Проф. м. в. попов о программе акад. ран с. ю. глаз

 
(О программе С.Ю.Глазьева по выходу из экономического тупика)
Len. Ru
Опубликовано: 9 сент. 2015 г.

Предложения С.Глазьева комментирует доктор философских наук, профессор Попов Михаил Васильевич.

https://youtu.be/AXAfDdVnUBw

       Конспект выступления подготовил 28.03.2018 года Зуев Андрей Яколевич, коммунист, врач-социальный психотерапевт, философ, член Пермского краевого комитета политической партии КПРФ. Конспект опубликован на сайте ПРОЗА.РУ с именем автора: Зуев Андрей Яковлевич и в ВКонтакте на страничке указанного автора.

       Здравствуйте, товарищи! Сегодня хотелось бы сделать сообщение на тему: "Выход из экономического тупика". В этот тупик страну давно заводили, начиная с 1965 года, так называемые, либералы. Под словом "либерализм" подразумевается свобода, Слово это хорошее и, в своё время, когда случилась Великая Буржуазная Французская Революция, речь шла, прежде всего, об освобождении от крепостной зависимости. Далее предполагалось, что каждый будет выходить на рынок и торговать, а рынок  за участников рынка всё будет решать.
 
       НО, как показало дальнейшее развитие капитализма, конкурентная борьба обязательно ведёт к монополии. Монополии потом расширяются до такой степени, что образуют уже государственно-монополистический капитализм. Капитализм перешёл уже давно, в начале 1920 года в свою империалистическую стадию развития. Сегодня, когда во всех  капиталистических странах развитая государственная  экономика, только одна Россия выступает с такими предложениями, которые сводятся к тому, что рынок отрегулирует всё, что мы делаем. Поэтому, ту позицию, с которой выступает либеральный блок нашего правительства мы принять не можем.

       Но одно дело критиковать ту позицию, другое - увидеть что-то светлое и хорошее, которое появляется на нашем экономическом и политическом горизонте. В связи с этим, я хочу обратить внимание на статью в "Коммерсанте" от 8 сентября 2015 года под названием: "Совет безопасности и ..." Это статья Дмитрия К. на первой и второй полосе. Это статья необыкновенная, и не просто статья. В ней речь идёт о том докладе, который подготовлен к заседанию специальной комиссии, которая создана Советом Безопасности РФ, и 15 сентября межведомственная комиссия Совета Безопасности РФ  по безопасности в экономической и социальной сфере в закрытом режиме заслушала доклад советника президента С.Глазьева по вопросу: "О дополнительных мерах по нейтрализации угроз экономической безопасности РФ в условиях международных санкций".

       Доклад помощника президента известного экономиста С.Глазьева, который уже давно высказывается с однозначно патриотических позиций называется так: "Конкурентный потенциал России и пути его реализации для обеспечения национальной безопасности". В нём есть такие рецепты, которые удовлетворят самого рьяного сторонника экономического суверенитета  РФ, от разрешения компаниям не платить по долгу кредиторам из враждебных стран до невозврата НДС при сырьевом экспорте.

       Хочу сказать кратко о понятии "патриот". Патриоты - это не те люди, которые ненавидят другие страны и народы, а те, которые уважают свою страну, свой народ, свою историю, свою культуру и которых печалит что-то плохое, что есть в своей стране, и которые стремятся укрепить, развить народ своей страны. Идеи С.Глазьева разбиты на 6 блоков. Первый - переход к суверенной денежно-кредитной политике, чтобы нашу денежно-кредитную политику определяли не в США, а в России. Эта идея предполагает открытое манипулирование и системное управление денежно-кредитной политикой по всем параметрам, от ставок до валютной позиции банковской системы.

       Программа предполагает рефинансирование  Центрального Банка по ставке 2% целевых кредитов промышленности на 1-5 лет не менее, чем на три триллиона рублей. Конечная ставка для компании должна быть 4 %. Это революционное предложение (для нас,конечно). Если вы возьмёте мировую экономику, то увидите, что крупнейшие экономические державы используют ещё более льготные  процентные ставки, которые стимулируют экономический рост. В США  ключевая ставка колеблется от 0 до 0,25%. У нас сейчас эта ставка 10,5%, а на выходе для компаний - 20%, поскольку коммерческие банки добавляют ещё своих 10%. Эти банки - нарывы на теле Российской экономики.

       Кредиты под 1% годовых институтам развития. Имеются в виду передовые отрасли, передовые предприятия и прогрессивные мероприятия на 2 трлн рублей. Рефинансирование Центральным  Банком через ВЭБ (внешэкономбанк) коммерческих банков на 5 трлн рублей. ЦБ должен непосредственно заниматься кредитованием экономики, а не "кормлением" коммерческих банков. Кредитование по государственной программе импортозамещения на 3 трлн рублей. В целом, эмиссионная программа составляет сумму в 20 трлн рублей на пять лет. Предлагается очень хорошая, актуальная и вполне рыночная, можно сказать, программа поддержки частных компаний.

