173 Военно-морской урок 23 октября 1972

Александр Сергеевич Суворов

О службе на флоте. Легендарный БПК «Свирепый».

2-е опубликование, исправленное, отредактированное и дополненное автором.

173. Военно-морской урок. Испытания. 23 октября 1972 года.

Сводка погоды: Суворов понедельник 23 октября 1972, дневная температура: мин.: 3.4°C тепла, средняя: 5.1°C тепла, макс.: 7.2°C тепла, 2.1 мм осадков, мелкий дождь.

В понедельник 23 октября 1972 года, в преддверии «Дня рождения ВЛКСМ» (ежегодно 29 октября – автор), в 10:00 я оказался в своей родной Суворовской Средней школе №1, сначала в «учительской», потом в кабинете директора школы Сергея Сергеевича Смирнова (его прозвище в 1970 году было «Барин» - автор), а затем вместе с нашим «завучем» Татьяной Николаевной Фёдоровой мы пошли на урок в 9-й класс классного руководителя и нашего учителя математики Серафимы Ивановны Яковлевой ( в 1969-1970 годах мы звали её «Серафима» - автор). В 9-м классе 1972 года было всего 26 учеников – 14 девочек и 12 мальчиков (почти поровну). Серафима Ивановна очень взволновалась, когда мы с Татьяной Николаевной вошли в класс и попросили у неё разрешения прервать урок для встречи девятиклассников с «нашим лучшим учеником школы, выпускником 1970 года, военным моряком Александром Суворовым» (так сказала наш завуч Т.Н. Фёдорова - автор)…

Мало сказать, что я стушевался от слов «лучший ученик школы» (это совсем не так – автор). Я растерялся и не знал, что мне говорить и о чём рассказывать. Поэтому я повернулся к доске, на которой ещё ничего не было написано и начал молча рисовать мелом контурный рисунок БПК «Свирепый» проекта 1135 типа "Буревестник". Мел скрипел, рисунок получался размашистым, корпус корабля удлинённым, а значит, более стремительным, остроносым и… красивым. Я сам не ожидал, что рисунок БПК «Свирепый» мелом на школьной доске получится таким значительно-красивым.

- Это корабль, на котором я служу рулевым и стою вахту за штурвалом в ходовой рубке, - сказал я ребятам и повернулся к ним лицом. Я увидел совершенно очарованные лица, распахнутые и горящие любопытством глаза и застывшие в немом изумлении лица. Все без исключения девчонки и ребята смотрели на рисунок БПК «Свирепый» и на меня отрешёнными взглядами… Я догадался! Я почувствовал и интуитивно ощутил, чего хотят увидеть и услышать от меня эти девочки и мальчики, которым скоро, совсем скоро предстоит окончить среднюю школу и выйти в мир, в самостоятельную жизнь. И я начал рассказывать…

- Большой противолодочный корабль БПК «Свирепый» - это самый современный боевой корабль нашего Военно-Морского флота, - сказал я серьёзно и так, как будто делился с ребятами самой секретной информацией. – Пока нет в мире более совершенного противолодочного корабля, который специально предназначен для уничтожения атомных подводных лодок «вероятного противника», вооружённых баллистическими ракетами с ядерными зарядами. Такие подводные лодки есть только у США и двух стран НАТО – у Англии и Франции.
- Атомные ракетоносные подводные лодки ВМС США и НАТО располагаются в районах Северной Атлантики и в Средиземном море вблизи от самых «горячих точек» Ближнего Востока и нацелены на наши флота – Балтийский флот, Северный флот и Черноморский флот. Поэтому мы тоже вынуждены вести боевую службу, то есть, по-морски, БС, в Северной Атлантике, в Средиземном море, а также на Дальнем Востоке – в Тихом океане, где тоже существуют американские военный базы. Вы из уроков географии знаете, где находятся эти океаны и моря, поэтому можете представить, в каких широтах и на каких меридианах находятся наши боевые корабли.
- Я служу рулевым корабля, стою вахты за штурвалом в ходовой рубке, а также по боевой тревоге нахожусь в румпельном отделении, то есть там, где находится электрогидравлическая рулевая машина, которая поворачивает баллер руля и тем самым направляет корабль по нужному курсу. В румпельном отделении также находится небольшой штурвал классической формы и вида – деревянный, дубовый, со спицами и ручками, а также все необходимые навигационные приборы и репитеры (повторители управляющих сигналов).

