Никогда ничего не поздно!

В детстве я писал себе шифрованные письма. Дневник я пробовал вести несколько раз, но понимал, что это - не моё. Я понимал, что не являюсь настолько организованным человеком, чтобы систематически выполнять эту не очень-то нужную мне работу, поскольку обладал и понимал, что обладаю, превосходной памятью. А письма к себе были вызваны тем, что я довольно рано стал понимать одну очень важную истину: между думаньем и обдумыванием - огромная разница. Мне было бы невероятно интересно прочитать мои детские блоги, как их теперь принято называть. А шифрованные блоги я писал потому, что был очень застенчивым и не был уверен, что эти блоги не будут выглядеть смешными в глазах других людей.

Требования к шифрам у меня были не только по части нечитабельности зашифрованных текстов посторонними, но и в части лёгкости расшифровки их мною самим. Самый любимый из моих шифров заключался в том, что каждое слово писалось в последовательности - первая буква, последння буква, вторая буква, предпоследняя буква и т.д. Зашифрованные слова читались просто: через букву. Однажды в богатой библиотеке моего деда - редактора газеты - я набрёл не помню где, не исключено, что в дедовской записи на фамилию Алданов и узнал, что этот псевдоним писателя был производным от его фамилии Ландау. Псевдоним был составлен приблизительно в соответствии с моим шифром, потому этот псевдоним мне запомнился. Никакой информации о писателе Алданове я не нашёл. А сегодня, через три четверти века, случайно выйдя на сайт моего читателя из Израиля, я увидел упоминание фамилии Алданов ("Г. Адамович. Мои встречи с Алдановым" - http://az.lib.ru/a/aldanow_m_a/text_0170.shtml).

Настоящая фамилия Алданова - Ландау Марк Александрович (1886 - 1957), русский писатель, эмигрировавший в 1919 году. Автор многих книг, например, исторической тетралогии "Мыслитель" (1921 - 27 годы),  романы: "Девятое термидора", "Чертов мост", "Заговор", "Святая Елена, маленький остров"), рисующей события русской и европейской истории конца 18 - начала 19 вв., романы "Истоки" (1950), "Ключ" (1928 - 29) о предыстории революции в России. Все они сочетают историческую достоверность с занимательностью сюжета.

Ландау Марк Александрович был сыном богатого заводчика. Окончил классическую гимназию в Киеве (1904), юридический и физико-математический (отделение химии) факультеты Киевского университета. В разные годы опубликовал несколько работ по химии. В литературе дебютировал книгой «Толстой и Роллан» (1915). Вступив в партию народных социалистов в 1919, был командирован ею за границу и в Россию не вернулся. Жил в Париже, Берлине (1922-24), снова в Париже (до 1941; деятельно сотрудничал в журнале «Современные записки»), затем в Нью-Йорке, где вместе с М. О. Цетлиным основал «Новый журнал». В 1947 поселился в Ницце. По отзывам современников, в частности Г. В. Адамовича, отличался безупречностью русского «европейца», в чьем облике «ни разу не пришлось ощутить ничего, что искажало бы представление о человеке».

На стилистике романов Алданова сказалось влияние толстовского письма, как и контрастное ему стремление к «латинской» отчетливости в духе А. Франса. Разнородные составляющие манеры Алданова — «мрачное вдохновение смерти», по определению видного критика русской эмиграции М. Л. Слонима, как реакция на иррациональный поток жизни, скрупулезная верность историческому документу, скептический, лишенный иллюзий разбор мотивации человеческих поступков и т. д. — часто вредили целостности романной формы. Своих писательских высот Алданов, как правило, достигал в рамках отдельного эпизода либо портрета исторического лица (от Наполеона, Бакунина и Вагнера до Ленина и Муссолини). Многочисленные, нередко блестящие эссе Алданова о «людях катастрофических эпох» собраны в книгах «Огонь и дым» (1922), «Современники» (1928), «Портреты и Новые портреты» (1931, 1936), «Земли, люди» (1932), «Юность Павла Строганова...» (1934).

Вот действительно: никогда ничего не поздно в промежутке между рождением и смертью!


Рецензии