166 Боевая прокладка 30 сентября 1972

Александр Сергеевич Суворов

О службе на флоте. Легендарный БПК «Свирепый».

2-е опубликование, исправленное, отредактированное и дополненное автором.

166. Боевая прокладка. Испытания. 30 сентября 1972 года.

Сводка погоды: Калининград суббота 30 сентября 1972, дневная температура: мин.: 5.2°C тепла, средняя: 7.1°C тепла, макс.: 10.5°C тепла, 10.9 мм осадков, дождь.

С понедельника 18 сентября 1972 года погода стала портиться, а с пятницы 22 сентября 1972 года почти каждый день моросил или шёл дождь, гулял осенний промозглый ветер, поднимал на море беспокойную и бестолковую волну, которая не равномерно качала корабль, а била его с разных сторон, играла нами, как мячиком. Ходовые испытания БПК «Свирепый» подходили к концу, мы успешно один за другим сдавали военпредам объекты и элементы испытаний. Командование ВМБ Балтийск и 128-й бригады 12-й дивизии ракетных кораблей ДКБФ, в состав которой мы должны были войти, радовалось нашим успехам. Мы уже уверенно и привычно выходили в море, выполняли задачи ходовых испытаний, а потом также привычно возвращались и без лишних «телодвижений» подходили к причалу, набрасывали на палы швартовые концы, бросали в нужное время и в нужном месте якорь и спокойно причаливали к причалу. Напрягала только непогода…

В субботу 23 сентября 1972 года выпало 27,8 мм осадков, с утра было уже только 6.3°С, днём - 8.7°С тепла, в полдень и во второй половине дня - 12.5°С тепла. Сырая дождливая непогода помешала нам высушить постиранное бельё и робы, поэтому в кубриках было сыро, плохо пахло и все были немного расстроены не уютом. Утром в воскресенье 24 сентября 1972 температура воздуха «упала» до плюс 2.3°С, в первой половине дня не поднималась выше 7.6°С, а в полдень и к вечеру – только 13.7°С тепла (моросил дождик - 0.6 мм осадков). Мы все настолько устали от этой сырости, от хронического напряжения вахт и учебных тревог во время ходовых испытаний, что просто бестолково и вяло делали обязательные приборки помещений и боевых постов, и спали: где угодно, в чём угодно и как угодно, хоть стоя, хоть сидя, хоть прислонившись к тёплым бокам машин и агрегатов...

Только в дождливый и холодный четверг 28 сентября 1972 я нашёл в себе силы начать писать письмо моим родителям, потому что нам объявили, что надо готовиться к смотру наших флотских аттестатов и формы одежды. По всем приметам по итогам ходовых испытаний экипаж БПК «Свирепый» ожидала процедура «раздачи пряников и штуцеров», то есть поощрений и наказаний. Я ничего не ждал от командования БПК «Свирепый», потому что имел уже два заслуженных поощрения в виде 10-дневного отпуска с выездом на родину, но ещё не использовал ни одного из них. Дело в том, что мы с Толей Телешевым, рулевым и моим другом ещё по службе на БПК «Бодрый», оказались единственными «работоспособными» рулевыми на корабле. ДМБовский годок осеннего призыва 1969 года, наш командир отделения рулевых старшина 1 статьи Александр Кузнецов уже «забил на службу», то есть прекратил исполнение своих прямых обязанностей, стоял только самые ответственные вахты, а наш немногословный и скромный матрос-рулевой Петя Немирский внезапно серьёзно заболел и его отправили на лечение в госпиталь.

