Глава 10

(запись 10.01.2009)

   Итак, двор у нас был закрытый, левую и правую стороны занимали прямоугольные газончики, а в середине двора, напротив нашего кухонного окна была большая заасфальтированная площадка. Около одного из газонов была водопроводная колонка. Сначала между воротами стояли частные неблагоустроенные дома, и люди брали воду из этой колонки. Да и ворот тоже не было. А потом, когда построили большие дома, то колонку не стали убирать. Ею пользовались армяне, жившие в бараке, дворник, который поливал газоны, и весь двор, когда была жара. Мы носились по двору и тоже пили оттуда воду. Потом сделали такую узорную тумбу, в виде напольной вазы, и из неё бил фонтанчик специально для питья. В городе было много таких питьевых фонтанчиков.  А газоны - это просто глинистая земля, на которой сначала росла трава, а потом дети её вытоптали. Деревья росли рядами, ряда четыре, наверно, в каждом газоне. Это были липы, тополя. Была одна шелковица (по-грузински тутА), с белыми сладкими ягодами, одна черешня, одна слива. На одном балконе разводили гранаты, на нескольких - виноград. Там, где жили армяне, были натянуты либо лески, либо верёвки, по бокам и сверху, все увитые виноградом. Получалась виноградная беседка. Помню, на двух балконах рос вьюнок. Всё созревало. У армян росли цветы: георгины бордовые, ноготки, шиповник. На газонах был и вечнозелёный кустарник. Внутри каждого газона стояла круглая беседка с электрическим освещением. Вечером после работы мужики пили там пиво и играли в нарды, или в карты, или в домино. Иногда собиралось по 10 человек и играли в лото, женщины тоже играли в лото по копеечке за карту. За вечер можно было выиграть 1 рубль, или столько же проиграть. Учитывая, что у бабушки Нади, например, пенсия была 22 рубля, это были неплохие деньги. На 1 рубль можно было купить 10 ирисок "Золотой ключик", или 10 стаканов жареных семечек. Мой папа получал от 90 до 120 руб. в месяц. Были у него и калыми, но их он до дому не доносил.
   Детей во дворе было много. Мальчишки в центральной части двора играли в футбол. Под вечер возвращались с работы молодые мужчины и тоже играли в футбол. Наше бедное кухонное окно не раз попадало под обстрел мячей. Мама иногда возвращала мяч, а иногда на глазах у футболистов разрезала его ножом. Потому что разбитые стёкла никто не хотел вставлять, и это приходилось делать папе.
   Деревья во дворе росли вместе со мной, но быстрее меня. Тополя выросли свечками выше домов, от них летом было много пуха. Акации весной благоухали, а сирени в нашем дворе не было. Липы были самые удобные деревья, чтобы лазить по ним. Я помню, что когда уже ходила в школу, залезу, бывало, на дерево и читаю там книгу. И не я одна. Там было хорошо прятаться от жары.
   Двор был солнечный, но деревья давали хорошую тень. Девочки были более изобретательны в играх, чем мальчишки. Мы брали кукол и все их принадлежности и играли в беседках в "дом-дом". Когда шёл дождь, то играли у кого-нибудь дома. У меня было несколько дворовых подружек: Ира Цалкина - еврейка, Вера Гепнер - тоже еврейка. Потом она сменила фамилию после замужества на Давибаран. Кошмар, как можно жить с такой фамилией. Ещё были Галя, Цицо, Русико, Лена, Лиана. Мы играли все вместе редко, если только в прятки или в ловитки. Там с нами и мальчишки играли. А так, в основном по 2-3 человека. Одни в классики играют, другие прыгают на скакалке, третьи играют в волейбол, четвёртые - с куклами. Если собирались дома, то тоже не более трёх человек. Когда собирались у меня, то играли под письменным столом с резными ножками и перекладиной. Спускали скатерть пониже, получался такой замечательный таинственный домик.   
