Заметки Aвтора

 
 "Важными характерными свойствами литваков считались скромность, трудолюбие, доброта и благотворительность.
Им не чуждо чувство радости, веселья, печали.
Литваки отличались рациональным, трезвым, ясным умом и мышлением." 


Я хочу ещё добавит литваки очень тёплые люди.

Яффа Элиах, автор огромного труда «There Once Was a World» («Исчезнувший мир») в конце книге вспоминает слова отца.
"Нет здесь в Америке того тёплого еврея из местечка .Его убили, убили во время войны..."
Яффа Элиах четырехлетним ребенком пережила нацизм в своем родном литовском городе, а впоследствии собрала свидетельства о повседневной жизни евреев в годы Холокоста в калейдоскопической книге. И сделала незабываемую экспозицию — трехэтажное ущелье с фотографиями в Американском мемориальном музее Холокоста в Вашингтоне.

Такое детство, сломившее бы человека менее сильного, побудило Элиах посвятить себя изучению и мемориализации Холокоста и его жертв.

Она стала заниматься этим в 1969 году, будучи профессором истории и литературы на факультете иудаики Бруклинского колледжа.

А затем основав первый в своем роде Центр изучения Холокоста при ешиве во Флэтбуше, Бруклин.

Собранная этим центром коллекция аудиозаписей интервью, дневников, писем, фотографий и артефактов, хотя и небольшая по объему, стала образцом для десятков других подобных центров.

Элиах много раз говорила, что свою миссию она видит в том, чтобы задокументировать жизнь жертв Холокоста,а не только их смерть,чтобы вернуть им человеческий облик, человеческое обаяние.
Она так определила свою задачу, когда, будучи членом президентской комиссии по Холокосту, созданной Джимми Картером, посетила концлагеря и осознала, что единственные доступные нам портреты жертв — это портреты скелетов с глазами навыкате в изодранной полосатой арестантской форме, а отнюдь не живых людей, которыми они когда;то были.

Профессор Элиах решила воссоздать тот штетл, который она знала в Литве, — Эйшишки (Эйшишкес), где почти все еврейское население (3500 человек) было убито, — собирая фотографии его жителей.

Начав со своих семейных фотографий, спрятанных ею и ее старшим братом в их убежище, она 15 лет ездила по всем 50 штатам и разным странам в поисках фотографий, дневников и писем других обитателей штетла.

 
Эта книга – настоящая энциклопедия жизни Эйшишкес, из которой можно узнать много интересного об истории городка, о жизни и быте евреев – как они зарабатывали на жизнь, что ели в будни и в праздники, как относились к семье и воспитанию детей – словом, все о маленьком исчезнувшем мире.
По  книге был снят документальный фильм
Книга настолько всесторонне описывает не только историю литвинов,но и их быт.
Собраны, порой юмористические рассказы из жизни людей довоенного местечка, методы приготовление пищи, давно забытые рецепты брусничного варенья с морковью,кисло-сладкого мяса....

В книге есть и о Ошмянах.
Ошмяны упомянуты как главный пункт -город ведущий в Вильна, Минск,Витебск.
 
 Возвращаясь к Ошмянам.

На протяжении многих лет у меня собралась коллекция фотографий довоенного города.
Я стала хранительницей многих историй.
Мой визит в город детства в 2011 имел много разных причин.
После ухода в другой мир моих родителей мне необходимо было побывать в городе,  где они жили,трудились,растили детей.
Было отрадно знать,что светлая память о них ещё жива в сердцах людей знавших их.
Отрадно было встретиться с друзьями детства, с моей первой учительницей, Валентиной Антоновной Касюдек,побродить по улицам и переулкам города.
Так сложилось ,что многое о жизни еврейской общины города до войны я не знала.
Мать, пережившая гетто,концлагерь не рассказывала мне о своей семье,которую она потеряла во время войны.
Лишь незадолго до смерти,уже в больнице она рассказала мне многие факты о матери,погибшей в Ошмянском гетто,о братьях расстеленных в Понарах и под Ошмянами.

70 лет прошло с тех пор,а память о тех годах и боль до сих стучит во мне.
Побывав в синагоге,у меня возникла мысль сделать в ней Музей Памяти, cделать город одним из мест посещения туристов.
 
 


Рецензии
Ошмяны находяися сегодня в Белоруссии, вблизи от границы с Литвой. Где проходила граница в начале 20-го века я выяснять не стал. Но географически недалеко распологалось местечко Дукшты (Сегодня поселок Дукштас) на территории сегодняшней Литвы, где когда то, до 1941 года проживали мои предки по матери. Уже в 21 веке мне захотелось посетить эти места, что и было осуществлено. В подборке "... и все былое ..." у меня это описано в статье "Дукшты". Думаю, что наши предки жили недалеко друг от друга, и даже возможно общались. Во всяком случае, читая Ваши работы, я вспомнил о них. Спасибо Вам.

Артем Кресин   09.04.2018 19:41     Заявить о нарушении