Заметки графолюба-1

                Графолюб – человек,
                любящий писательское ремесло,
                работу со словом и адекватно
                оценивающий полученный результат.
                Автор.



То ли это следствие всеобщей грамотности, то ли реакция народа на отсутствие в продаже высокой литературы (полки завалены, а почитать нечего), но писать нынче принялись очень и очень многие.

Вместе с повальным народным писательством развивается новый вид гуманитарной индустрии: не лишённые предпринимательской жилки опытные литераторы (как правило, имеющие помимо соответствующего образования еще и связи, сформированные в советский период), создают во главе с собой нео-писательские союзы, литстудии, круги, кружки и кружочки. Пара-тройка громких имён из числа друзей юности предпринимателя, добавляют объединению веса. Словно мушки на свет туда слетаются неофиты пера. Я их (себя в том числе) называю графолюбами.

Среди нас есть замечательно талантливые люди, чьи книги ничуть не осквернили бы библиотечные или магазинные полки и вполне могли бы найти своего (по)читателя, если бы система формирования читательского поля в стране была иной. Но что выросло - то выросло: писательская армия наглухо отделена от читательской могучими монстрами-монополистами книгоиздания и книгопродажи. О тех, кого монстры выбрали в любимчики (как происходит отбор - отдельная тема) и раскручивают, говорить не будем, скажем о графолюбах, не избранных крупными издателями, зато пригретых мелкими предпринимателями от литературы в многочисленных писательских объединениях.

Вступив в какой-нибудь союз, кружок, студию, клуб, графолюбы получают возможность общаться среди "своих", состязаться, получать корпоративные награды и дипломы, издавать произведения в периодической печати и отдельными книгами и даже поместить эти книги на магазинную полку, если лидер объединения кроме книгоиздательства занимается ещё и книгопродажей. При этом за всё - публикации, издание, распространение - придётся заплатить и немало, потому что помимо расходов литератор-предприниматель закладывает в стоимость услуг свою прибыль.

Ничего худого в этом нет. Нормальное дело - рыночные отношения. Как только литература перестала быть инструментом идеологии, государство перестало покупать её оптом за бюджетные деньги, и она вынуждена продаваться кому угодно в розницу. В том есть свои минусы и плюсы, но не о них речь.

Система рыночных отношений во всех новоявленных писательских союзах, студиях, кружках и кружочках сложная. В отличие от торговли,  где царствует только прибыль, в ней есть ещё и… назовём это «продвижение», когда не так важна прибыль, как бесплатная пиар-площадка. Так, например, набрав любителей, желающих опубликоваться под одной обложкой с маститыми писателями, инициатор издания (сборника,  альманаха, журнала) за счет неизвестных авторов напечатает именитых и себя, любимого.

Поскольку литературный талант и платежеспособность нередко оказываются обратно пропорциональны друг другу, то в "студийных" подборках часто соседствуют прекрасные произведения живых классиков, неплохие - графолюбов и совсем никуда не годные графоманские...

Как в среде пишущих разнообразен уровень мастерства, так и среди отцов-издателей велик разброс уровня совестливости. Графолюб, незнакомый с издательским делом, падает в объятия благодетеля-профессионала и вполне может выйти из них обласканным с вожделенной книжечкой в руках, а может - понадкусанным со всех сторон с изданием весьма сомнительного полиграфического качества. Именно такой пассаж случился с моей первой книгой. По совету руководителя одной литстудии я обратилась в довольно солидное издательство, где меня "обули" на хорошую сумму и выдали тираж с браком – 2% книг имели страницы, напечатанные вверх ногами.

По журналистской привычке я провела своё независимое расследование и узнала, что в счет мне были включены расходы на юбилейное издание стихов того самого руководителя-рекомендателя. Обычное дело во многих сферах бизнеса: привёл клиента - получи бонус. Тот мой первый руководитель, имея в активе несколько десятков графолюбов - членов литстудии, хорошо на этих бонусах сэкономил.

Вторую книгу мне предложил издать зарубежный издатель «бесплатно». Требовалось только отдать гонорар художнику обложки и за свой счет заказать в типографии авторский тираж. В итоге мои расходы оказались не намного меньше,  чем если бы я сама себя издала без участия «доброго» издателя.

С третьим сборником я, поддавшись стадному чувству, обратилась к известному литератору-предпринимателю,  собравшему вокруг себя большое сообщество – надо отдать ему должное – далеко не бездарных графолюбов, а так же статусных литераторов советского периода. Интересные авторы,  встречи-вечера,  отлично изданные книги – всё это меня тоже притянуло. Я заплатила вступительный взнос и на правах члена объединения, жалобно подвывая про маленькую пенсию,  начала выяснять у лидера, какие варианты экономии существуют в издательском деле.

Хотелось отеческого сочувствия и понимания,  но лидер жёстко поставил мне мозги на место одной фразой: «Я человек занятый,  мне некогда заниматься вашим просвещением,  будут деньги – приходите». Это была болезненная,  но очень действенная терапия. Я быстро осознала,  что без средств,  связей и высокого статуса в литературной среде графолюбы издателям не интересны, мгновенно излечилась от стадного чувства, утратила желание подешевле возложить свои заботы на чужие плечи и занялась изучением возможностей самоиздания и самопиара.

Так я встретилась с издательской платформой Ridero и мне понравились её возможности. Сборники моего авторского издания продаются в электронном и в бумажном варианте на Литресе, но глядя правде в глаза, я отлично понимаю: за ними не будет гоняться армия читателей, потому не рассчитываю даже на минимальный заработок. На основе самостоятельно  выполненной на Ridero верстки я заказала в типографии лишь небольшой тираж для подарков родным и друзьям,  потратив втрое меньше рублей,  чем насчитал мне третий издатель.

Если кому-то покажется, что всё вышеизложенное – моё «фе!» в адрес литераторов-предпринимателей, тот ошибается. Каждый взрослый человек сам отвечает за всё, что с ним происходит, за свой выбор. У меня ни к кому нет никаких претензий,  я благодарна каждому своему учителю вольному и невольному за полученный опыт,  но особенно Судьбе за возможность писать. Нравится мне это дело, как и всякому графолюбу – продукту поголовной грамотности населения.

Конечно,  совсем в одиночку жить и творить невозможно. В активе у меня осталась одна любительская литстудия, где встречаются физики-лирики далёкие от литературного бизнеса, несколько неорганизованных литераторов – старых друзей и по совместительству моих редакторов и критиков, да замечательные авторы,  статуса которых я даже толком не знаю, мне важнее их тексты,  читая которые я получаю огромное удовольствие и понимаю: мне ещё учиться, учиться и учиться…


Рецензии
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.