   На одном из домов была пожарная лестница от самой земли и до крыши. Мы лазили по ней и играли в игру "Раз, два, три - фигуру покажи!" И каждый что-то изображал. Иногда мы в центральном подъезде собирались, репетировали, там тоже была большая площадка, делали импровизированную сцену, закрывали её покрывалами, собирали родителей, в основном мам и бабушек. Они приходили со своими стульями. И мы показывали концерт. Пели, танцевали, читали стихи, показывали что-то вроде кукольного театра. И ещё кое-что из акробатики. У нас во дворе был мальчик Амиран. Он жил с бабушкой на первом этаже, у них была большая веранда - 12 м2. Окна всегда были нараспашку. Он любил играть в куклы. У него было много кукол, но в основном в мальчуковой одежде, машинок, мягких игрушек, зверюшек и паровозик. Веранда была всегда полна детей, но больше с ними играли девочки. У него был диаскоп, и мы смотрели диафильмы. Мне тоже потом купили. И было у меня много сказок, около 30-ти.
   Я помню, папа купил мне большую детскую книгу Бориса Житкова "Что я видел". Мы с мамой потихоньку её читали. Я начала учиться читать в 5 лет. Рисовала в основном кукол, домики, деревья, разные узоры, которые придумывала сама. У меня было много детских книжек в бумажных обложках и несколько толстых - в картонных.
Я помню книги: "Куда летал журавлик", "Кувыкрк и другие рассказы", сказки А.С. Пушкина, басни Крылова, "Р.В.С", "Чук и Гек", Сказка Ершова "Конёк-горбунок".
   Многие дети не ходили в садик, это считалось дурным тоном. А я в Калагерани, когда мне было 3 года, целый месяц ходила в садик. В Тбилиси, после вояжа по Армении, мама тоже хотела пойти работать в ателье, а меня водить в садик. Поводила меня ровно неделю. Я была девочкой впечатлительной, а в садике как раз готовились отмечать День Советской Армии - 23 февраля. Что уж там рассказывали - не помню, но ночью я вскочила с испугом с кровати и крикнула: "Мама, что, уже война?" И всё. Мама испугалась, что психика у ребёнка нарушится, и я перестала ходить в садик. Во дворе было гораздо интереснее.
   Я с большой теплотой вспоминаю о своём детстве и о своей Родине. Меня долго мучила ностальгия, когда я стала жить на севере. И только, когда Советский Союз распался, я окончательно успокоилась. Теперь это самостоятельная страна, из родных никого не осталось. А в основном человек же скучает больше по людям, по окружению, по укладу жизни, а потом по природе и архитектуре.
   Чтобы детство у грузинских, и всех проживающих там детей было счастливым, были созданы все условия: цирк, зоопарк, кукольный театр, театр юного зрителя (ТЮЗ), драматический театр, театр оперы и балета, большой магазин "Детский мир", ботанический сад. Был кинотеатр, где показывали только мультфильмы, много других кинотеатров, парк с аттракционами с названием "МуштАит" с детской железной дорогой, качелями, каруселями, машинками, гамаками, тиром, чёртовым колесом и комнатой смеха. Был и есть фуникулёр с парком на высокой горе, с такими же аттракционами и рестораном. И везде мороженое, пирожные, газировка сладкая, пончики с кремом - это продавали на каждом шагу. Были дома культуры: Дом железнодорожников, Дом офицеров, филармония. Много просто парков с танцевальными площадками, где по вечерам играли духовые оркестры. Мы по выходным с мамой и папой посещали все эти места. Ещё там два озера - Лисье и Черепашье, а также Тбилисское море - водохранилище. Все они находятся в горах. Туда ездили купаться, но редко.Чаще ходили в гости к папиным друзьям.  А раза два в месяц ездили на окраину города. Туда добираться сначала на троллейбусе, потом на автобусе - целый час. Это район Соганлуги, где жила бабушка Маруся и дядя Игорь. Иногда они приезжали в гости к нам.


Рецензии
Очень хорошо и наглядно всё описано. а человек с фамилией ДАВИБАРАН не сможет жить в русскоязычной среде. Я помню по Кишинёву, что одному моему коллеге с фамилией ПОПА было нелегко общаться с русскими... А молдаванам по барабану!

Геннадий Мингазов   12.06.2018 22:42     Заявить о нарушении