Как спасти диавола?

«Всё рачение* подвижника должно быть обращено на то, чтобы высшая часть души [ум] не  была уничижена восстанием низших [чувства, воля] сластолюбивых похотений» (Добротолюбие, Т. 5, ).


Рачение* -  устар.  старание, усердие, забота.





«Положим, что кому-нибудь случилось стоять ночью в городе у дороги. И вот мимо него идут три человека. Один из них думает о нём, что он ждёт кого-нибудь, чтобы пойти и предаться блуду; другой думает, что он вор; а третий думает, что он ждёт около дома своего друга, чтобы вместе с ним пойти в церковь помолиться» Преподобный Авва Дорофей

 Трое,  в одно и то же время,  видели одного и того же человека, на одном и том же месте, однако,  подумали о нём по-разному. Почему? Ладно,  ещё, что только подумали…  Кто это сидит в человеке и думает?

Стадо…

Откуда взялось это стадо?

От начала…

« И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так.
-И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной.
 И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее.
 И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так.
 И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их»(Быт.1:11,12,20-25).

Но это всё природа?! Конечно.  Изначально, человек получил замечательную природу, и, внешнее её продолжение было тоже восхитительным - «фирма веников не вяжет, а если вяжет, то фирменные» -

« хорошо весьма»(Быт.1:31).

Иисус Христос говорил: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне»(Иоан.5:39).

Ну уж не в Бытие 1гл., где только трава, деревья, рыбы, птицы, пресмыкающиеся, и прочие  звери земные…  Но Иисус не говорил, что везде, кроме Бытие 1гл. , можно прочитать про Него, а в Быт.1гл. ничего про Него не написано.

Иисус Христос говорил народу притчами, т.к. притчи самый подходящий язык для выражения истины.  И Библия – это собрание притч, образов, символов,  в том числе первые главы книги Бытие. Первые главы книги Бытие содержат притчи о сотворении человека. «Ааааа… мы думали это рассказ о земле, в смысле почве,  о птицах, рыбах, и других животных».

Прочитаем  притчу о создании  человека:

« И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему… И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их»(Быт.1:26,27).

Всё довольно лаконично. А в Быт.2гл. сообщаются подробности, как было дело:

« И создал Господь Бог человека из праха земного» (Быт.2:7).

Идут жаркие споры о том, как Бог замешивал глину, как лепил торс… Но все было не так!

«Первый человек - из земли, перстный... Каков перстный (Адам) таковы и перстные (все люди)» (1Кор. 15:47-49).

«Ибо Он знает состав наш, помнит, что мы персть» (Пс. 102:14).

 Персть – пыль, прах, земля, вещество, плоть, материя. «Всякая персть испращится, един дух безсмертен».

Растения, птицы, рыбы, животные -  прах земной, персть,  материя -  «материал»  для создания человека.  И не надо месить глину. Почему прах, персть? Потому что без духа,  не одушевлено пока.   Это…  стадо. Почему стадо? Потому что Платон в учении о душе, и растения называл животными.  Потому, что стадом называют  большую неорганизованную группу или  толпу, которой необходим пастух.  В   Быт.1гл. изображено  стадо, а в Быт.2гл. – пастух, и как они встретились:

«и вдунул в лице его дыхание жизни»(Быт.2:7).

лицо
4383
prosvpon
лицо, вид, облик, личность;
перен. поверхность.

Словарное определение:
;;;;;;;; ;; (эп. pl. тж. ;;;;;;;;; dat. ;;;;;;;;;)
1) (Hom. преимущ., Trag. часто pl.) лицо, облик;
2) (у животных) лицевая часть головы, т.е. морда (;;;;;;; Arst.) или клюв (;;;;;;;;; Her.);
3) воен. фронт: ;;;; ;;;;;;;; ;;;;; Polyb. наступать фронтом; ; ;;;; ;;;;;;;; ;;;;; Xen. фронтальное построение (фронтом к противнику);
4) (= ;;;;;;;;;;) маска, личина ;
5) лицо, личность ;
6) действующее лицо;
7) обличье, внешний вид (блеск);
8) грам. лицо;
9) лицо, поверхность .

Лицо, личина, маска, обличье, поверхность -  это только перстный,  материальный  земной, плотской человек, второе «я». Это небезызвестный старший брат из последующих семейных историй, которого должен обойти младший брат. А что скрывается под маской, личиной, поверхностью? Первое «я», духовный человек, тот самый младший брат. Вместе им нужно составить   единого совершенного человека, в данной последовательности:

« И создал Господь Бог человека из праха земного и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек живою душою» (Быт.2:7).