Я говорил и одновременно показывал рукой на те места корабля, которые называл.

- Как дежурный рулевой я являюсь помощником штурмана корабля, помогаю ему в расчётах по прокладке пути корабля по картам и на штурманском планшете - это такой рабочий стол с подсветкой, оборудованный ЭВМ и специальным механизмом, которые позволяет автоматически указывать и отмечать на карте все необходимые точки, ориентиры, знаки и т.д. Кроме этого я веду гидро- и метео- наблюдения за погодой, состоянием моря, течением, глубиной, волнением, силой и направлением ветра, атмосферным давлением, влажностью и другими погодными проявлениями и аномалиями, которые могут помешать кораблю безопасно идти в нужную точку для применения корабельного оружия.
- Конечно, наш корабль не пассажирский, а боевой, поэтому он «напичкан» оружием, машинами и механизмами, которые нужны только для одной задачи - успешного уничтожения вражеских подводных и надводных кораблей, а также воздушных целей. Поэтому служить на таком корабле несколько неуютно, тяжело физически и морально. Вот почему от нас требуется сильная воля, хорошее здоровье, прочные знания и трудовые навыки, готовность не хныкать и не капризничать, а отдать все свои жизненные силы для выполнения боевого приказа.

Я всё больше и больше мрачнел от осознания того, что говорю этим ещё совсем детям что-то не то и не так, поэтому мой голос всё больше и больше «суровел», приобретал бронзовые нотки, становился волнующим, суровым, мужским…

- Вот здесь, - указал я пальцем, - в средине корабля над верхней палубой возвышается надстройка, которая наполнена помещениями (отсеками) командных постов, главный из которых, ходовой мостик или ходовая рубка. Она располагается от борта до борта и имеет открытые выходы по бортам – крылья сигнального мостика. На сигнальном мостике, который опоясывает всю центральную надстройку ходят и смотря в море и окружающую среду сигнальщики-наблюдатели.

Как только я стал показывать школьникам на рисунок, одна из девочек по знаку Серафимы Ивановны «вспорхнула», смущённо поправила складки подола школьного платья и белого фартука, и подала мне длинную деревянную указку, которую я тут же вспомнил, – это была наша указка, указка нашего 10 «А» класса, которую я и Колька Движков («Движок») сделали на уроках труда… С волнением и особым настроением радости и гордости я продолжил военно-морской урок в 9-м классе Суворовской Средней школы №1.

- Наш БПК «Свирепый» универсальный корабль, - сказал я торжественно, - потому что он предназначен для противовоздушной и противокорабельной обороны кораблей и транспортов в ближней морской зоне от атак низколетящих самолётов и управляемых реактивных снарядов (крылатых ракет), а также для противолодочной обороны (ПЛО) кораблей и транспортов в дальнем море и океане.
- Главное оружие нашего корабля – это противолодочный ракетный комплекс УРПК-4 «Метель», который способен уничтожать любые подводные лодки впереди по курсу корабля. Главный механизм нашего корабля – это сверхсовременная газотурбинная энергоустановка (как у самолётов), которая через маршевую редукторную приставку может передавать усилия на два гребных винта, позволяющие нашему кораблю мчаться по бурному морю со скоростью 32 узла или 53,3 км в час. Главное средство обнаружения подводных лодок нашего корабля – это расположенная в носовой бульбе ГАС (гидроакустическая станция) «Титан» и буксируемая ГАС – «Вега».

Я показал на рисунке БПК «Свирепый», где располагаются все те машины, агрегаты, посты и вооружение, о которых рассказывал…

