180 Учения Балтика-72 10 ноября 1972

Александр Сергеевич Суворов

О службе на флоте. Легендарный БПК «Свирепый».

2-е опубликование, исправленное, отредактированное и дополненное автором.

180. Учения Балтика-72. Испытания. 10 ноября 1972 года.

Сводка погоды: ВМБ Балтийск пятница 10 ноября 1972 года, дневная температура: мин.: 5.4°C тепла, средняя: 7.8°C тепла, макс.: 10.9°C тепла, без осадков.

Валя Архипова, моя школьная подружка-соперница и моя первая настоящая школьная любовь, писала мне письмо так, словно делилась со мной самым важным на этот момент её жизни: успешной учёбой и результатами экзаменов. 31 октября 1972 года ей нужно было сдавать курсовую работу и она два дня трудилась «в поте лица», в том числе оформляя и переписывала конспекты лекций, которые в своё время она пропустила. Из-за этой занятости она не смогла вовремя никого из друзей поздравить с ноябрьским праздником, в том числе и меня. Курсовую работу (репетиция дипломной работы – автор) Валя защитила на 4 балла и 8 ноября 1972 года сдала экзамен по экономике. Теперь оставался ещё один зачёт, экзамен и ещё один курсовой проект, в котором было "аж два чертежа", а она ещё и за расчёты не бралась, а осталось до сдачи курсового (проекта) всего 15 дней и 10 дней до экзаменов.

- Так что не обижайся, Саша, пойду на преддипломную практику, вот тогда посвободней буду и почаще буду писать, - писала мне Валя Архипова.
- Праздник (7 ноября) провели плохо, в общем-то, ничего, но что-то не понравилось. Гуляли у Корнеева Володи – он пришёл из армии совсем 3-го ноября, а больше пока никого (из наших школьных друзей – автор) не отпустили.
- Теперь домой (в Суворов – автор) долго не поеду, может быть за это время кто из наших и придёт (из армии).
- Вот и всё, Сашенька, извини что мало, больше нет времени, надо переписывать лекции, у меня что-то много накопилось текста – листов 15. Ну, пока. Жду очень ответа. Валя. 10.11.72 г.

Я читал это письмо, как говорится – вдоль и поперёк, наискосок, с начала и с конца, полностью и частично, сразу, взахлёб и по частям, по словам и даже по буквам… Я вникал в каждое слово, выражение, предложение, в текст, в смысл, в недосказанность, в факты и в намёки, в мысли и образы, которые, несомненно, хотела донести до меня эта гордая, независимая, властная, своевольная и очень нежная и ранимая маленькая девушка-женщина, которая упорно, преодолевая свой собственный нрав и норов, шла к заветной цели – получить образование и «выйти в люди», а ещё лучше в «начальники», потому что Валя Архипова была прирождённым талантливым и гениальным начальником (так мне казалось и я был в этом уверен – автор).

У меня сейчас тоже было что-то вроде государственных экзаменов, потому что я тоже должен был сдать большую творческую работу – оформленные документы, информационные материалы, карты и стенды к осенним морским общевойсковым учениям, в которых БПК «Свирепый» принимал участие как корабль обеспечения и охраны, попутно выполняя уже настоящие боевые задачи по обнаружению надводных, подводных и воздушных целей, по установлению боевого информационного взаимодействия со всеми вооружёнными силами Балтийского флота, со штабами, с другими кораблями, береговыми и воздушными станциями наведения и целеуказания, навигационного обеспечения.

Только сейчас командир отделения рулевых БЧ-1 БПК "Свирепый" старшина 2 статьи Толя Телешев и я, старший матрос-рулевой БЧ-1, смогли по-настоящему оценить и ощутить на своей собственной «шкуре» всю ответственность, всю тяжесть и весь тот объём штурманско-рулевой работы, которую так незаметно и мастерски один выполнял наш командир отделения старшина 1 статьи и "ДМБовский годок осеннего призыва 1969 года" Александр Кузнецов. Мы вдвоём и даже втроём с нашим штурманом, командиром БЧ-1 старшим лейтенантом Г.Ф. Печкуровым, еле-еле справлялись там, где Сашка Кузнецов всё делал «играючи», точно и вовремя…

Ежегодные осенние учения Балтийского флота, например, «Балтика-72» - это оперативно-тактические и оперативно-стратегические учения вооружённых сил Балтийского флота (с участием ВМС государств-участников Варшавского договора – автор). Учения «Балтика-N», наряду с учениями «Запад-N», как правило, проводятся под общим руководством Министра обороны СССР и Главнокомандующего ВМФ и являются обязательной частью боевой подготовки и политической учёбы всех сил Балтийского флота. Главная цель учений «Балтика-N» ( буква "N" означает год проведения учений - автор) - это отработка оперативных мероприятий «по завоеванию господства на Балтийском море», «проверка взаимодействия и уточнение расчётов по преодолению противодесантной обороны вероятного противника, организации высадки морских и воздушных десантов на охраняемые противником побережье и острова», «противовоздушная и противолодочная оборона морских коммуникаций», «уничтожение военных объектов, блокирующих Балтийские или Датские проливы, то есть выход кораблей Балтийского флота в Северное море и в Северную Атлантику».