Забегая вперёд, отмечу, что Иисус Христос стал примером такого совершенного человека,  «точкой» пересечения братьев – перстного и духовного. Иначе, откуда браться совершенству?

Таким образом, Бытие 1, 2гл., это притчи об устройстве  человека, и  его   символическом стаде.  А что нужно делать со стадом? Сначала познакомиться:

« Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей.
 И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым» (Быт.2:19,20).

А далее, пасти:

«владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле»(Быт.1:28).

Еще в древности,  у Платона,  и у  Аристотеля существовали учения о разных типах душ -  растительной, животной и человеческой. Так  растениям присуща растительная душа, животным – растительная и животная, человеку – растительная, животная, и человеческая.

Растительный отдел души  регулирует всё то, что свойственно  растениям: питание,  рост, размножение.   Этот отдел  позволяет душе стремиться к чему-то, желать, вожделеть, или отвращаться. Т.е. желательная сила души, или воля. Чтобы представить мощь этого отдела души, вспомните, как трава прорастает через асфальт. Искушения этой части души самые сильные, будь то еда, или секс, потому что они связаны с самой природой, инстинктами.

Животные имеют  растительную душу, т.е. питаются, растут, размножаются. Но, кроме этого,   и свою животную душу,  то, что свойственно животным:  чувствовать, раздражаться, приходить в ярость, гневаться. Это раздражительная сила души, которую составляют чувства, или сердце. Не зря говорят - «сердиться»… от слова «сердце»:

«Юпитер, ты сердишься, значит, ты не прав».

Но и «сердечность» тоже  от слова «сердце».

У человека также  представлены растительная и животная  душа. Человек вожделеет и раздражается через них. Но есть еще, собственно, человеческая душа,  включающая мыслительные и познавательные процессы –  ум. И этим мы  отличаемся от животных.

Три отдела души, или три силы души  представляют  душу человека по  Аристотелю. Христианские мыслители не опровергли это учение, а обосновали и дополнили его, исходя из христианских позиций:

«Душа тричастна и созерцается в трех силах: мыслительной, раздражительной и желательной» Св. Григория Палама,

«Каждое разумное  естество, приведенное в бытие для получения божественного учения, особым образом из трех простых частей создано премудростью преславного Создателя: эти части  суть желание (воля), раздражение (чувство) и разумение (ум)» Преп. Исаак Сирин

 Это, собственно, и есть символическое стадо с пастухом. Где неразумная часть, производящее вожделение и гнев – стадо, а разумная – ум, пастух  этого стада.

Данное устройство души  не случайно, оно служило  главной цели и задачи человека – устремлению к Богу и достижению духовного совершенства. Как?  Воля желательной части души это  сила, с которой душа  устремляется  ко всему прекрасному, благому и совершенному, т.е. Богу. Чувства  раздражительной части души  в ходе этого стремления давали человеку необходимую информацию об окружающей реальности, трезвили, и подобно сторожевому псу,  помогали пастуху вести стадо в нужном направлении. Познавательная сила души    была  силой познания Бога и духовного мира.

«Всё рачение подвижника должно быть обращено на то, чтобы высшая часть души [ум] не  была уничижена восстанием низших [чувства, воля] сластолюбивых похотений» (Добротолюбие, Т. 5, ).


Но однажды «рачения» не хватило, восстание  произошло, и  в устроении  души произошли изменения:


« В мысленной силе души рождаются и действуют помыслы; в раздражительной – зверские страсти; в вожделевательной – скотские похоти; в уме – мечтательные воображения, в рассудке – мнения» Преп. Григорий Синаит

Теперь, вернёмся к примеру в начале темы:

«Положим, что кому-нибудь случилось стоять ночью в городе у дороги. И вот мимо него идут три человека. Один из них думает о нём, что он ждёт кого-нибудь, чтобы пойти и предаться блуду; другой думает, что он вор; а третий думает, что он ждёт около дома своего друга, чтобы вместе с ним пойти в церковь помолиться»

 Итак, трое видели одного и того же человека, в одно и тоже время, на одном и том же месте, однако,  подумали о нём по-разному. Почему? Кто это сидит в человеке и думает  разное?

Стадо…  Каждый из отделов души «решает» и выдаёт своё – по типу, у кого что «болит», тот про то и говорит.  Но,  человек, посредством разума,  должен управлять своей волей и чувствами к добру, прилагая к сему  всё «рачение», т.е. старание, усердие, заботу.

Что значит управлять?

«владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле»(Быт.1:28).