В четверг 28 сентября 1972 года было практически холодно: 2.5°С тепла рано утром, 5.6°С – днём и только 9.1°С тепла в полдень. В этот день выпало 9.3 мм осадков. На следующий день в пятницу 29 сентября 1972 «потеплело»: утром было 5.9°С тепла, днём 7.6°С, в полдень - 10.6°С тепла, но дождик был «плотный» 25.7 мм осадков. Вероятно, из-за погоды моё письмо родителям вышло не очень весёлым… В один из кратких заходов в ВМБ Балтийск я получил сразу два письма: в одном мама и папа писали мне оба, а в другом мама отдельно написала о «приключениях и похождениях» моего старшего брата Юры: у него появилась «новая девушка его мечты» – Валя. Кроме этого папа просил выслать им справку в ЖКО о том, что я являюсь военнослужащим.

Друзья из строевой части БПК "Свирепый" быстренько отпечатали мне такую справку для предоставления в ЖКО (жилищно-коммунальный отдел - автор) по месту жительства моих родителей. Я немедленно отправил её домой (28.09.1972 года), рассказал об этом своим друзьям и они, а затем и все матросы и старшины БПК «Свирепый», оформили такие же справки, оказалось, что эти справки нужны всем для оформления каких-то льгот по оплате коммунальных платежей. Я был очень горд и рад тому, что мои мама и папа подсказали нам всем что-то полезное и радостное для наших родителей, правда, пришлось распечатывать на портативной пишущей машинке краткое разъяснение-инструкцию для правильного использования и подачи такой справки в ЖКО. Это малозначительное событие из далёкой «гражданской жизни» вдруг стало для экипажа БПК «Свирепый» чем-то вроде героического поступка, принёсшего реальную пользу «гражданским», то есть родителям и родственникам, и мой авторитет комсорга БПК "Свирепый" и человека сразу значительно вырос, «Подскочил!», как выразился один мой товарищ-годок.

Мы все долго не писали родным и близким письма, потому что часто, очень часто выходили в море, а там (в море) напряжённо тренировались и работали. Мы испытывали наш корабль, а корабль испытывал нас на прочность, выдержку и слаженность. Даже дождь и непогода стали для нас привычными, и мы сумели не только приспособиться, но и адаптироваться к седой ворчливой осенней Балтике… Правда, расслабляться было некогда и нельзя, потому что мы теперь учились боевому применению корабля, а БЧ-1, РТС, БЧ-4 и все остальные боевые части корабля тренировалось в умении вести «боевую прокладку», «боевое управление» корабельными системами.

Боевая прокладка – это отображение положения и перемещения корабля, сил противника и взаимодействующих сил в районе боя. Боевая прокладка – это определение элементов движения отображаемых объектов, их будущего положения и моментов изменения ЭДЦ (элементов движения цели). Боевая прокладка – это «выполнение расчётов и выработка предложений по выполнению тактического и боевого маневрирования, контроль за удержанием назначенных позиций, осуществлением маневров, обеспечение предупреждения столкновения совместно маневрирующих кораблей». Боевая прокладка – это уже коллективная работа практически всех боевых частей корабля, совместная деятельность многих офицеров, мичманов и личного состава, от слаженности которой зависит итоговый результат боевого применения корабля. Боевая прокладка – это уже не просто движение корабля по маршруту и координатам, а расчётливое, умное и хитрое движение – с противолодочным зигзагом, с курсом на боевую атаку и другими хитростями ведения морского боя.

БЧ-1 ведёт боевую прокладку на специальных морских картах и на специальных штурманских планшетах «в истинном движении с использованием автопрокладчика или без него» (для ведения боевой (навигационной) прокладки в относительном движении и расчётов маневрирования используют «маневренный планшет»). Причём ведение навигационной и боевой прокладки ведение одним лицом запрещается, чтобы исключить ошибку «человеческого фактора». Правилами, например, предусмотрено: «если на корабле имеется один офицер-штурман, то для ведения боевой прокладки корабельным расписанием по боевой тревоге должно быть предусмотрено назначение офицера, мичмана, старшины или матроса, который должен быть подготовлен к исполнению обязанностей планшетиста БИП. Наш командир отделения рулевых БЧ-1 старшина 1 статьи и ДМБовский годок Александр Кузнецов был непревзойдённым мастером ведения боевой прокладки, поэтому он всё последнее время перед ДМБ (в ноябре 1972 года - автор) занимался только этим, готовя и обучая других матросов и старшин «премудростям и хитростям» боевой прокладки на планшете БИП (боевого информационного поста).

