Танки Герберта Уэллса
Уинстон Черчилль в своей книге «Мировой кризис» пишет:
«Идея вездеходных, пригодных к пересечению траншей и естественных преград бронированных машин с солдатами и пушками на борту отнюдь не нова. Герберт Уэллс, в статье 1903 года описал подобные устройства настолько исчерпывающе, насколько это возможно сделать при помощи одного лишь воображения.»
Да, идея создания маневренных, бронированных машин отнюдь не нова. И, увы, Герберт Уэллс в своем рассказе «Земные броненосцы» (опубликован в 1903 году в журнале «Странд») не открыл Америку.
Первые прообразы танков появились во времена первых военных конфликтов. 3000 г. до н.э.: шумеры сконструировали крытую четырехколесную боевую колесницу, сминающую врага. В 15-17 веках применялись передвижные полевые укрепления из повозок, именуемые - вагенбург или вагонфорт. У славян аналогичные сооружения именовались гуляй-город. Пускай многие скажут, что в осадной башне или телеге закрытой со всех сторон щитами трудно опознать танк. Может это и так, тогда обратимся к нетленному гению Леонардо да Винчи. Разве устройство, им разработанное не достойно называться танком? Все условия соблюдены: имеется корпус, защищающий экипаж, имеется механизм, состоящий из колес, зубчатых шестерен и рукояток, приводящий танк в движение при помощи мускульной силы; по периметру корпуса имелись пушки.
Цитата из Уэллса:
"Военный корреспондент был на грани истерики: "Что, черт побери, это было? Что убило наших людей?"
"Черное, — сказал художник, — и похоже на бронированный автомобиль. Меньше чем в двухстах ярдах от первой траншеи". Он порылся в памяти в поисках сравнений: "Что-то среднее между большим блиндажом и гигантской крышкой для кастрюли", — сказал он. "
Все необходимое для создания танка, а именно гусеничный движитель, двигатель внутреннего сгорания, броня, скорострельные пушки и пулеметы появились еще в конце XIX столетия. Первый гусеничный трактор на паровом ходу создал еще в 1888 году американец Бэтером. Что бы соединить все компоненты и получить первый танк потребовался небольшой стимул в виде затянувшейся позиционной войны. Да, первые танки Mk.1. показали свою состоятельность в 1916 году, в битве при Сомме. Но, до начала первой мировой войны, до появления танков уже существовали бронемашины.
В 1885 году на базе парового трактора Бурелла Джеймс Коуэн предложил свой прототип пятиколёсного бронеавтомобиля. Броневой корпус с 50 бойницами для стрелков имел полусферическую форму. У основания машины имелись четыре ножа-косы, которые вращались при движении и угрожали приближающимся к ней. Вооружение состояло из восьми пушек малого калибра. Двигатель сего чуда техники был паровой, как и у танков Уэллса.
Первый же настоящий бронеавтомобиль был построен в 1902 году в Великобритании Ф. Р. Симмсом, то есть всего за год до написания рассказа. Изображенные Уэллсом же танки, согласитесь, больше походили на бронеавтомобили, с успехом эксплуатировавшиеся во времена написания рассказа!
Вернемся к рассказу Герберта Уэллса «Земные броненосцы». Вот как описываем он «танки», наводившие ужас на противника:
"Корреспондент нашёл, что сухопутный корабль вовсе не собирается поворачивать. Он был длиною в восемьдесят, а то и сто ярдов – расстояние в двести пятьдесят ярдов скрадывало размеры – с крышей в форме плоского черепашьего панциря. Сплошные, гладкие стенки доходили до десяти футов; выше, под самым козырьком крыши, поверхность была устроена сложным образом – там теснились пушечные порты, выглядывали стволы винтовок и трубы телескопов – частью фальшивые, но неотличимые от настоящих.»
Описываемые Уэллсом «танки» имели колесный ход:
«Чудище двинулось и двигалось под градом выстрелов; потоки пуль высекали искры из металлической шкуры. Оно запыхтело – туф-туф-туф – и выпустило за собою маленькие струйки пара, затем подобралось, подобно моллюску перед движением, подняло подол и, по всей длине монстра, бахромою появились – ноги! Короткие, толстые конечности, нечто вроде бородавок или кнопок, толстенькие, с плоской пяткой – так выглядят ноги слона и, одновременно, ножки гусеницы. Юбка чудовища задиралась всё выше, корреспондент внимательно пригляделся в бинокль – так и есть; ножки прикреплены к ободьям колёс».
Столь оригинальный способ передвижения не был придуман Уэллсом. Он позаимствовал его у Брэхема Джозефа Диплока, о чем впрочем, честно признался в самом рассказе. Свою книгу "Новая система грузового транспорта для обычных дорог" Диплок выпустил в свет в 1902 год.
Именно такая система колес оставляла следы, описанные в рассказе:
"Травяное поле перед траншеей осталось размечено цепочками вмятин – так морское животное оставляет на пляже прерывистые следы. "
В качестве постскриптума:
Г. Уэллс в своем рассказе изобразив танки, выступил как популяризатор науки. Прозорливый писатель верно оценил перспективу использования нового вида техники. Своей публикацией рассказа Уэллс затронул умы и сердца великих. Недаром Черчилль, столь ратовавший за внедрение первых танков, ссылался на Великого Мечтателя. И недаром инженер Александр Пороховщиков в августе 1915 года предложил проект своего танка названного «Земным броненосцем»…
На фото - прототип танка Д. Коуэна
Свидетельство о публикации №218032401155
Геннадий Ищенко 12.12.2019 09:55 Заявить о нарушении