Если бы в Быт.1гл. говорилось об обычной земле-почве, и обычных животных, то что это за цель для человека в господстве над  ними?  Всего-то? Зачем? Чтобы они его не съели? Неизвестно ещё, кто кого съест первым.

владычествовать( в подстрочном переводе –управляйте)
757
arxv
начальствовать, править, управлять, властвовать.

Словарное определение:
1)  Начинать;
2) идти впереди, вести ;
3) служить началом, быть причиной ;
4) править, управлять, властвовать, предводительствовать, начальствовать, командовать;
 5) быть архонтом.

Варианты Синодального перевода: быть князьями, владеть.

Править, начальствовать, идти впереди, вести – это всё функции пастуха! Обеспечив человека стадом, Бог позаботился и о пастухе для этого стада.

Всё было хорошо,  ягнёнок безопасно пасся вместе с волком, барс лежал рядом с козлёнком, никто никого не ел, что символизирует первозданною чистоту и гармонию в душе человека,  рай. Пока душа не пошла  гулять по саду, и не вступила в собеседование с одним из активизировавшемся  в ней  животным-помыслом. Это был змей:

«Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?
 И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть,
 только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть.
 И сказал змей жене: нет, не умрете,
 но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло»(Быт.3:1-5).

Змей, или змея, буквально «земляная», это один из «зверей полевых», отличающийся от других полевых зверей только хитростью, является по совместительству таинственным и грозным «источником» зла, перевернувшим жизнь наших прародителей:

«И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знания; и взяла плодов его, и ела; и дала также мужу своему , и он ел»(Быт.3:6).

Змей, думаю, лишь косвенный источник  зла, искушение. Он мог  предлагать всё, что угодно и не угодно, на то он и змей-искуситель. Человек решает, вступать ему в собеседование с данным помыслом, вкушать его,  или нет.  Но в случае вступления,  все  душевные силы   меняют  своё направление на противоположное, и в душе начинает производиться зло.

Это как?  Я уже упоминала, что изначально, силы души были объедены в общем устремлении  человека к Богу. После согрешения,  Бога заменило образовавшееся  эго(т.е. второе «я», мир), и силы души стали обслуживать это эго, т.е. себя. Растительный отдел души захотел кушать, так что от вида этих плодов  у человека  слюнки потекли, животный отдел проникся чувствами к данным плодам, так что если человек  не получит их, то впадет в гнев. Но, а разумный отдел  «блеснул»  своим умом, т.к. «нашел» короткий и не слишком хлопотный путь получения  знаний,  чтобы стать богом.

В западной Европе активно отстаивают права и свободы граждан, как, якобы,  следствие их естественной природы.  Например,  хотят  мальчики между собой пожениться, пожалуйста. Хотят девочки – то же не запрещено. Большинство людей     искренне  считает личную  волю  природной и единственно  возможной. Поэтому,  к ней надо прислушиваться. А раз так, то кто может нам указывать? Будь собой! К чему это привело? К повсеместному стремлению к  плотским наслаждениям и  удовольствиям, и их оправданию.

В действительности, низшие, более грубые по своей природе, и перстные элементы души – воля и чувства, восстали на высшую часть души – ум, «ослепили» его и пленили. Поэтому, чаще всего то, что человек хочет, хочет не он, а его «зверинец», т.е. стадо,  низменные силы и качества  души. Надо ли «зверинцу» давать свободу? Святоотеческое предание называет сие – страстями и похотями. Влечение же человека не к Богу, а  к миру, т.е.  вслед этих страстей, движение на поводу у желаний, привычек, пристрастий, зависимостей, слабостей и пр. есть следствие деформации его воли, чувств и ума  повреждённой  эгоизмом души.  Именно подобное искажённое влечение к миру осуждается в Библии:

«Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего»( 1 Иоан. 2:15,16).

Поэтому христианские подвижники не поощряли свои желания, а отказывались от них, отказывались от своей воли, и, даже, от себя:

«Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником»(Лук.14:33),

«Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною»(Марк.8:34).

Если не отказаться, то хотя бы ограничивать свои желания и влечения постами, молитвами, исповеданием, и так очищать и постепенно приводить  душу в  более  естественное духовно-нравственное   состояние.

В трёх отделах души -  желательном, раздражительном, познавательном   производятся  все известные грехи:
« похоть плоти, похоть очей и гордость житейская» (1 Иоан.2:16).

Похоть плоти  - в вожделеватом отделе, похоть очей в раздражительном отделе, гордость, гордыня – это грехи ума. Таким образом, грех зарождается не неизвестно где, не в каком-то далеком херувиме, а в душе. История  падения херувима, это тоже притча, притча о нас, ведь механизм греха неизменен. Хотя вполне возможно, что такое уникальное творение Божие как душа в своей первозданной чистоте  вызвала у пророков ассоциации с херувимом.