       Поддержка должна осуществляться условно при встречных обязательствах перед государством по производству товаров и оказании услуг в определённом объёме, в определённые сроки, по определённым ценам. Если компания делает то, что нужно, она получает государственную поддержку, в противном случае возвращает деньги, полученные от государства. В этом случае на частные компании возлагается долг перед государством в размере стоимости непроизведенной продукции. Иначе говоря, нет директивного планирования. Если предприятие берётся выполнить заказ, то получает поддержку, если не желает этого делать, то и поддержки от государства нет. Это правильно, поскольку государство тоже рыночный игрок и свободно в своих решениях, что стимулировать и поддерживать.

        Второй раздел - стабилизация курса рубля, прекращение утечки капитала, дедолларизация экономики, поскольку вся наша экономика завязана на доллар. В разделе содержится набор мер сдерживающих спекулятивный вихрь на валютном рынке. Мы сейчас наблюдаем скачки,  броски  валюты и рубля то вниз, то вверх, связанные со спекуляцией. С.Глазьев предлагает жёсткий валютный контроль, запрет на покупку валюты физическими и юридическими лицами без основания действий по свершению платёжных операций. Если предприниматель производит платёжную операцию, то никто не препятствует ему в покупке валюты, если же он этого не делает, то занимается спекуляцией, а спекуляция прекращается.

       Предлагается временный налог на резервирование средств на конвертационные операции и трансграничные платежи. Если планируется совершить трансграничные платежи и под них приобретается валюта, то этому никаких препятствий нет. Если же виден обман и таких платежей нет, то резервированная валюта возвращается государству. С.Глазьев предлагает не только обязательную продажу валютной выручки, но и законодательное запрещение займов нефинансовым организациям.  в валюте, в принципе. Ещё одно предложение - введение контроля за трансграничными операциями посредством открытия лицензирования. Не все организации будут иметь это право. Мы видим, что деньги из России утекают рекой - десятками и сотнями миллиардов долларов.

       Третий раздел - стабилизация цен. Очень важный раздел. Он, конечно, противостоит либеральной идее свободного рынка, согласно которой, через движение цен, яко бы, можно решить наши проблемы. Мы уже "порешили" очень много предприятий  Народ, по этой причине, прозябает в нищете и продолжается "свистопляска"  с ценами. Цены повышаются, завышаются всё больше и больше, а народ беднеет и реальное содержание их доходов, заработной платы всё падает и падает. Предлагается временное замораживание цен на товары  ежедневного потребительского спроса, введение предельной маржи торговой системы в 25% между ценой производителя и розничной ценой.

       Если цена производителя 100 условных денежных единиц, то розничная цена не может быть больше 125. Мы же имеем такую ситуацию, когда молоко покупают у производителя по такой-то цене, а продают по цене в 2-3 раза больше. С овощами так поступают и другими товарами. Непосредственный производитель никаких доходов не получает, а кормятся у нас только посредники. Это самое распространённое явление в нашей экономике.

        С.Глазьев также предлагает отказаться от индексации тарифов государственных монополий и заменить индексацию среднесрочной фиксацией цен. Это предложение надо поддержать. Ежегодное повышение тарифов госмонополий  означает, что запускается механизм инфляции. Прежде всего увеличиваются тарифы на нефть и газ. Само государство повышает тарифы, это же госмонополии, а потом это идёт дальше по всей цепочке и затрагивает всю экономику в целом.

       Отдельным подразделом идёт рационализация электроэнергетики с устранением негативных последствий реформирования РАО ЕЭС (российское акционерное общество - "Единая Энергетическая Система"). Ясное дело, что ЕЭС превратилась в единый провод, на котором сидят разные компании и набивают себе карманы за счёт того труда, которым удалось создать единую электрическую систему страны. Необходим возврат полномочий Минэнерго и слияние коммерческого технологического оператора, поскольку работают одни, а деньги получают другие.

       Необходимо комплексное развитие системы ЖКХ и энергетики в регионах. Важно нормирование рентабельности в секторах экономики. Рентабельность не может быть бесконечной, дескать "сами мы решим - 200 или 300%". Рентабельность должна исходить из общей рентабельности всей экономики. Если в России рентабельность менее 10%, как может быть рентабельность в отдельных отраслях по 300% или 500%?

       Предлагается восстановление экспортных пошлин на металлы и продукцию, чтобы нас не заваливали тем, что подрывает экономику нашей страны. Прекратить возврат НДС по экспорту углеводородов. Капиталисты экспортируют, всё вывозят из страны, не производят бензин, масла, другую продукцию из нефти, а гонят нефть сырую. То же самое происходит с газом. Они потом требуют возврата НДС.