- Корпус корабля стальной с верхней и нижней палубой, с внутренним делением корабля на 14 водонепроницаемых отсеков, палуб, боевых постов. Помещения внутри корабля располагаются так, что личный состав может перемещаться вдоль и поперёк, не выходя на верхнюю палубу, по которой во время шторма ходить очень опасно – сдует или смоет шквалистым ветром или волной.
- В носовой надстройке находятся пусковая установка ПУ ЗРК «Оса-М» и носовой погреб зенитных управляемых ракет (ЗУР), отсеки реактивной бомбометной установки РБУ-6000, вентиляторные и агрегатные посты, кают-компания офицеров, буфет, каюты командира корабля, заместителя и командира соединения, боевые посты.
- Во втором ярусе носовой надстройки (выше уровня верхней палубы) находятся: главный командный пункт (ГКП), шифропост, ходовая рубка и сигнальный мостик, штурманская рубка и боевые посты. Во второй надстройке над ГКП располагаются помещения станции управления ракетным огнём «Турель» и ЗРК «Оса-М». Третья надстройка располагается в кормовой и центральной части корабля и объединяет фальштрубу (место расположения выхлопных труб ГЭУ) и помещение кормового ЗРК «Оса-М».
- В корме корабля над румпельным отделением в специальном ангаре находится БУГАС «Вега» с подъёмно-опускным устройством ПОУКБ-1. Этот ангар буксируемой ГАС открывается в корме специальной транцевой крышкой. Отсюда осуществляется буксировка, подъём и установка на штатное место тела буксируемой ГАС на ходу корабля не менее 9 узлов.

- Двухместные каюты для офицеров и мичманов, камбуз и две матросские столовые (большой и малый залы) располагаются под полубаком в носовой части корабля, на главной палубе. Матросы спят в кубриках, носовых и кормовых по 10-15 человек в каждом. Обогрев внутренних помещений обеспечивается за счёт работы машин и механизмов, а также электрообогревателями.
- Для обеспечения устойчивой мореходности и точности стрельбы из корабельного оружия на БПК «Свирепый» установлены специальные боковые (бортовые) рули-крылья - активные успокоители качки, убирающиеся автоматически, типа УКА-1135, которые обеспечивают уменьшение бортовой качки в 3,5-4 раза (до амплитуды 8-10°).
- Рангоут корабля представлен одной фок-мачтой ажурной конструкции с решетчатым реем и сильно оттянутой в корму стеньгой, тоже ажурной, то есть прочной и лёгкой. Здесь размещаются антенны радиотехнических устройств и связи, ходовые огни и сигнальные фалы. На вершине фок-мачты находится наша главная антенна – РЛС «Ангара» с двумя параболическими рефлекторами.

- БПК «Свирепый» обладает очень хорошей мореходностью, то есть он хорошо всходит на большую или высокую волну, легко режет волны поменьше, практически на заливается встречной водой и не забрызгивает её, потому что имеет очень красивые и эффективные обводы корпуса в носовой части. Только при скоростях более 24 узлов (44,5 км/час) и на циркуляции при курсовом угле 90° к волне, то есть перпендикулярно к направлению движения волн, ощущается забрызгиваемость кормы и тогда я в своём румпельном отделении вынужден наглухо запирать на задвижки люк, ведущий на верхнюю палубу.
- Корабль настолько устойчив к качке, к ветру и волне, что может использовать корабельное оружие на всех скоростях при состоянии моря до четырёх баллов без успокоителей качки и более пяти баллов при использовании успокоителей качки.

- Вот здесь, - начал показывать я на рисунке БПК «Свирепый» на школьной доске, - находятся: бульб антенны ГАС «Титан», цепной ящик, шпилевое отделение, шкиперская кладовая, такелажная кладовая, форпик; здесь - посты ГАС «Титан», отделение вьюшки, ленинская комната-каюта и библиотека; тут - цистерна питьевой пресной воды, пост ГАС «Титан», помещение вентиляторов, тамбур, кладовые, кубрик команды, вентиляторная, кают-компания мичманов, буфет мичманов; вот здесь - топливные цистерны, помещения систем и агрегатов, пост ЗРК «Оса-М», посты наведения корабельного оружия «Муссон» и «Тюльпан», каюты офицеров, арсенал, текстильная кладовая; здесь – опять топливные цистерны, погреб боезапаса, помещение вентиляторов, посты, тамбур, каюты мичманов, кубрик команды, пост РБУ-6000, секретная канцелярия, коридоры мичманов и офицеров, каюты мичманов и офицеров; тут - опять топливные цистерны, помещения систем и агрегатов, посты и кладовые, помещение вентиляторов, кубрики команды, коридоры мичманов и офицеров, каюты мичманов и офицеров; тут снова цистерны, помещения систем и агрегатов, пост гирокомпаса, тамбур, кладовые, посты, кубрики команды, гальюны офицеров, коридоры мичманов и офицеров, каюты мичманов и офицеров; потом опять - топливные цистерны, помещение дизель-генераторов и хладомашин, лазарет и амбулатория, помещения вентиляторов и агрегатов, каюты офицеров, коридор офицеров.