Но согрешив, душа становиться диаволом, потому что он первый согрешил(1Иоан.3:8).

Плоть от плоти, кость от кости… и в диаволы.

И «фабрика» по производству грехов находится прямо у нас под носом.

«Сердце человеческое - это то место, где затаился дьявол» Томас Браун

Не зря говорится, что «враги человеку - домашние его»(Мат.10:36).

А «дом» то один – душа!  Но разделённый с тех пор. И всё дело в том, кто в нём будет хозяином. И тут уместно вспомнить про братьев, которые постоянно враждуют из-за первенства.  «Диавол» это разделение и вражда.

 Некоторые святые христианские подвижники, видевшие в себе  одни пороки, не могли, в конце концов, не увидеть в самих себе дьявола. Св.Мартин из Браги на вопрос «кто самый главный враг человека?» -  сам же и ответил - «человек» («О нравах»).

Известен анекдот об авве Моисее из «Речений старцев». Когда он стал священником, и  на него возложили верхнее облачение первосвященника, то архиепископ сказал: «Вот и стал ты весь белый, авва Моисей». Старец же ему отвечает: «Лишь снаружи, господин папа, а если бы еще и внутри!» Тогда архиепископ, чтобы испытать его, говорит клирикам: «Когда войдет авва Моисей в святилище, гоните его прочь, и следуйте за ним, чтобы слышать, что он скажет». И вошел старец, а они его стали поносить и гнать с такими словами: «Иди вон, эфиоп». И уходя, он сказал себе: «Правильно они с тобой поступили, пепельная кожа, негр. Ты не человек, так зачем ты пришел к людям?»

Ругая святого старца словом «эфиоп», клирики отождествили его, в шутку, с демоном, диаволом. Слова «эфиоп», «негр» - обычные для той поры  наименования дьявола. Авва Моисей же вполне серьезно сам считал себя недостойным, т.е. «негром»,   нечеловеком…  диаволом. («Речения старцев, греческий вариант. Об авве Моисее»).

Что из этого следует? Что человек, постигая  всю меру своей греховности, был вынужден признать, что он ничуть не лучше дьявола, что он и есть - дьявол. И вот этого «диавола»  в себе надо было объективировать, и изгнать из себя и от себя, чем святые и занимались.

Но вернёмся к устройству души.

«Уж как же иначе человеку и жить, как не так, как он устроен. Установив здравые понятия о том, как устроен человек, получим вернейшее указание на то, как ему следует жить» Феофан Затворник

Если механизм греха неизменен, что у прародителей, что у любого из нас, то должен быть такой же неизменный способ предотвращения греха? Есть такой!

«владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле»(Быт.1:28).

В обязанность человека вменилось   пасти своё стадо, бодрствовать, защищать его. От кого? От помыслов и страстей в виде нечистых животных, и особенно змей:

 «освящайтесь и будьте святы, ибо Я свят; и не оскверняйте душ ваших каким-либо животным, ползающим по земле»(Лев.11:44).

Хотя в Левит 11гл. содержится отчёт о чистых и нечистых животных для последующего питания или воздержания, но неужто, Господь только запрещает их кушать? Однако, эта классификация была известна в ту пору, когда животными  ещё не питались. И если бы речь шла только о питании, то надо было бы безпокоиться  об осквернении желудка, а не души. На что Иисус Христос сказал:

« не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека»(Мат.15:11),
 «еще ли не понимаете, что все, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон?
 а исходящее из уст - из сердца исходит - сие оскверняет человека»(Мат.15:17,18).

Душа оскверняется от соединения с исходящими из сердца(от стада) нечистыми помыслами:
« ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления - это оскверняет человека»(Мат.15:19,20).

 Если помысел многократно повторяется и задерживается в  сознании, то происходит сочетание с ним,  затем рождаются страсти, а греховные действия, лишь вопрос времени:
«Похоть же, зачав, рождает грех, а содеянный грех рождает смерть» (Иак.1: 15).

Пасти свою душу, т.е. управлять животными в ней,  это  не лёгкое дело. Но делать это нужно для того, чтобы хранить свою душу чистой и свободной от греха.  Мысль ведь не просто приходит и уходит,  но как мы могли  увидеть на примере прародителей в Эдемском саду, мысль  - это начало всего. Хоть сказано, что вначале было слово, но слово – это озвученная мысль. И мысли бывают разные,  даже такие,   какие  могут заставить  человека  развернуться на жизненном пути, и пойти в другом направлении, и погубить при этом душу.  Так, наши прародители  вместе с  мыслью  ушли из Эдема, а должны бы были дать этой мысли развод, и выпроводить  её вон. Святые отцы говорят, что помыслы есть от Бога, помыслы от себя, т. е. от своего естества, и помыслы от бесов. Для того, чтобы различать, откуда приходят помыслы,  требуется  мудрость и навык. Это тоже обязанность пастуха.

