Любовь в тайге

                5.
          Я искал золото, думая, что найду счастье. Золото нашёл, а счастья не   испытываю.
 
Ржавый умирал. Умирал он уже давно. Какая – то боль под сердцем растекалась по всему телу, доходила до головы и начиналась борьба между ней и сознанием.
Последние полгода он не выходил из избы, лежал на нарах на стареньком замызганном матрасе, набитым болотной осокой.
Дочь Нинка, несколько раз пыталась уговорить его сменить простыню и  наволочку на подушке. Но он только бессвязно рычал, давая этим понять, что не хочет.
На его половине избы воздух был вонючим, застоявшимся. На предложение дочери проветрить комнату также отвечал отказом, надеясь, что удушающая атмосфера скорее прикончит его.
Он был убёждён, что смерть не приходит к нему в отместку. Она  наказывала его, давая время день за днём вспоминать  его, как теперь оказалось, никчёмную и жалкую жизнь.
В его изголовье, на нарах лежало золото: песок в кожаных мешочках, самородки в железных банках из - под пороха. Видимо оно и не отпускало его.
Когда он слёг и, почувствовав приближение конца, то отправил Нинку в свой тайник, чтобы она перенесла поближе к нему то, что составляло весь смысл его жизни, то, что он выковыривал из земли песчинка за песчинкой, камешек за камешком – его золото.
Он вдруг подумал о мистическом свойстве золота. О том, как оно любит втягивать в себя тепло человеческого тела, околдовывать, отбирая разум  и делая человека своим слугой.
Вспоминал, как оно заставляло его пересыпать себя из ладони в ладонь, перебирать  и поглаживать самородок за самородком и наполняло его чувством восхищения и рабской покорности.
Он понял, почему золото идёт на украшения, деньги. Оно жаждет человеческого тепла, оно высасывает жизнь из человека взамен чувства обладания им.
- Вот я вынул его из земли, и оно теперь будет жить и гораздо дольше, чем я. А я заменю его в земле. Потому что я раб его.
Я искал золото, думая, что найду счастье. Золото нашёл, а счастья не испытываю.
Вот  оно зовёт меня, чтобы я полюбовался на него, потрогал руками и отдал ему последние капли жизни. Но я не буду его трогать, отомщу хотя бы немного за то, что оно забрало у меня.

Эта мысль не давала ему в последнее время покоя ни днем, ни ночью. Он метался в кошмарах и звал Нинку, пытался объяснить ей, чтобы она не прикасалась к золоту, иначе оно заберёт её.
Нинка поила водой отца, метавшегося в жару, ругая проклятое золото.
Перед самым концом к Ржавому пришла необыкновенная ясность мышления, плавающая в лёгкой ностальгической дымке.
Он ясно и до мельчайших подробностей вспомнил свою жизнь. Был ли он в ней счастлив? Наверное, был когда-то очень давно, будучи ещё ребёнком. Потом появились ненависть и страх. Они не оставляли его после всю жизнь.

Вспомнил, как сразу по совершеннолетию попал в тюрьму, отбывал свой срок в лагере среди такой же тайги. Там он и получил своё новое имя Ржавый.
Страх, живущий в нём, заставил придумать хитроумный план побега. Ему оставалось несколько месяцев до освобождения. И он с двумя такими же зэками работал под охраной одного конвоира с собакой далеко от лагеря.
Никому в голову не могло придти что люди, которым  выходить на свободу решатся на побег.
Но Ржавый давно для себя решил, что свобода там за проволокой условна и что абсолютной свободы не существует. Он ненавидел всех людей. Для него они были постоянным злом и причиной  всех его несчастий.
В день побега лил дождь, погода была на стороне Ржавого. Два других зэка работали, охранник сидел, закутавшись в плащ-палатку у затухающего костра, овчарка спряталась под кучей брёвен.
Ржавый подошёл  к охраннику и ударил ножом  того в спину где сердце. На его стон и хрип выскочила собака и бросилась на Ржавого. Тот ударил ножом и её. Потом схватил карабин, сумку, сорвал плащ с охранника побежал в тайгу.
Когда прибежали  остальные двое к костру, то увидели убитого охранника и скулящую овчарку, зализывающую рану на боку.
Зная, что им никто не поверит, два зэка, проклиная Ржавого, решили тоже бежать. Они  ринулись в сторону железной дороги, по которой вывозился лес. Овчарка, поднявшись, побежала в сторону, куда ушёл Ржавый.
Погоню снарядили только на другой день. Искали беглецов на пути к железной дороге и к реке. Тем временем Ржавый уходил всё дальше на север, в нетронутые  таёжные дебри. За ним шла овчарка.
Через два дня двух беглецов схватили, на Ржавого послали запрос по месту его жительства, надеясь, что рано или поздно он заявиться к себе на родину.
Но для того не существовало родины, родителей, он ненавидел всех и вся.

