Советы начинающего - начинающим. 5 пишем роман

Мой дорогой невидимый друг! Мне так многое надо с тобой обсудить.

Тема этого письма пришла из предыдущего – мне нужен был совет по роману, и ты не смог мне его дать по той уважительной причине, что тебя не существует.
Пришлось выкручиваться.

Проблема с большой формой следующая: когда текста накапливается достаточно много,– невозможно его окинуть беглым взглядом. Ни прочитать, ни даже прочитать наискосок «быстренько» не получится.

Решение мне пришло в виде специального (кто бы мог подумать!) программного обеспечения для писателей, называется yWriter http://www.spacejock.com/yWriter5.html (видео-обзор последней версии есть на английском и немецком, версии 2.0 можно найти в youtube на русском, в самой программе можно выбрать русский интерфейс во всех версиях). 
Мне его посоветовал один хороший редактор и программист. Написал его писатель и программист, и если ты тоже программист, то тебе, боюсь, понравится.

И тебе абсолютно точно должно это понравиться, если ты пишешь фантастику. Или фэнтэзи. Или есть разница.

Остальные читаем дальше.

Дело, вообще, в том, что, возвращаясь к первому письму, в литературе для начинающих писателей совсем нет ничего о множестве проблем, которые возникают с большими формами. Вру, в одной книге, которую я не стала там упоминать, был совет писать романы исключительно от лица одного и того же героя и в настоящем времени.  Совет, возможно, правильный. (И вообще, пиши рассказы. И вообще – лучше не пиши, если можешь не писать)

Так вот. На основе этой программы я рискну написать советы по работе с большой формой: выпишу оттуда основные идеи. Полезны они, по-моему, вне зависимости от того, будешь ты использовать программу или нет (об использовании скажу ещё пару слов в конце)

Основную идею программного обеспечения реализовал ещё Набоков. Он писал карандашом на каталожных карточках (или не карандашом, но, кажется, можно было стирать и править). Карточки раскладывал по длинным ящичкам. Карточки – сцены, ящички – главы, мне так кажется.
Во всяком случае, в программе это так.

1. Таким образом, одна из идей: мыслить сценами, а не главами. Это особенно полезно, когда разные сцены в одной главе происходят в разное время и с разным набором персонажей. 
Если не использовать программу, достаточно завести список глав с перечислением сцен в каждой из них.

Далее, самое важное.

2. У каждой сцены (или хотя бы главы, если без программы), как это обычно делается в пьесах, указываем список действующих лиц, место действия, времени действия.  Опционально ещё можно указать предметы, если есть значимые предметы, затронутые проблемы(задачи).


3. Далее, для каждого героя, места действия, и что там у нас ещё опционально заводим отдельную карточку, где пишем всю основную информацию.  Это совершенно необходимо делать в случае, если мы ещё будет использовать этого героя/место действия в дальнейшем. Чтобы ничего не напутать, чтобы герой сам на себя был похож.

В программе даже предлагается вставить картинку. Хорошая практика.  Для лучшей визуализации персонажа. Можно подумать, какой актер на него похож, например.

4. Время действия. Тоже важная штука. В программе автоматически строится график. Стоит иметь такой график основных событий, обозначенных на временной шкале, чтобы ничего не напутать.

Как всё это поможет писать роман начинающему автору?

Во-первых, правильно ставит вопросы.  Героя своего надо представлять в подробностях.  Их особенности должны сопровождать их в тексте и играть важную роль как в их восприятии происходящего (там можно, кстати, выбрать Viewpoint  - с позиции какого героя описано происходящее), так и отражается на том, что с ними происходит. Условно говоря, большие уши обещают хороший слух, но не позволяют использовать шлем. И так далее.

Появляются герои, по крайней мере у меня, из подсознания сразу на бумагу. А вот когда уже появились, надо точно определить, откуда ноги растут. Кто прототип (как правило, их несколько). На кого он похож внешне, а на кого внутренне. Чего он хочет(sic! забыла, кто сказал, но чем сильнее желания у героев, тем интереснее книга), какие у него «пунктики».

Аналогично с местами действия. Их неплохо бы даже нарисовать, как это делал Фолкнер.
 
Во-вторых, создание для себя такой структуры позволяет окинуть внутренним взглядом всю картину, не перечитывая/не погружаясь в детали.

В программе есть возможность выгрузить сцены по героям/ по местам действия.
В обычном Word можно сделать то же самое, введя имя героя/название места в поиск, проследить его путь.

Дополнительные полезные фишки:

5. Поиск слов-паразитов и прочих ошибок. О них (части из них!) шла речь в предыдущем письме. Аналогично, можно сделать через поиск в Word, не забыв все падежные формы. Одно это уже значительно повысит качество письма.

6. там можно выставлять статус текста «план» , «черновик», «1 редакция», «2 редакция», «готово». Это как бы намекает на возможные этапы работ и минимальное количество редакций текста: 3. 


Пожалуй, хватит на сегодня.
О моем опыте использования: сам текст я туда не переносила. Мне нужно видеть и чистый лист, и общее целое, поэтому нужно что-то сродни бумаги: у меня это Word.  Я занесла в программу структуру романа. Главы с кратким описанием, главы поделила на сцены. Пометила, какие герои учувствуют в сценах, места действия. Информацию по всем героям и местам действиям внесла на карточки в программе.

Там есть баг: когда клонируешь сцены, иногда потом при смене декораций/героев у одной сцены, они меняются у других.

Там есть баг при отображении графика для времени романа. Я вводила даты, потому что у меня действия происходят в разные года. В таком виде программа не понимает, рисует просто подряд. Так что нарисовала себе временную шкалу основных событий сама в Power Point.
А вообще -  хорошая штука.

В следующий раз будет, наконец, нетехническое письмо. Ну, может, кроме пары замечаний, которые не вместились в это.
Следующее письмо я хочу написать о вдохновении…

Пиши тоже, мой друг. Мне очень тебя не хватает.


Рецензии
Заполнять карточки - это отличный совет! Разложить сюжет как сценарий, чтобы не забыть пикантные мелочи, чтобы не свернуть "в ту степь" Лучше даже на стене, как это детективы практикуют... Супер идея!!!
Программы в помощь - тоже дело милое, но всё же Татьяна Черниговская настоятельно рекомендует записывать черновики на бумагу, убедительно уверяя о том, что мелкая моторика способствует креативному мышлению. Так что - пишите господа хорошие, пишите!!!
И я с вами, Друзья мои

Ная Иная   17.01.2019 20:05     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв, Ная! Я тут как раз читаю в сборнике Techniques of Novel Writing (Edited by A. S. BURACK), где свой опыт описывают многие авторы, что многие писать, оказывается, начинают вообще с героев. Сначала полностью представляют себе героев во всех подробностях: например, пишут себе сами про них письма, и только потом придумывают, что с ними произошло и какие у них могли быть реакции на это. То есть, по сути, начинают писать роман с этих карточек.
И это не единственное интересное решение. Если не заленюсь и не забуду, выпишу отдельным письмом остальные интересные идеи оттуда тоже.

Грейп   18.01.2019 23:23   Заявить о нарушении
Начинать сочинять с главных героев немного странно, на мой взгляд, ведь линия сюжета в таком случае будет зависеть от того, как "карта ляжет". Ну, у кажого свои методы...
Вы уж, Грейн, пожалуйста не заленитесь и опишите разные варианты, это же очень многим будет интересно!

Ная Иная   20.01.2019 19:25   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.