Однако, возле дерева познания добра и зла  мы не встречаем описание борьбы пастыря за безопасность стада. Такое впечатление, что стадо само  вело переговоры со змеем, смотрело, решало, вкушало, и безмолвствующий рядом ум накормило.

А что же пастух? Может быть он слишком  юн, робок, неопытен для такого без_покойного стада как душа?   Это пастушок Давид, когда  требовалось, шёл на льва, или медведя, и освобождал бедных овец даже из их пасти. И в холод, и в жару, ночью и днём бодрствовал и охранял своих овец. Но не так у Адама, и  владычество над землею перешло к диаволу. И этот диавол, наше небезызвестное стадо-душа – стали рулить. Но без пастуха эти силы души - ум, воля, чувства, как лебедь, рак и щука, тянут в разные стороны. Диавол, хоть и захватил власть, но пасти не может,  идет в разнос. Больных не исцеляет, раненых не перевязывает, пропавших не возвращает, а делиться, дробиться и падает все ниже и ниже.

А что ещё ожидать?

«поражу пастыря, и рассеются овцы стада»(Мат.26:31),

« Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу»(Ис.53:6).

Песня  счастливых овец:
«Господь - Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться» (Пс.22:1).

Поэтому, основное занятие всех праведников, начиная от Авеля – это пастушество. Они пасли… скот? Буквально, они - Авель, Авраам, Исаак, Иаков, Моисей, Давид, Иисус, может быть, и пасли скот, но  в аллегорическом смысле они пасли свою душу, поэтому  и стали праведниками. Они так управляли своим стадом-душой, что удавалось остановить работу «фабрики» по производству греха. Но нам никаких методов не сообщается, кроме того, чтобы соблюдать заповеди.

После крушения Израильского царства, когда израильтяне были угнаны в Вавилон,  в Самарию  переселились жители Вавилона(4Цар.17:23-28). И т.к. они не знали закона Бога той земли, и не исполняли его, то на них стали нападать львы и умертвлять. Тогда, в  ту землю вернули одного из выселенных израильских священников, чтобы он научил ассирийцев почитать Господа.

Если внешние  хищники могут быть так беспощадны к людям, то неужели внутренние более  церемонны?

Но как от внешних, так и от внутренних зверей спасают заповеди.

«По благости Своей Бог дал нам заповеди, очищающие нас, дабы мы, если пожелаем, могли соблюдением заповедей очиститься не только от грехов, но и от самых страстей. Ибо иное суть страсти, и иное грехи. Страсти суть: гнев, тщеславие, сластолюбие, ненависть, злая похоть и тому подобное. Грехи же суть самые действия страстей, когда кто приводит их в исполнение на деле, т.е. совершает с телом те дела, к которым побуждают его страсти; ибо можно иметь страсти, но не действовать по ним» Авва Дорофей 

Не действовать по страстям   не  значит быть праведником, если такое недействование вообще возможно. Хотя, например, не все буквально убивают своих врагов, но желать  их смерти  могут многие. Потому что в нашем «зверинце» постоянно что-нибудь  злоумышляется, и наша поврежденная  природа души такова, что у любого человека есть страсти и, следовательно, грехи:

« Если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас»(1Иоан.1:8).
 

Вот праведники и пасли… душу, не допуская не только явные грехи, но и злых помыслов.


Поэтому, кто как  управляет своей душой, в соответствии с этим  в любом деле получает вред или пользу от своего душевного устроения, а не от того, что кто-то где-то стоит, что-то делает, или что-то говорит.  И никто другой не может  повредить человеку, кроме него самого.

В индуизме  материальная природа описывается  гунами,  которых тоже три.  Кришна очень подробно рассказывает о них в  Бхагават гите. Это три качества, три природы, три фильтра ума, три режима деятельности души, находящейся под влиянием материальной природы. Слово «гуна» в переводе с санскрита означает «качество», «стихия», «верёвка». Подобно верёвки, гуны материального мира связывают душу, рождающуюся в этом мире,  определяют её поведение, и не позволяют   проявлять своё предназначение.  Это гуна благости – знания, чистота, непорочность, терпение, покой;  гуна страсти – действия, страсть, алчность, вожделение;  гуна невежества – невежество , инерция, лень, равнодушие, лживость.

