Репрессии 1 Соль земли

             Соль земли. О наших предках, репрессированных в тридцатых годах прошлого века. По сути, на Шадринке (поселок Дзержинского г.Черемхово) основной костяк составляли люди, сосланные сюда в разные годы со всей России. Этот поселок основал предприниматель Шадрин  в двадцатых годах двадцатого века. Открыл шахту по добыче угля. Отсюда и пошло название Шадринка. Перед войной её переименовали в поселок Дзержинского. Шадринка мне представляется миниатюрным подобием Советского Союза. В разные годы сюда ссылали русских, украинцев, татар уральских, татар крымских, чеченов, башкир и много других национальностей. В том числе в 1947 году и три двухосных вагона бандеровцев.  Их так и называли...   

Татар было много. Насколько я помню, одно время была школа, до 1950 года, где преподавали на татарском. Это было одноэтажное здание рядом со старой, деревянной школой №4. В одном дворе. Ссылались самые лучшие, самые работящие, самые крепкие хозяева. Основная масса их была сорвана со своих мест в 1932-33 годах. И, думается, именно поэтому в эти годы был самый страшный голод в центральной России, где и была репрессирована и сорвана с мест самая активная часть сельских жителей. Вот типичный рассказ моей подруги детства, как шло раскулачивание:

             "Пра-пра-и, наверное, прадед мой пришел пешком в Сибирь откуда-то с Поволжья, поманила богатая сибирская земля. Обосновались где-то в Минусинском уезде, начали обживаться, создали свою деревню под названием Кривая (она находилась на реке Минуса - приток реки Абакан, которая там делала поворот, потому и Кривая). Оба мои пращура с Поволжья и жили в этой деревне разводили баранов, садили арбузы, сплавляли на баржах эти арбузы по Минусе, Абакану и далее по Енисею.

               Меняли на товары и разную утварь. Таким образом, один из моих прадедов по линии мамы, организовал мануфактурную лавку. Семья была большая и все жили в одном доме, все работали и на бахчах, и пасли баранов...  Потом прадед построил на свои деньги школу и церковь, построили себе двухэтажный дом, (после раскулачивания на втором этаже устроили овчарню, а на первом -сельсовет). Мама с папой поженились где-то в 1930 году, потом наступило время коллективизации. 

                Это был ноябрь месяц, выделили на каждую семью по подводе (а семьи были большие) и погнали в Минусинск.  Взять с собой не разрешали ничего, кроме небольшого количества кухонной утвари, но тайком почти все взяли немного зерна, а моя бабушка обмотала себя тканью из своей лавки. Пригнали их в Минусинск, это был конец ноября, а затем погнали в глубь тайги на север.

                Сугробы, снега по колено, а моя мама была беременна моим старшим братом, к ночи загнали в зимовье всех, прилечь негде, ночь просидели, утром погнали дальше , одежда, которая оттаяла, превратилась в лед, как мама говорила юбка была, как колокол , звенела... Таким образом их гнали 3 или 4 дня затем бросили в тайге . Но мужики из сваленного леса соорудили один общий барак (так теплее) и стали собирать, что у кого есть.

                Мужики выкорчевали поляну. Пришла весна, эту поляну засеяли собранным зерном, посадили картошку. Там, 14 июня, родился мой брат, пригодилась бабушкина ткань.  Пришло время уборки урожая и тут появляются опять конвоиры и погнали всех, кого в Бодайбо, кого в Черемхово, вот таким образом моя семья оказалась в Черемхово.

                Про все эти мытарства тогда боялись говорить и мы, дети, росли в бараке и были счастливы. Потом папа с бабушкой и мамой (вообще у нас по жизни бабушка была командиром, она организовывала в бараке праздники, вытаскивались столы в коридор, приносили кто что мог, а бабушка ходила вокруг стола с ведром бражки и наливала ковшом по кружкам, а мы дети радовались этим праздникам...).

                Я немного отклонилась от повествования, так вот потом, семейным советом было решено строить дом. Дом построили из бревен сгоревшей на 8-ой шахте кузницы, чистили бревна и складывали дом, поэтому наш дом был поштукатурен и постоянно белился, нам, девчонкам, он вообще казался дворцом."               

 А вот интервью Маши Кузнецовой (Багрий), мы с ней учились в одном классе и интервью провели по моей просьбе.

   https://youtu.be/8WxyDPoQ8eM   

На фото терриконик шахты 8. 2017 год         


Рецензии
Уважаемый Анатолий Николаевич! Спасибо вам, что решились разворошить свою душу этими воспоминаниями. Конечно, читано и видано множество раз. Но вот эту мысль встретила впервые- связь голода в южных областях России с высылкой самого трудового слоя крестьянства со своих родных земель и веками устроенного быта. Как это просто и верно! И сложился пазл, именно этого кубика там и не хватало!
Прекрасная находка! Спасибо!
С уважением

Галина Каган   31.03.2024 14:40     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.