Брак, союз мужчины и женщины - этимология

Не сад ли вижу я священный,
В Эдеме вышним насажденный,
Где первый узаконен брак?
М. В. Ломоносов. Ода на день брачного сочетания…
 государя великого князя Петра Феодоровича и
государыни великия княгини Екатерины Алексеевны 1745 года (1745)   

1) Существующая этимология

а) Викисловарь
Корень: -брак-. Корень: -бр-; суффиксы: -а-к. Значение: семейный союз двух (или более) супругов; супружеские отношения.

Этимология

Из ст.-слав. бракъ «женитьба», образованного с помощью суффикса -к (как, например, слово «знак») от глагола «брати» — «брать». Связь слова «брак» с этим глаголом подтверждается выражением «брать замуж» диалектное «браться» — «жениться», украинское «побралися» — «женились». Глагол «брати» (первоначально имевший значение «нести») в применении к женитьбе означает «схватить», «похитить». Дело в том, что основу брака у древних славян составляло похищение девушки из другого рода или племени. Время появления слова «брак» оспаривается. Старославянское слово «брак» уже означало обряд «взятия замуж», а потом и само замужество, т.е. супружество. …

б) Этимологический словарь Макса Фасмера

Брак II. "бракосочетание, супружество", стар. также "празднество", укр. брак, ст.-слав, бракъ gamos (Супр.), болг. брак. Слово не является народным ни в русск., ни в укр. (Бернекер 1, 81). Болг. брак, сербохорв. брак "женитьба, свадьба" также рассматриваются как заимств. из цслав. на основании их истории; см. Ланг, LF 43, 404 и сл., который предполагает вместе с Соболевским (AfslPh 33, 611) то же самое и для вост.-слав.
Они считают исходной формой праслав. *borkъ; ср. беру, подобно знак: знаю; см. также Бернекер 1, там же, где приводится браться "вступать в брак". Точно так же и Гуйер (LF 40, 304), связывая это слово с греч., лат. fero, пытается реконструировать древнее знач. "умыкание". Напротив, Траутман (GGA, 1911, стр. 245 и сл.) предполагает праслав. *brakъ – нулевую ступень по отношению к ступени редукции *bьrati.

в) Историко-этимологический словарь современного русского языка. П.Я. Черных, М., 1999 г.

В этимологическом отношении слова «брак» неясное. В русском языке оно, по-видимому, из старославянского, с др. болг. -ра- вместо –оро-. Его старшее значение – «брак освященный церковью». Но происхождение южнославянского «брак» от этого не становится яснее.

2) Применение термина в русском языке
а) Словарь русского языка XI-XVII  вв., АН СССР, М., 1975, вып. 1
http://etymolog.ruslang.ru/doc/xi-xvii_1.pdf
Термин «брак» зафиксирован в XII-XIII вв., использовался в летописях, переводной литературе и в актах;  «брачити» (брачиши) – выдавать замуж, отмечен с XI века; «брачный» с XII века.

б) Национальный корпус русского языка

* Новгородская Карамзинская летопись. Первая выборка (1400-1450): «А радимичи, и вятици, и северяне единь обычаи имуть: живяху в лесех, якоже и всякыи зверь, ядуще все нечисто, срамословие в них пред родители, и племяни не стыдятся, браци не бываху в них, но игрища межи селы; и схожахуся на игрища и на вся б;совъскаа плясаниа, и ту умыкаху себ; жены, с неюже кто св;чався, и имяхут же и по две и по три жены».

* Слово о житии великого князя Дмитрия Ивановича (1390-1450): «Сему же бывшу лет 16, и приведоша ему на брак княгиню Овдотью от земля Суждалскыя, дщерь великого князя Дмитрия Костянтиновича и матере великые княгини Анны».

* Поучение [ростовского и ярославского] архиепископа [Феодосия Бывальцева] новопоставленному попу или настоятелю монастыря (1454):   «Аще будеть на браце или в пиру позоры каковы, отходи прежде видениа, на тът брак не ходи, ни к двоеженец или треженець, или муж жену пустит, или жена мужа пустит без вины, или в племяни поимутся, никако же не ходи».

* Иван Грозный. Ответ Яну Роките (1570): «Азъ бо тя вопрашивал въ томъ, како держите девство, и брак, и блуд, и ты не по тому писалъ».

* И. Т. Посошков. Завещание отеческое к сыну своему… (1718-1725): «5. Еще бо Мартин Лютор не родился, а православнии христиане то знали, еже брак честен. …Еще бо и прежде апостолова послания, Сам Господь Бог объявил нам, яко брак честен, ибо, во время плотскаго Своего бытия на земли, в Кане Галилейстем на браке был, и обедал тамо, и, видя недостаток вину, первое чудо сотворил на том торжестве брачном и силу Свою Божию объявил: простую воду в вино претворил (Иоан. глава 2, стих 7)».

3) Обобщение и вывод

Мы выяснили, что термин «брак» и производные использовались в русской литературе примерно с XI века, исследователи отмечают, что этимология слова неясна, представленная этимология терминов «брак» = «беру» мало убедительна, не соответствует действительности.