Получается практически аналогичная картина с  аристотелевым и христианским  подходами. Но дело более серьёзно, чем может показаться на первый взгляд.  Если люди постоянно водятся неразумными силами души, то они приобретают природу демонов или животных. Это будут уже не вполне люди, не смотря на внешний человеческий облик,  считали  христиане первых веков. Потому что жизнь людей сравнительно не продолжительна, чтобы за такой короткий срок проявились изменения во внешности. Но когда люди жили по 1000  и более лет, то времени могло хватить, чтобы и внешне начать походить на животных или демонов. Поэтому очищению  своей природы души(воли, чувствам, уму)   посвящено всё христианское делание. Очистить  природу души - значит  получить  уникальное Божественное сознание.

Известно, что Авраам  принял Божью просьбу о всесожжении без возражений, и в точности исполнил. Теперь можно попытаться понять, почему.

«Бог сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе»(Быт.22:2).

Ничего не сказано о  переживаниях Авраама, только описаны его последующие, как бы обычные  действия:

« Авраам встал рано утром, оседлал осла своего, взял с собою двоих из отроков своих и Исаака, сына своего; наколол дров для всесожжения, и встав пошел на место, о котором сказал ему Бог»(Быт.22:3).

«Авраам… оседлал осла своего»… Животное в Писаниях символизирует телесное естество человека,  или волю. Поэтому «оседлать осла» - значит, покорить свою плотскую природу. Далее – «взял с собою двоих из отроков своих», где «отроки» переводятся как  дети, слуги, рабы - это душевная природа,  чувства, рождаемые в животном сердце. А чувства Авраама не возмущались, не негодовали, как ныне негодуют некоторые Божьи обличители. Также известно, что Авраам не взял с собой Сарру, и даже не поставил её в известность о своих намерениях, потому что она могла бы, как Ева, всё испортить. Но, дело в том, что в аллегорическом смысле, жена – т.е. душа, как раз и была представлена ослом и слугами, сопровождавшими Авраама. Хотя,   и сама Сарра, как душа, тоже аллегория. Сам же Авраам представляет разумный отдел души, потому что оседлал и повелевает неразумными – желаниями и чувствами, и они идут с ним, и служат ему.  Авраам, как повелел Бог, владычествовал над своим стадом, и не позволил ему восстать против Божьего повеления. Поэтому никаких возражений, вопросов, споров, недоверия, со стороны Авраама не было. Он встаёт рано утром, и молча собирается в дорогу. Но, добравшись до горы Мориа, Авраам оставляет своё стадо под горой. Нет у них возможности подняться наверх, и выдержать то, что предстояло. Потому что ветхая, плотская, неразумная природа души перстна, т.е. смертна, а разумная – безсмертна, и только она  способна подняться на гору в Божье присутствие:

« И сказал Авраам отрокам своим: останьтесь вы здесь с ослом, а я и сын пойдем туда и поклонимся, и возвратимся к вам»(Быт.22:5).

 Как Авраам достиг единодушия в своём стаде?  Мы видим результат, а где способы его достижения?

Это можно рассмотреть  на примере искушений Иисуса Христа в пустыне.

«Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола»(Мат.4:1).

Через искушение  своей души – её вожделеватой, раздражительной, и разумной частей, в которых обычно пленяется весь род человеческий, конечно, прошёл и Иисус Христос, ведь  про Него сказано: «Который подобно нам, искушен во всем» (Евр.4:15).

«И приступил к Нему искуситель»… Вожделеватая часть души Иисуса была искушена голодом: «скажи, чтобы камни сии сделались хлебами». Раздражительная  часть подверглась испытанию желанием власти  над царствами этого мира: «все это дам Тебе». Разумную часть осаждали гордость и  сомнения: «если Ты Сын Божий, бросься вниз» (Мат.4.3-10).

Но  ни одна страсть, ни один помысел не отозвались  на поступающие предложения,  ибо в Иисусе  ничего повреждённого не оказалось. А  вражеские нападения Он  отражал  Словом Божием. «Тогда оставляет Его диавол, и се, Ангелы приступили и служили Ему»(Мат.4:11).

Пустыня – это не только место для искушений, но и место, где можно обрести единомыслие и безстрастие:

«Раздражительную часть души обуздай любовью; желательную — воздержанием увядь; разумную — молитвою окрыли. И свет ума никогда не помрачится в тебе. Гневу узда — благовременное молчание; пожеланиям неразумным — умеренная еда; неудержимости помыслов — единомысленная молитва» Прпп. Каллист и Игнатий

И, конечно же, Слово Божие. Хоть нельзя вывести закономерность, и определить – что, как, когда и сколько, но Слово Божие может достучаться до нашего «зверинца», и  ликвидировать последствия восстания в нём:

«Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные»(Евр.4:12),

«И нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его» (Евр.4:13).