- Как вы видите боевому кораблю нужно много топлива и оно находится в разных цистернах, чтобы при повреждении корпуса не пропало всё и сразу, поэтому тут, тут и тут находятся цистерны, а вот здесь - машинное отделение маршевых турбин и редукторной приставки, ПЭЖ и вспомогательные машины, столовые команды, камбуз и посудомойка, кладовая сухой провизии, штормовой коридор; тут опять топливные цистерны, машинное отделение форсажных турбин и муфт соединения, коридоры газохода, штормовой коридор, хлебопекарня, помещения общего пользования команды, электростанция корабля; снова - топливные цистерны, помещения систем и агрегатов, помещения вентиляторов, кубрики команды, места общего пользования команды, каюта мичманов, ПУ и погреб кормовой ЗРК «Оса-М».
- В кормовой части корабля опять находятся отсеки топливных цистерн, кормовые погреба боезапаса, кладовые, отделение рефрижераторных машин, тамбур, отделение компрессоров, коридор кормовых погребов боезапаса, кубрики команды; потом опять - топливные цистерны, отделение лебёдки БУГАС «Вега», химическая кладовая. В самой корме корабля находятся: помещение ПОУКБ БУГАС «Вега», отделение вьюшки ПОУКБ, румпельное отделение, водолазная кладовая и пост управления БУГАС.

- Устройство корабля такое, что он остаётся на плаву при затоплении трёх смежных или пяти несмежных отсеков. Противопожарные средства корабля - обычная водяная система, подобная той, что у вас в школе, химическая система ОХТ марки ЖС-52 и комплект противопожарного снаряжения. Средства спасения экипажа корабля на воде - 1 моторный катер-баркас, 1 шестивёсельный ял и 20 надувных аварийных плотиков ПСН-10, плюс спасательные круги, но это так – для морской традиции.
- Вот, пожалуй, и все общие данные о нашем корабле, - сказал я, с трудом шевеля сухим ртом. – Теперь я отвечу на ваши вопросы. Что вас интересует?

9-"А" класс молчал…

Татьяна Николаевна Фёдорова первой нарушила молчание и спросила у всех присутствующих в классе: «Ну, что же вы молчите? Спрашивайте, интересуйтесь, пока есть такая возможность!».

- Саша, - первой нарушила молчание Серафима Ивановна Яковлева. – А вам на вашей морской службе пригодились те знания из школьной программы, которые вы получили в школе?
- Да, - просто и твёрдо ответил я. – Дело в том, что военно-морская служба требует от человека не только точных знаний, но, прежде всего, широкого кругозора, универсальных общих знаний об окружающем мире. Например, знание русского языка и литературы или хорошего литературного русского языка нужно для общения и обмена мнениями, суждениями, образами и мыслями на занятиях и тренировках по боевой подготовке, особенно во время боевых тревог, чтобы практически мгновенно с полуслова друг друга понимать. Уметь выразить и объяснить, пояснить и отчитаться так, как есть на самом деле, по фактам, по реальным, а не по выдуманным событиям.
- Знание математики и умение вычислять в уме или на бумаге быстро, точно и безошибочно нужно для того, чтобы не ошибиться в определении места корабля или цели в пространстве, чтобы не ошибиться в направлении полёта ракеты или снаряда, чтобы точно поразить цель одним выстрелом. Согласитесь, кто быстрее и точнее рассчитает правильно целеуказание, тот и победит, то есть поразит цель, а самое главное, - останется в живых…
- Знание физики необходимо, чтобы понимать влияние сил, воздействующих из окружающей среды на корабль и на наше оружие, успешно бороться с огнём при пожаре, с химическим и радиоактивным воздействием, эффективно управлять кораблём и корабельным оружием. Я убедился сам в том, что школьные знания, если они остались в голове, в памяти, очень помогают понять окружающий мир и действующие в нём силы лучше, глубже и обширнее.