Только на пятый день Ржавый развёл ночью костёр, чтобы поджарить мясо убитой косули. Он давно заметил крадущуюся за ним собаку, но не трогал её. Он бросил ей кусок мяса и та голодная, ослабевшая после раны, жадно проглотила его. Первый шаг к дружбе был сделан.
Уйдя далеко на север, где не было никаких поселений и людей, Ржавый повернул на запад  параллельно огромной сибирской реке. Это и был, тот знаменитый каторжанский путь в Рассею.
Но он не собирался выходить к людям без нужды, а если и делал это, то с огромной предосторожностью.
Первую зиму он провёл в заброшенной охотничьей избушке. Эта зима сдружила человека и овчарку.
На следующее лето Ржавый обосновался на небольшой таёжной речке, изобилующей рыбой, вокруг были богатые места для охоты, а ещё он обнаружил на одном из ручьёв, впадающих в речку, золото.
Так началась его новая, поначалу казавшаяся счастливой, жизнь. Ржавый нашёл человека, через которого наладил торговлю. Он сбывал ему меха, шкуры животных, желчь, кабарожью струю взамен на провиант, ружья и другие необходимые в тайге товары.
Зимой он охотился, летом мыл золото в ручье. Овчарка, которую он так и звал Овчарка,  стала его преданейшим другом. Ни к кому из людей а после и к  потомству Овчарки, Ржавый не испытывал чувства, похожего на любовь, как к этой первой его собаке.
Овчарка предупреждала его о любых людях появившихся в тайге, наверное, только благодаря ей он смог укрываться от постороннего внимания.
Она предупредила его однажды, что на ручье появились чужаки. Это была семья старателей, муж и жена. Ржавый впервые изменил своим правилам не общаться с людьми.
Представившись старателем, предложил совместно мыть породу в ручье, добываемую из пробитой шахты. Целое лето работали вместе. А осенью случилось несчастье. Мужа женщины, которую звали Настя, придавило породой в шахте, и он задохнулся.
Только Ржавый знал, как это случилось на самом деле. Похоронив его, он стал жить с Настей как её муж, забрав все документы.
Через год Настя родила девочку, которую назвали Нинкой.
Ржавый не испытал в детстве родительской любви, потому он не научился любить и своего ребёнка. Необходимую любовь Нинка получала от матери и ещё от собак. Ещё до рождения Нинки, Овчарка в тайге подружилась с волком и понесла от него.
Маленькая Нинка возилась со щенками, словно была одним  из них. Когда ей было  четырнадцать лет, родился Гром, Это был  волк, рожденный  от собаки. Он стал другом и покровителем Нинки.
Настя умерла, когда дочери только исполнилось восемь лет. Похоронил её Ржавый рядом с бывшим мужем и вскоре забыл, только Нинка ухаживала за могилой матери и носила на неё цветы.

Вся эта жизнь пронеслась у Ржавого перед глазами, словно вспыхнувшая и сгоревшая спичка.
Вот и конец подумал он и почувствовал огромное облегчение, словно сбросил с плеч невыносимо тяжёлую ношу. Потом закрыл глаза и умер.