А Марк услышал следующие слова Христа:«идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари»(Марк.16:15). Про мир я упоминала выше,  и про тварь… пытаюсь.

Для очищения от страстей, похотей и помыслов израильтяне сорок лет ходили по пустыни. В своих неудачах они винили Моисея. В последующее время, персонифицировав зло в лице диавола, весь христианский мир видит в нём причину  своих  неудач, но

«Когда нечестивый проклинает сатану, то проклинает свою душу»(Сир.21:30).

Не надо никого проклинать,  всё  «лечится».

Господь изменил имена  Аврама и Сары.  Аврам, «отец высокий», стал именоваться Авраамом — «отцом множества»,  потому что он  овладел всеми своими внутренними  душевными силами и  стал как бы их «отцом». «Ваш отец диавол» - уже не относилось к нему, потому что его душа порождала   радость – Исаака.  Сара, «госпожа моя», стала Саррой – «госпожой множества». Относительно Сарры есть и другие версии:  Сара – «борющаяся», Сарра – «госпожа», «владычица», «княгиня». Жена Авраама символизирует душу, приобретшую власть над  множеством  её   сил, конечно, не без борьбы, и потому,  «господствующую» в человеке.  И  только тогда  происходит  рождение  «нового, внутреннего  человека»,  или  Божественного сознания -  рождается  «Сын», «Исаак» - «тот, кто возрадуется».  Перемена имени  - знак новой судьбы и  новой духовной сущности.

Подобная перемена - прообраз  необходимых  перемен  для всех верующих. Для этого  необходимо, чтобы  в «хлеву» нашей души   «родился» Христос:

«Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице» (Лк 2:6-7).

Читаю у одного богослова:

«Не удивляет ли вас, что Господь Иисус Христос, Который является Властелином неба, Которому подчинено всё во вселенной, родившись, должен был смиренно лежать в яслях, в кормушке, из которой обычно ел скот? Неужели Бог не мог устроить так, чтобы Его Сын-Младенец был положен в более достойное место?»

А какое  место более достойное? Что имеем, то и есть,  но и  то, далеко  не у всех. Иисус родился в хлеву, среди домашних животных, т.е. чистых.  Авраам и Сарра  лишь к столетнему рубежу смогли  очистить  «хлев» своей души от «хищников».  А среди «хищников» божественные « дети»  не рождаются.

А  после  всесожжения,  Авраам поднимается на следующий  духовный уровень,  поселяется у колодца клятвы,  в Вирсавии,  и получает ещё более возвышенную душу:  Реввеку.

«Кто это восходит от пустыни, опираясь на своего возлюбленного?»(Пес.п.8:5),

«Вся ты прекрасна, возлюбленная моя, и пятна нет на тебе!»(П.п.4:7),

«Прекрасна ты, возлюбленная моя, как Фирца, любезная как Иерусалим, грозна, как полки со знаменами»(Пес.п.6:4).

Это высший пилотаж…

Очищенное стадо уже не диавол. Очищенное стадо становиться церковью, невестой,   славой Господа, Гурией, Новым Иерусалимом.

Полки?  Если из разобщённого стада исходит многобожие, потому что каждой «зверушки» своего бога подавай, то  «полки»,  много «полков» со знамёнами -  образ единобожия и согласия в стаде.  Восстание окончено, его последствия ликвидированы.

Ревекка - евр. Ривка, возм., «связь», «узы», «оковы», «пленение красотой».

Что интересно,  ведь  Авраам совершил  жертвоприношение Исаака, которое называется «акеда» - «связывание» . Это указывает на образование постоянной связи между Авраамом и Богом, даже более того, на соединение их. Авраам великий человек ,  он достиг максимума из того, что может достигнуть человек на земле. Он спас своего  диавола.

Спас диавола? Это не шутка?

«родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их»(Мат.1:21).

спасать
4982
 ;;;;
1. спасать, беречь, сохранять, избавлять;
2. исцелять; страд.выздоравливать.

Словарное определение:
1) спасать;
2) благополучно уносить, уводить, увозить;
3) беречь, оберегать, (с)охранять, хранить;
 4) блюсти, соблюдать.