       Четвёртый блок. "Нейтрализация антироссийских санкций" - так он называется. Интересна идея разрешения компаниям форсмажора по отношению к кредитам, предоставленным странами, которые ввели финансовые санкции против России. Как известно, во всяком договоре двух компаний или двух государств, государственных или частных компаний всегда прописано, что бывают форсмажорные обстоятельства, которые не зависят от этих компаний, и которые освобождают от выполнения этого договора. Санкции не мы же ввели. Это и есть форсмажёрные обстоятельства.

        Они как некое стихийное бедствие на Россию и на ЕС (Европейский Союз), которое напустила ещё более крупная страна - Америка. Можно объявить форсмажор и свои обязательства не выполнять и долги не платить. К чему это приведёт? Это примерно равно легализации отказа от погашения   всего частного внешнего долга. Раз вы применяете санкции, то мы и не будем платить частные внешние долги. У нас государственные долги почти все уплачены, у нас нет крупного государственного долга, а долг наших частных компаний иностранному капиталу колоссальный.
 
       Резервы ЦБ, резервный фонд и фонд национального благосостояния Сергей Глазьев рекомендует конвертировать в золото и обязательства стран БРИКС, чтобы мы не оказались в такой ситуации, когда наши резервы, находящиеся в США, в стране, которая организует против нас самые разные санкции, от нас, наши денежки - резервы, вообще не ушли. Это ведь те резервы, которые позволяют нам поддерживать свою экономику.

       Следует создать систему международных банковских расчётов, независимую от давления стран НАТО и замещающую их платёжную систему по электронным банковским картам совместимую с китайской.   Это соответствует тому повороту, который делается и во внешней политике. Раз нам хотят вставить "палки в колёса", мы будем сближаться в плане организации экономической жизни с теми странами, которые с нами нормальным образом торгуют и взаимодействуют.

       Глазьев предлагает новые идеи по деофшоризации. Мы знаем, что деньги уплывают яко бы за границу каким-то фирмам иностранным, а, на самом деле, это наши местные предприниматели, зарегистрированные за рубежом и действующие на территории России, выкачивают туда прибыль, а там денежки "разматывают". Никогда эти деньги не возвращаются обратно в производство, поэтому производство в России не развивается. А деньги уходят "сумашедшие". Для борьбы с этим явлением необходимо расторгнуть соглашение по двойному налогообложению с Кипром и Люксембургом, ввести 30% налог на все операции с несотрудничающими с Россией офшорными юрисдикциями. Если они не хотят с нами сотрудничать, то надо ввести такой налог на все операции.
 
       Пятый раздел. Ряд стратегически значимых предприятий С.Глазьев рекомендует оставить в государственной юрисдикции, запретить их передачу в руки иностранных компаний в принципе. Вот, кстати, мы знаем, Сестрорецкий завод, оружейный ранее, а потом инструментальный, продали американцу. Первое, что он сделал, превратил его в кучу мусора, выбросил мусор на футбольное поле, чтоб больше там в футбол не играли, и уничтожил производство инструмента. Остался только один завод в Новосибирске.  При их банкротстве, предлагает Глазьев, которое в ряде случаев, при применяемой политике выглядит очень вероятным, на их базе, советник президента предлагает организовывать народные предприятия.

        Венчает эту систему запретов и стимулов глава: "Развёртывание системы стратегического управления". Это создание Государственного Комитета по Стратегическому Планированию при президенте РФ. Я хочу сказать, что это действие уже подготовлено юридически. У нас есть Закон "О стратегическом планировании". Только планирования нет. Что можно планировать? - всё, что связано с государственным сектором экономики, всё, что находится в собственности государства. Любая компания сама планирует свою деятельность. Государственный сектор экономики может планировать а) всю свою деятельность и б) все те действия, которые связаны с заказами частным предприятиям. Все будут биться за эти заказы.

       В докладе предполагается, что будет координационное подчинение указанного комитета президенту, как и Государственного Комитета по Науке и Техническому Развитию (ТОЖЕ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ, НО "ВНУТРИ" "БЕЛОГО ДОМА"), Тем самым, действия президента и правительства соединяются в единое целое и получается необходимый баланс, который позволяет нормально управлять экономикой.
 
       Хочу сказать в завершение, что Совет Безопасности - это непростая организация. У нас много разных организаций и в правительстве, и в Думе. Есть прокуратура, есть МВД, есть ФСБ, есть президент и разные другие органы. Совет Безопасности руководителей всех этих органов включает в себя и то, что принимается на Совете Безопасности воплощается потом в работе этих органов. Я думаю, что к этому докладу, к этому мероприятию - рассмотрению доклада на заседании Совета Безопасности следует относится очень серьёзно. По крайней мере это даёт надежду на то, что начнётся выход из экономического кризиса.
       
       
      
      
      
       .
            


Рецензии