- Знаете, - сказал я доверительно ребятам и учителям, - мы на корабле постоянно учимся, совершенствуем свои знания и навыки, изучаем новое и оттачиваем свои знания и опыт до автоматизма, сдаём экзамены на классность и при повышении звания или должности по службе, сдаём курсовые задачи на право владения и использования корабельного оружия. Глупцам и неучам нельзя доверять оружие, которое может, например, одной торпедой уничтожить огромный ракетоносный подводный атомный корабль…
- Конечно, - признался я, увидев искру сомнения в глазах ребят, - нам не каждому нужно знать всё, что нужно знать морякам на боевом корабле, но общих школьных знаний среднего образования вполне достаточно, чтобы, прежде всего, чувствовать себя не дураком или неучем, а современным образованным человеком, то есть уважать себя, противостоять невзгодам, понимать главное и терпеть второстепенное, в том числе зарабатывать своим трудом и старанием авторитет среди товарищей, не становиться «шестёркой у годков»…

- А что такое «шестёрка у годков»? – тут же спросил один из парней.
- «Шестёрка» - это подлиза, подхалим, прислуга у старослужащих военных моряков, - сказал я сурово и твёрдо, как отрезал.
- А что, у вас там? Дедовщина? – спросила насторожённо наш школьный «завуч» Татьяна Николаевна Фёдорова.
- Не дедовщина, а годковщина, - коротко и опять сурово ответил я. – Вот почему сейчас в школе надо ребятам учиться хорошо и даже лучше, чтобы не быть и не слыть неучами и неумехами на военной службе. В жизни, на работе это тоже пригодится.
- А девушек на морскую службу берут? – несмело спросила одна из девчонок.
- Берут, - уверенно сказал я. – Только они служат на берегу связистками, в штабах, в медсанчасти, в госпиталях.
- Я имела ввиду - девушек на корабль…
- Нет, увы, девушек на корабли пока не берут, - сказал я с искренним сожалением. – Знаете почему? Потому что если девушки будут на корабле в море, то матросы неизбежно будут обращать на них внимание, хотеть общения с ними, в том числе близко-интимного, а это неизбежно приведёт к ссорам, конфликтам и борьбе мужчин за обладание женщиной. Поэтому на флоте давным-давно существует стойкое традиционное поверье о том, что «женщина на корабле – к несчастью».
- Это совсем неправильно! – зашумели девчонки. – Что мы, хуже ребят, что ли?
- Нет! – серьёзно «перекрыл» я их шум. – Несомненно, вы лучше нас, но только здесь, то есть дома, на берегу, с нашими родителями и детьми. Дело в том, что вы, девушки, наши любимые, мамы, родные и близкие нам люди, - вы смысл и цель нашей военно-морской службы, потому что мы, моряки-мужчины, защищаем вас, потому что вы – это живое воплощение нашей матери Родины.

- А как вам можно написать письмо? – спросила одна девчушка и спряталась за плечи своей подруги по парте.
- Очень просто, - ответил я и размашисто печатными буквами написал на школьной доске: "Балтийской ВМФ, Лучшему моряку".
- Так просто?!
- Так просто.
- А дойдёт.
- Уверен, обязательно дойдёт, но не уверен, что до лучшего моряка…

- А как вы переносите качку?
- Очень просто: не обращаю на неё внимания, потому что некогда. А если серьёзно, то в вашем возрасте, в 8-9 классе, много раз качался на качелях, во время езды в автобусе или в кузове грузовика старался не держаться руками, а балансировал на ногах, часто играл в подвижные игры: в лапту, в догонялки, в футбол, хоккей с шайбой.
- Сколько раз вы отжимаетесь на руках?
- Раз 15-20, но для моряка это не особо важно, потому что мы служим, как правило, в боевых постах и управляем механизмами, а для этого, прежде всего, нужны знания и умения, а не грубая физическая сила. Главное на флоте - это выдержка, мужество, умение смотреть смерти в лицо.

- А что значит "смотреть смерти в лицо?" - спросила опять какая-то девчушка и закрыла пылающие румянцем щёки ладонями.
- Это значит спокойно и оценивающе смотреть как приближается "девятый вал", то есть огромная гряда морской волны с пенными барашками на вершине, это значит смотреть, как летят в небе вражеские самолёты и пикируют с бомбами и ракетами на твой корабль, а ты в ответ прицеливаешься с выдержкой по времени, чтобы точно и с первого выстрела поразить эту смерть до того, как она тебя накроет своим саваном...
- А вы смотрели смерти в лицо?

Я вспомнил случаи, когда с трясущимися коленями стоял перед разъярёнными насильниками в заснеженном лесу в Пионерском и в летнем парке Калининграда, вспомнил штормовую Балтику в свете сигнального прожектора 27 декабря 1971 года во время первого выхода на БПК "Бодрый" в море и честно признался...