Нинка похоронила отца. Вырыла могилу, опустила  в неё завёрнутого в целлофан отца. Теперь на пригорке высились три холмика.  Вначале она хотела положить всё золото отца к нему в могилу, но вспомнив,  как в последние дни отец проклинал его, решила вернуть песок и самородки в то место, откуда  они были выкопаны.
Нинка не плакала, она не умела плакать с детства. Когда её обижали, она скулила по-собачьи  и бежала к собакам, прижималась к ним и те слизывали своими языками обиду и боль с её лица.
Она вспомнила, как однажды мать решила бежать с ней «к людям».
- Тебе скоро в школу, да и не следует  девке мотаться по тайге. Вырастешь, найдётся для тебя муж, может, попадётся хороший, который будет любить тебя, дети пойдут, вот и испытаешь счастье – говорила она  ей.
Но побег провалился. В первую же ночь их догнал Ржавый. Он избил Настю, сломав ей ногу, пообещал сломать другую, если она побежит снова. Та больше не решилась, смирившись с судьбой.
Перед смертью Настя начала учить дочь грамоте. Нинка быстро научилась считать и запомнила все буквы. Мать, наверное, чувствуя свой скорый конец, торопилась передать ей всё, что должна знать взрослая женщина.
Когда мать умерла, Нинка осталась совершенно одна. Отец не имел жалости ни к кому. Он заставлял её работать, мыть породу в холодной воде и радовался только каждой блеснувшей в лотке золотой песчинке.
Несколько лет прошли для Нинки, словно на каторге. Когда появился Гром, то он стал для неё радостью. Она ухаживала за ним как мать, дала ему имя, разговаривала с ним как с ребёнком. Собаки растут быстро и уже в два года, Гром опекал Нинку, как свою единственную хозяйку.
Когда однажды Ржавый ударил дочь, он прыгнул, сбил его с ног и оскалил страшные клыки над горлом.
Так Нинка стала свободной. Она больше не мыла золото. Прибравшись в доме, убегала с Громом в тайгу, где охотилась на птицу, зверя. Она научилась охоте, стреляла по зверю только раз, но жадности к добыче не испытывала, добывала  ради еды.
Соболя, белку, рысь, лисицу стреляла только для себя, сама выделывала шкурки, шила из них шапки, унтики, дошки.
Зимние морозы были для неё не страшны, они только  заставляли быстрее бежать кровь в её жилах, выгоняя на щёки яркий румянец.
Нинка становилась настоящей таёжной красавицей. Когда она бежала на лыжах по тайге, мороз дарил ей своё серебро, украшая лицо, волосы сказочными нитями, снежинками, блёстками.
 Она была  дочерью тайги.
Понимала её разговор в журчании воды летом, в шуршащем  шепоте снежинок зимой. Слышала её в звенящей капели весной и в грустном трепетании листьев осинки осенью.
Нинка была счастлива. Она не знала другой жизни. Её не тянуло к людям, наоборот она даже побаивалась их. Но не так как отец. Если тот боялся людей  и ненавидел, то у неё не было в душе даже понятия ненависти.
Просто люди с их жизнью были для неё чужды. Она читала книги, про эту жизнь, знала что - то о ней из рассказов отца и воспринимала её как сказки.
Похоронив отца, она не осталась одна, с ней рядом была её мать тайга и её верный друг, и брат Гром.
Она родилась в тайге и та вошла в неё с первым глотком воздуха, а после тайга  воспитывала её. Нинка не была испорчена людскими пороками.
Возможно, она так бы и прожила в счастливом незнании человеческого мира и умерла бы, соединив своё сознание с сознанием  мира тайги, но судьба   всё решает по - своему.
В неиспорченной  душе всегда поселяется самое возвышенное и чистое чувство, названное людьми именем Бога.


Рецензии
Удивительная история Нинкиной жизни. Мать - Тайга, брат - волк. А где-то жили люди, знала о них только по рассказам отца книгам. Хорошо ещё, что читать мать научила. Интересно, а где она книги брала?

А отец? Нашёл счастье в поисках золота. Золото нашёл, а счастье оно ему не принесло, так и умер, бедолага, несчастным. Хотя... заслуживал ли он другой смерти? Злой, жестокий человек. С ним рядом быть опасно. Интересно, любила ли его Нинка? Не удивлюсь, если любила. Отец же. Да и не знала она других.

Может с Сергием встретится?

Василий! Очень интересно!

Алевтина Крепинская   18.04.2018 15:00     Заявить о нарушении
вы уже предсказываете сюжет... молчу,молчу.

Василий Бабушкин-Сибиряк   18.04.2018 15:33   Заявить о нарушении