоз у меня не получилось. Вспомнилось, что ледянки из навоза прочнее деревянных салазок, а скользят не хуже «ватрушек». Только с разгона и далеко не с первого раза пробил я этот панцирь. Пытаюсь пробить эту «шапку» с другой стороны. Под панцирем оказался жидкий теплый навоз, и тут мой трактор проваливается в эту яму с навозом. Лучше бы мне скатиться в воду в пруду, чем такое. Выбраться не получается, бросать трактор нельзя, если замерзнет, то уже до весны его не вызволить. Вот газетчики бы раздули. Надо же, утопить трактор в навозе! Долго и тщетно возился я. Пытались вытащить другими тракторами, не получается на снегу. Возился сначала сам, а потом с Ильичем, весь день и до полуночи. Привязывали проволокой к обеим гусеницам бревно, переезжал трактором через бревно, отвязывали, перетаскивали на себе грязное бревно, снова привязывали. И так много-много раз. Трактор при этом перемещался всего лишь на несколько сантиметров. Холодные, голодные, все в навозе, но мы не сдавались, понимали, что вмерзший в навоз трактор, станет посмешищем.  И мы победили.
 
К своим наставникам я отношу и двоюродного брата Анатолия, неоднократного победителя конкурсов «Лучший пахарь». Анатолий преуспевал во многом: он и механизатор, и сварщик, и слесарь, и токарь, и плотник, и рационализатор, и даже - тонкопряха. На собственноручно сконструированной прялке козий пух превращал в тонкую нить для платков. Помню его уроки по настройке плуга на первую, последующие и завершающую борозды. Анатолий научил меня как правильно проложить первую борозду в рельефном поле, чтобы соблюдалась прямолинейность. Приятно мне было слышать от Ивана Ильича, что посевы, засеянные мною перед призывом в армию, признаны комиссией самыми прямолинейными в районе.

Трудностей было много, но мне больше запомнилось веселое. Частенько вспоминается никогда не унывающий, добродушный, обожающий всякие шутки и розыгрыши, Мусихин Степан. Жертвой его безобидных проделок частенько был и я. Бывало подойдет Степан с каким-то угощением, попробует у меня сало, а потом придя домой, я вдруг обнаруживаю в своей сумке аккуратно завернутый в газету кусок кирпича, а в карманах какие-то гайки, камешки и прочее-прочее. Возвращаясь с работы домой, Степан самому нетерпеливому впереди идущему, а частенько это был Провоторов Иван Васильевич, подвешивал к хлястику цветную тряпочку на проволоке или веник. Фантазии на этот счет у Степана неиссякаемы. Шутили и мы над ним.
 
На коллективный обед трактористы обычно собирались у пруда, где можно помыть руки, освежиться, искупаться. И вот у пруда на Крепком ждем мы машину с поваром, а перед этим решили искупаться. Я нырнул с плотины в глубину, остальные ушли к более твердому и пологому берегу. Поплавав, я нарвал несколько пушистых, похожих на коричневые свечки, камышовых головок. Около тракторов никого не было. Пользуясь случаем,  помня, что за Мусихиным должок после его очередной шутки надо мной, я распушил сухие головки и засыпал их в выхлопную трубу Степанова трактора. Заняв наблюдательный пункт на плотине, я вижу следующее: Заводит Мусихин свой трактор, и вдруг над ним возникает огромное пушистое облако. Степан от неожиданности или шутки ради ложится на землю, бросив одновременно работающие пускач и дизель. Лазарев Александр, успевший уже принять перед обедом флакон обожаемого им «тройного» одеколона, бегает вокруг трактора, крича свое коронное «Сто милионов, сто милионов». Провоторов стоит, как вкопанный. Высокие и стройные, как два тополя,  Бушуев Михаил и Аксенов Иван от смеха схватились за животы и синхронно складывались и выпрямлялись как складень-метр. Иван Евпатьевич долго еще не мог успокоиться, и Степан решил, что это разыграл его Аксенов. Не привыкший оставаться в долгу, он подобрал лежавшую круглую деревяшку и забил ею выхлопную трубу у трактора Аксенова. Тот подумал, что полено само выскочит, стал заводить трактор …  Долго гонял он пускачем дизельный мотор, черный дым окутал трактор, наконец, двигатель завелся. Я с плотины видел, как выхлопная труба из черного облака вместе с поленом высоко поднялась над трактором и приземлилась к ноге пробегавшего Лазарева, тот еще громче завопил свое «Сто миллионов». Аксенов, видя летящую трубу, отскочив от работающих двигателей, бросился на землю, обхватив руками голову.

Подъехавшая на машине повар Шевчук Миля Ивановна (баба Миля), недоуменно спросила:  «Шо цэ у вас происходэ? То билэ облако, то чернэ и сами як скаженны». Баба Миля – повар от бога. Для трактористов обеды были бесплатные. В армии я вспоминал те наваристые щи с мясом, сметаной. Зелень, лук, огурцы, половина обжаренной настоящей курицы, макароны с подливкой, кружка компота со сладкой грушей и черносливом.
 
Работали все трактористы по-ударному, как говорится, не за деньги, а на совесть. Подобные шутки помогали преодолевать трудности в работе, вдохновляли на выполнение и перевыполнение нормы. Наш колхоз «Заветы Ильича» всегда значился в передовиках. Колхоз-миллионер. Уважаемый всеми колхозниками наш председатель, Логвин Николай Петрович, заслуженно отмечен многими правительственными наградами, в том числе и званием Героя Социалистического Труда.


Рецензии
Много сил и здоровья отняли у трактористов гусеничные трактора.

Владимир Пономарев 3   29.11.2018 16:17     Заявить о нарушении
Это верно и печально. На сегодняшний момент из механизаторов на фото в живых остался только один.

Валентин Тараненко   29.11.2018 17:38   Заявить о нарушении
С большим интересом и вниманием прочитал, Валентин, Ваше произведение. Кое-что знал об этом, работал на севе за сеялкой, но это были эпизоды...Хорошо написано, мне нравятся произведения, в которых не только даются личные воспоминания, но и приводятся подробные технологические подробности работ, ведь теперь и техника другая и, соответственно, изменилась технология. Это, как исторический памятник-факт прошлому, что было и уже никогда не будет. У меня похожий подход в произведениях. Вот у Вас упомянут саратовский «Сталинец», комбайн, сколько же ему было лет? Саратовский завод КОМБАЙН ещё до войны стал авиационным заводом, а сейчас в его цехах разместились супермаркеты.Я там часто бывал в 70-80 годах, внедрял свое технологическое нестандартное оборудование, в том числе для самолетов ЯК-38 с вертикальным взлетом

Федоров Александр Георгиевич   05.04.2020 17:50   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.