Когда волей судьбы я был допущен к картам, таблицам, лоциям, планам и текстам учебно-боевых приказов, разработанных в соответствующих штабах ВМФ СССР, я был просто поражён сложностью, масштабом, объёмом и многообразием поставленных силам Балтийского флота боевых задач и сроками-условиями их выполнения. На выполнение учебно-боевых приказов всем и каждому отводилось буквально минуты… Например, боевому противолодочному кораблю необходимо было в данное время (дату) и срок (время от начала движения) быть в заданном районе, куда к этому времени должны были прилететь самолёты-разведчики и дать целеуказания, при этом боевой корабль должен был провести попутный поиск целей, обнаружить их, доложить в штабы и на узлы связи данные и координаты целей для организации противодействия, а также открыть огонь по целям-мишеням, которые к этому времени должны были быть доставлены в нужную точку со всеми мерами радиолокационного и гидроакустического противодействия. Одновременно данный боевой корабль должен был действовать в условиях навигационных опасностей, минных постановок противником, воздушных и торпедных атак.

Больше всего меня поразила огромный «талмуд» - журнал-книга наподобие сверхсекретного сетевого графика, по которому достраивался наш БПК «Свирепый». По вертикали координат в этом журнале или книге были отложены уровни сложности и виды сил Балтийского флота, которые выполняли целевые боевые задачи, а по горизонтали – условия, даты, время, сроки и текущие промежуточные боевые задачи, которые в сумме по нарастающей и пересекаясь друг с другом должны были привести к вершине – к победе над врагом. Если бы все матросы, старшины, мичманы и офицеры экипажа БПК «Свирепый» видели эти материалы, журналы-книги, таблицы, схемы и карты! Если бы они хоть раз глазком поглядели на эти переплетения стрелок, линий, квадратиков, кружков, прямоугольников и условных обозначений кораблей, самолётов, подводных лодок и т.д.! Если бы они хоть чуть-чуть почувствовали то, что чувствуют наши старшие командиры, контр- и вице адмиралы, командиры соединений, КУГ (корабельных ударных группировок), штабные и флагманские специалисты, командующие флотами! Если бы они увидели то, что видел я, они бы по-другому относились к исполнению своих, в чём-то рутинных, обязанностей на своих боевых постах… Ничего более интересного, захватывающего и ошеломляющего я ещё в своей жизни не видел, как в эти дни лихорадочной работы по оформлению оперативно-тактических осенних учений «Балтика-72»…

Я работал за себя, за «того парня», потом ещё за того, третьего и четвёртого, смертельно уставал к концу дня, валился без сил, но через 30-45 минут вскакивал, как только ко мне прикасалась виноватая рука моего боевого командира, товарища и друга Толи Телешева и я опять вставал к прокладочному столу или к штурвалу рулевой колонки «Альбатрос 22-11» БПК «Свирепый». Мы вновь вместе с таким же смертельно уставшим штурманом старшим лейтенантом Г.Ф. Печкуровым, вместе с измотанными непрерывными вахтами вахтенными офицерами и флагманскими специалистами-посредниками решали и решали вводные, задачи, вопросы, выводили и наводили наш корабль в нужное место и в заданное время. Все офицеры, мичманы, старшины и матросы экипажа БПК «Свирепый» работали в таком же ритме и напряжении, как и мы, может быть даже ещё большим, потому что мы – рулевые, или сигнальщики-наблюдатели - хотя бы были на верхней палубе или смотрели по сторонам через иллюминаторы, а большинство личного состава в это время были на своих закрытых боевых постах, видели только стрелки приборов или экраны локаторов.

Автор не намерен раскрывать суть стратегических и тактических планов и программ, схем и тактики ведения боевых действий советского ВМФ в период оперативно-тактических осенних учений «Балтика-72», скажу только, что мы не разочаровывали стратегическое руководство ВС США-НАТО в убеждении, что "ещё с начала XX века Балтийский флот готовится и будет вести боевые действия только в условиях замкнутого пространства морского театра в Балтийском море", что наши "корабли БФ не могут действовать вдали от своих берегов и военно-морских баз". Пусть себе думают и не знают нашей правды! Одно только появление на Балтийском море в 70-е годы XX века таких боевых кораблей как БПК «Бдительный», БПК «Бодрый» и БПК «Свирепый» пр.1135 типа «Буревестник», а также других боевых кораблей других проектов, ещё более мощных, в корне изменило роль и функции Балтийского флота – он стал не только флотом Балтики, но и Северной Атлантики. Теперь Балтийский флот гарантированно мог господствовать на Балтийском море, прорвать натовскую оборону Датских или Балтийских проливов, надёжно контролировать европейские морские коммуникации в Северном море. Осенью 1972 года мы не играли «в войну» на море и на суше, мы планомерно и усиленно готовились к войне…

В этот раз на выходе в море с 10 ноября 1972 года на осенние учения «Балтика-72» больше всех хлопот и боевого напряжения досталось нашим «рогатым рогачам» (командир БЧ-2 старший лейтенант Евгений Леонидович Крылов) и нашим «торпедоносным румынам» (командир БЧ-3 старший лейтенант Олег Анатольевич Белонин).

Фотоиллюстрация из открытой сети Интернет: 10 ноября 1972 Начало оперативно-тактических осенних учений «Балтика-72». Карта-схема военных действий в Атлантическом океане в период май-октябрь 1942 года. По понятным причинам автор не может публиковать карты-схемы морских оперативно-тактических и оперативно-стратегических учений «Балтика-N» и «Запад-N», однако данная карта-схема практически ничем принципиально не отличается от современных планов ведения военных действий на коммуникациях и в районах Северной Атлантики – на театре военных действий в случае войны между США-НАТО и СССР на море. Все районы ведения боевых действий флотов вероятных противников, условные обозначения, направления коммуникаций, размещение ударных группировок надводных и подводных кораблей, полётов морской авиации, а также условные обозначения на данной карте-схеме остаются «злободневными» так же, как 10 ноября 1972 года.


Рецензии