- Пока нет. Были разные случаи, но они были не смертельные, потому что я жив пока. Но зато я могу сказать твёрдо: смерти я не боюсь, потому что на корабле некогда бояться, надо дело делать, строго и точно выполнять свои обязанности по корабельному боевому расписанию, тогда и повода бояться не будет. Мы уверены в нашем корабле, а наш корабль уверен в нас, поэтому мы не не погибнем, я это знаю.

Наша бывшая учительница математики Серафима Ивановна Яковлева вдруг с волнением вклинилась в наше общение и сказала...

- Ты, Саша, очень изменился. Повзрослел. Стал настоящим молодым человеком, мужчиной, воином. Это чувствуется сразу. У тебя даже взгляд какой-то иной, суровый, мужественный, зрелый. Трудно было? Как ты смог стать таким?.., - она запнулась и не смогла закончить свою мысль.

- Вы знаете, - ответил я в некотором замешательстве. - Наверно это не моя вина или не моя заслуга, такова военно-морская служба, она традиционная, полна традиций и обычаев, которые хранятся ещё со времён русского парусного флота. Эти традиции как морской закон, свято исполняются моряками, поэтому хочешь не хочешь, но если ты военный моряк, то ты должен быть действительно героем. Тот, кто не имеет силы воли и свойств характера быть героем, тот покидает так или иначе флот и военно-морскую службу.
- Точно такое же положение и в любой другой профессиональной деятельности, я думаю, - сказал я ребятам и учителям. - Знаете, есть такие слова: член партии и коммунист. Я, например, считаю, что это не одно и тоже. Не может член партии, то есть союза единомышленников, быть коммунистом или комсомольцем только потому, что он формально член партии и ВЛКСМ. Мой отец, например, во время войны ещё не был членом партии, но когда вместе со своими друзьями кубанскими казаками он вызывался добровольцем в кавалерийский рейд по немецким тылам, то он и его друзья писали такие записки политруку: "В случае моей смерти в бою прошу считать меня коммунистом".
- Поэтому быть вам героями или трусами, - это решаете вы сами, вы сами выбираете свою судьбу, особенно здесь, в школе, потому что вы сейчас не просто делаете уроки, а готовите себя к взрослой жизни, когда учиться уже будет поздно, нужно будет работать, служить, творить, то есть показать всё, чему тебя научили, вернее, научился ты сам.
- Я, например, - сказал я в полном молчании всего класса, - не просто комсомолец на нашем корабле. Меня мои товарищи-комсомольцы, хотя я был самым молодым среди годков, старослужащих моряков, избрали комсоргом корабля, то есть представителем всех матросов и старшин в отношениях с командиром корабля, замполитом, офицерами и мичманами.

- Ты и в школе был всегда впереди, - сказала наш завуч Татьяна Николаевна Фёдорова. - Звеньевой в пионерском отряде, председатель совета отряда класса, комсорг класса, член комитета комсомола, а теперь - комсорг корабля. У тебя большое будущее, Саша...

Я подумал, что зря я так расхвастался и замолчал. Ребята в классе поняли, что пора заканчивать урок и в этот момент прозвенел школьный звонок. Пацана и девчонки повскакали с мест, начали собираться, смущённо проскакивали мимо нас, а я с учителями поспешил в учительскую, где уже собирались другие учителя и директор школы Сергей Сергеевич Смирнов. Коротко, очень коротко я ответил на их вопросы и восторженные пожелания, а потом поспешил домой, чтобы не мешать учителям вести уроки, не ломать их привычный распорядок дня.

Перед уходом, я всё же попросил Татьяну Николаевну Фёдорову открыть мне кабинет физики, где располагался когда-то наш 10-"А" класс. Она всё прекрасно поняла, дала мне ключ и попросила оставить его на вахте школьных сторожей. С замершим на вздохе сердцем я открыл до боли знакомую тяжёлую дверь и вошёл в наш класс...

Фотоиллюстрация: 23 октября 1972 г. Тульская область, город Суворов, улица Белинского, дом 18. Суворовская Средняя школа №1. 9-й класс. 1970. Фотография из личного архива Владимира Кудрявцева (г. Суворов). Точно также смотрели на меня девятиклассники 1972 года, когда я им рассказывал о военно-морской службе, о БПК «Свирепый», о море, отвечал на их вопросы.


Рецензии