Все данные от КП и БП (командных постов и боевых постов), информация от ТСН (технических средств навигации), все доклады, поступившие на ГКП (главный командный пункт), всё-всё записывается и документируется на «посту записи навигационных данных» в навигационном журнале («записная книжка штурмана), в журналах «маневренных карточек и противоминных действий», а также электронными «устройствами документирования в соответствии с частным наставлением по деятельности БЧ-1 и РТС при ведении боевых действий».

При выходах БПК «Свирепый» в море для выполнения боевых упражнений, на тактическое учение или в специальный поход (на БС) организуется сбор и первичная наработка статистических данных, характеризующих особенности и условия плавания. В эти статистические данные также заносится информация о выполнении офицерами и командирами своих обязанностей, контрольные результаты решения офицерами корабля навигационных задач, условия и параметры эксплуатации ТСН (технических средств навигации). Эти статистические данные используются для выработки навигационных данных для применения оружия, для выполнения обязанностей и проведения специальной подготовки личного состава боевых частей, для штурманской подготовки офицерского состава корабля, а также для составления БД (базы данных) или «штурманского наследия» БПК «Свирепый».

Фактически статистические данные боевой прокладки – это была реальная фактическая действительная и документальная боевая летопись БПК «Свирепый» и очень жаль, если эти документы и базы данных пропали, были уничтожены или украдены… Однако я убеждён, что где-то в архивах Главного штаба Дважды Краснознамённого Балтийского флота пылятся и ждут своего часа и доброжелательного исследователя папки и дела с многочисленными документами БПК «Свирепый», в которых сухим деловым языком статистических данных зафиксирована жизнь, служба и судьба нашего корабля. Кстати, я сам неоднократно помогал штурману, командиру БЧ-1 старшему лейтенанту Г.Ф. Печкурову оформлять и готовить ежемесячные отчёты за поход (выход в море), статистические данные, а также записи в журналах и ленты документирования, навигационные и иные данные при выполнении боевых упражнений для анализа и оценки деятельности БЧ-1.

Напряжённо работая и помогая штурману, выходя на рулевую вахту за себя и «за того парня», терпеливо исполняя обязанности дежурного рулевого, ведя гидрометеорологические наблюдения и записи данных, активно помогая наблюдателям-сигнальщикам и добровольно тренируясь в умении «семафорить» светом и сигнальными флажками, я всё время контактировал и общался с вахтенными офицерами, с командирами боевых частей и командиром корабля. В период заводских ходовых испытаний я впервые коротко и очень насыщенно познакомился с первым командиром БПК «Свирепый» капитаном 3 ранга Евгением Петровичем Назаровым. Евгений Петрович Назаров был скрытным человеком, никто из личного состава экипажа БПК «Свирепый» практически ничего не знал о личной жизни командира, о его семье, о его детях, о его интересах и пристрастиях, о его истинном характере, потому что для всего экипажа он был только Командиром (с большой буквы). В следующей новелле об итогах испытаний БПК «Свирепый» я рискну немного рассказать о характере нашего первого командира корабля, но только так, как я его видел тогда – весной, летом и осенью 1972 года.

Фотоиллюстрация: Боевая прокладка - отображение на морской карте или планшете боевого маневрирования своего корабля (кораблей) и корабля (кораблей) противника в бою, в ходе атаки, при нанесении удара. Боевая прокладка ведётся на главном командном пункте корабля (ГКП), на КП штурманской боевой части (БЧ-1), а также на боевом информационном посту корабля (БИП). Ведение Боевой прокладки начинается с момента установления радиотехнического, гидроакустического или зрительного контакта с противником и продолжается до конца боя (атаки, удара). Современное фото Олега Кулешова. 2017.


Рецензии