« Но Моисей сказал народу: не бойтесь, стойте - и увидите спасение Господне, которое Он соделает вам ныне, ибо Египтян, которых видите вы ныне, более не увидите во веки»(Исх.14:13),

«И услышал я громкий голос, говорящий на небе: ныне настало спасение и сила и царство Бога нашего и власть Христа Его, потому что низвержен клеветник братий наших, клеветавший на них пред Богом нашим день и ночь» (Отк.12:10).

спасение
4991
 ;;;;;;;
спасение, избавление, сохранение, сохранность, безопасность.
Словарное определение:
1) спасение, избавление;
2) средство к спасению, способ;
3) безопасность или сохранность, целость , быть в безопасности;
4) обеспечение безопасности, охрана;
5) юр. обеспечение, гарантия;
6) благополучное возвращение ;
7) благо, счастье.

Если диавол – это разделение, неустройство, многобожие, вражда в душе человека, то спасением  такой  души будет  исцеление, примирение и  объединение всех враждующих в ней сил, поддержание этого единства, чтобы диаволу больше неоткуда было взяться,  и, следовательно, мир, покой, и исцеление человека.

«Спасение» от слова «пасти».

ПАСти, ПАСтух, ПАСтбище, выПАС, заПАС, ПАСека, сПАСение, сПАСитель, оПАСность…

Самый Первый Пастух – это Господь.  Как Он пасёт, защищает, оберегает, питает Вселенную, и поддерживает в ней целостность и миропорядок –«Господь царствует; Он облечен величием, облечен Господь могуществом и препоясан: потому вселенная тверда, не подвигнется»(Пс.92:1). Так нужно пасти свою душу и поддерживать в ней соответствующий миропорядок, чтобы она не подвигнулась ни от каких змеев.

«Всё рачение подвижника должно быть обращено на то, чтобы высшая часть души [ум] не  была уничижена восстанием низших [чувства, воля] сластолюбивых похотений» (Добротолюбие, Т. 5, ).

Рачение -  устар.  старание, усердие, забота. Аналогично - «пастись, пастися, беречься, стеречься, охраняться, блюстися, соблюдать, держать в целости,  остерегаться,  надзирать  - быть пасому, во всех значениях»  В. Даль,  «Толковый словарь живого великорусского языка»

«Худых дел паситесь. Друга пасись, а во;рог на виду. Мы конокрадов как огня пасемся, опасаемся, боимся. Добрый человек Богом пасется» В. Даль, « Толковый словарь живого великорусского языка»

«…так кто же может спастись?
 А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же все возможно»(Мат.19:25,26).

Это так, потому что   разумная часть нашей души  остаётся повреждённой , и не может  полноценно пасти своё стадо.  Поэтому предлагаются  общественные  средства спасения, исходящие от Бога: Слово Божие, Святой Дух, Сын Божий, благодать… пока в «хлеву», среди скота (а где же ещё), не «родится» Сын, Связь, Сознание, Синтез, Спаситель.



Фото из интернета.


Рецензии
Вся жизнь — борьба.
Трудна и тяжела.
Хорошо, что Вы привлекаете внимание к необходимости понуждения самим себя.
Показалось, правда, что Вы как бы случайно коснулись темы соблазна и внешнего соблазнителя? Думаете посветить этому отдельное исследование?
Ведь, не самой Еве пришло в голову отведать запретного плода. И не сам Исав предложил продать первородство за чечевичную похлёбку.
Но, в целом тема хорошая, полезная. Материал убедительный.
Понравилось.
С уважением.

Япет Сатурнов   08.02.2019 12:35     Заявить о нарушении
Япет, спасибо, что Вы одолели довольно большую тему, и сделали отзыв. Я хотела её сократить,для удобства чтения, но не нашла то, чем можно "пожертвовать", хотя может ещё найду).

"Ведь, не самой Еве пришло в голову отведать запретного плода" - у меня об этом в "Осторожно, традиция". Что касается Исава, и подобных случаев, то Гегель уже предложил объект, субъект, и их синтез. Т.е. все "соображают" на троих))). В Библии мифологический вариант этого. Если у Вас другое видение ситуации, то с интересом ознакомлюсь с Вашим изложением.

Людмила Возняк   08.02.2019 12:59   Заявить о нарушении
Это "соображение на троих" и делает мир прекрасным и удивительным.
Тема антихриста давно волнует. Правда, пока что выродилась в проблему первенцев.
Собираю материал, но готового, выкристализованного, пока что ничего и нет.(
))
Вас, вот, читаю. Не без удовольствия.)

Япет Сатурнов   08.02.2019 13:23   Заявить о нарушении
Спасибо, я Вас тоже почитаю.

Людмила Возняк   08.02.2019 17:07   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.