Вывод
Целесообразно рассмотреть термин в связи с библейскими образами и терминологией, т.к. половые отношения между мужчиной и женщиной (как и другие) в древнерусском обществе регулировались на основе библейской религиозной идеи и права.

4) Библейские образы, половые отношения мужчины и женщины в Библии и Талмуде
 
а) Библия

* Бытие 1:27, 28: «И сотворил (Б.Р., БАРА) Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил (Б.Р.) его; мужчину и женщину сотворил (Б.Р.) их». «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле.

* Бытие 2:24: «Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть».

* Бытие 4:1: «Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа».

Посредством полового акта мужчина и женщина ТВОРЯТ новую жизнь, становятся в этом смысле подобными Богу. Мужское семя содержит  наследственную информацию, которая передается от отца потомству, мать наполняет зародыш плотью, превращая его в живого человека. Имя первой женщины Хава (Ева) от слова «хая» — «дающая жизнь».

* Иезекииль 36:11: «И умножу на вас людей и скот, и они будут плодиться и размножаться, и заселю вас, как было в прежние времена ваши, и буду благотворить вам больше, нежели в прежние времена ваши, и узнаете, что Я Господь».

б) ЕЭБЕ/Брак (Талмуд)

«По учению Талмуда, браки устраиваются самим небом. Одна матрона спросила р. Иосе бен-Халафта: «Во сколько дней Бог создал мир?» — «В шесть». — «Но чем же Он занимается с того времени доныне?».

«Бог, — ответил тот, — сидит и устраивает браки: дочь того-то назначается тому-то» — «Но разве это большое искусство? ведь я тоже могу это сделать и у меня есть много рабов и много рабынь, и я всех их в одну минуту сочетаю браком». — «Тебе это кажется легким делом, а для Бога это такое же чудо, как рассечение Чермного моря, происшедшее при исходе евреев из Египта».
 
Когда р. Иосе ушел, она взяла 1000 рабов и 1000 рабынь, расставила их попарно, говоря: «Ты возьми эту, а эта пусть выходит замуж за того», — и сочетала их всех в одну ночь. На следующий день она пришла и увидела — у одного череп размозжен, у другого глаз выколот, у третьего нога сломана. Она спросила их, что с ними? Тут все, расплакались; один сказал: «Я не хочу этой», а та сказала: «Я не желаю этого» (Бер. р., LXVIII. 4). За сорок дней до сформирования зародыша Бат-Кол (голос с небес, возвещающий волю Бога) назначает ему спутницу жизни (Сота, 2а; Санг., 22а; ср. Моэд К. 18б)».
 
Господь, создавая первую человеческую пару, предусмотрел способность её к воспроизводству себе подобных людей. Для чего? Вероятно, необходимо было обеспечить материально существование человеческого рода в пространстве и времени – выживаемость вида.

в) «Обладайте землёй, владычествуйте над рыбами, птицами, и над всяким животным» - задачи второго плана. Они могут быть решены лишь только при достаточном количестве людей для «обладания и господства» над землей и животными, так как физические и духовные силы отдельного человека ограничены. Деятельность человека в  сообществе  себе подобных безгранично расширяет возможности человечества.
 
***Итак, главнейшая программа Бога, поставленная перед человеком – «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю»!!! И действительно, акт  ТВОРЕНИЯ (зачатия и рождения) нового человека возможен лишь при совместных усилиях мужчины и женщины, другие способы родить ребенка природой (Богом) не предусмотрены. Половой инстинкт, заложенный природой в людей - основа выживаемости рода человеческого, порождая (творя) новую жизнь люди становятся «подобны Богу», Творцу человека.

5) Терминология иврита

Мы подошли к пониманию смысла термина, который выражает общественное  явление - БРАК, союз мужчины и женщины, их совместная половая жизнь, необходима лишь для зачатия и рождения новой человеческой жизни. Осталось только совместить библейский образ Творения человека с терминологией иврита.

Приведем термин в форму близкую к грамматике иврита и выделим корень – БРАКЪ = Б.Р.А.+КЪ.
У нас сразу же выявляется корень иврита БАРА создавать, творить; БОРЕ Творец, Создатель.

Русск. БРАКЪ = Б.Р.А. + К = ивр. Б.Р., БАРА создать, творить; Создатель, Творец + К как, подобие, соответствие, сходство. В БРАКЕ мужчина и женщина – Творцы, они создают нового человека, и по этому деянию подобны Богу.
 
* Екклесиаст 12:1: «И помни Создателя (БОРЕАХА, от БАРА) твоего в дни юности твоей, доколе не пришли тяжелые дни и не наступили годы, о которых ты будешь говорить: "нет мне удовольствия в них!».

Источник
* См. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно, 1878 г.
http://www.greeklatin.narod.ru/hebdict/img/_073.htm
* См. стронг иврита БАРА

Таким образом, используя терминологию иврита и библейские образы мы «вышли» на  понимание русского термина БРАК, совместное проживание мужчины и женщины всегда имеет целью зачатие ребенка. Этимологию лингвистов XIX-XX вв. надо признать неудовлетворительной, сознание и мышление человека и общества в целом вплоть до 1917 г. было религиозным.
   
29.3.2018 г.


Рецензии