Из ранней истории Османов. Часть 2

Начало: http://www.proza.ru/2018/03/02/1367


Ко времени правления первого султана - Мурада I (1359 – 1389), – сына Орхан-бея, внука Османа и правнука кочевника Эртогрула, османлы значительно расширили свои владения. Маленький малоазийский бейлык туркменского племени КАЙЫ превратился в довольно большое  государство, включающее как азиатские, так и европейские территории (Анатолия и Румелия).

Однако-ж перспективы дальнейшей экспансии молодого государства уперлись в не совсем  приятный факт: у османов была слабая и не слишком дисциплинированная пехота.
И султан Мурад создает регулярную пехоту, т.н. янычар (Yeni Ceri  – новые воины)

Османы обеспечили все условия для того, чтобы создать ИЗ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ПОКОРЕННЫХ НАРОДОВ корпус профессиональных солдат, всецело преданных султану и исламу.

Набор в новое войско происходил на основе системы ДЕВШИРМЕ. Можно встретить различные переводы этого понятия: обращение (в ислам), набор или «налог кровью», который должны были платить «неверные».
 
Взятые из дома, умственно и физически полноценные христианские мальчики в возрасте до 15-16 лет  - этнические сербы, хорваты, болгары, боснийцы, албанцы, греки и т.д., – несколько лет воспитывались в мусульманских семьях.
При этом дети, набранные в Румелии, как правило, отдавались в анатолийские семьи, а набранные в Анатолии – в семьи турок Румелии.
 
Кроме того, некоторые источники говорят, что для того, чтобы забрать мальчика по ДЕВШИРМЕ требовалось согласие его родителей и он не должен был быть единственным ребенком мужского пола в семье.
Иудеев в новое войско принципиально не брали.

Когда  юноши достигали сознательного возраста - одни из них призывались к государственной службе в качестве чиновников, другие – поступали в янычарский корпус, где, в своих казармах, основательно занимались военной подготовкой. Помимо военного дела янычары изучали различные языки, литературу, право, каллиграфию, теологию.
Жениться и обзаводиться собственным хозяйством им запрещалось (до 16 века).
Имущество погибшего в бою или умершего воина становилось имуществом корпуса.
Раненые или старые солдаты получали пенсию.
Многие из янычар делали успешную гражданскую карьеру *)

Формально янычары считались рабами султана, который и был их верховным командующим. Но фактически, корпусом руководил ага янычар, который также был по должности членом Дивана (верховного государственного совета). 
Ни агу, ни других офицеров корпуса «со стороны» султан не назначал: командирами, как правило,  становились наиболее заслуженные воины, проявившие себя в боях.
Отличительной особенностью янычар была бритая борода, что было нехарактерно для мусульманского населения государства.

Высокие военные профессионалы, османские янычары, - 200 с лишним лет были, пожалуй,  лучшей пехотой в известной нам истории.

Вообще говоря, корпус янычар представлял собой нечто вроде военно-духовного ордена, основание которого традиция связывает с именем некоего шейха Хаджи Бекташа, представителя суфизма - направления мусульманской мысли, открытого внешним идеям, и, в силу этого, крайне неоднородного. 

В некоторых течениях суфизма, которые, на мой взгляд, вообще трудно отнести к исламу (во всяком случае, к «чистому исламу») – практикуется нечто вроде христианского причастия (вином, хлебом и сыром), суфии не заставляют женщин ходить в хиджабах, почитают некоторых христианских святых, не запрещают пить вино и т.п.
Некоторые суфийские шейхи даже считают, что суфизм нельзя ограничить определенной религией.

Вот, что говорит нынешний глава ордена БЕКТАШИЙА, основанного Хаджи Бекташем, о воззрениях суфиев (цит. по тексту интервью https://regnum.ru/news/2190328.html):

«Во главе угла мы ставим свободный выбор личности. В том числе, и религиозный выбор.
Человек должен прийти к вере в зрелом возрасте, осознанно.
И эта вера должна стать его внутренней потребностью.
И в молитвенный дом человек должен идти, когда есть духовная потребность в этом, а не ходить туда в определенные дни и часы, как на работу.

Мы не признаем никакого насилия над личностью и приход в нашу веру всегда доброволен.
Но если ты принял ее, то должен исполнять заповеди: верить в Аллаха и пророка Мухаммеда, совершать молитвы, держать пост, раздавать милостыню и совершать хадж.

Мы самодостаточны. Наш орден содержит себя сам. Есть земли, которые мы возделываем, есть другие занятия, дающие доход.
И мы делимся тем, что имеем, с другими, с нуждающимися.
К нам могут приходить люди разных конфессий и обращаться за помощью. Мы оказываем содействие тем, кто нуждается в средствах на медицинскую помощь, хочет получить образование. Наш дом гостеприимен.

Женщины у нас не закрываются платком, не носят хиджабы.
Закрыть женщину платком могут только от стыда, если она совершила серьезный проступок. И то, по решению её родственников.
В молитвенном доме наши женщины молятся вместе с мужчинами.
Мы видим в женщине, прежде всего, равного человека. У нас нет многоженства. Нет такого безобразного явления, как браки с несовершеннолетними  . . .»

Многие святые почитаются одинаково у православных и БЕКТАШИ.
Кроме того, суфии БЕКТАШИ особо почитают 12 шиитских имамов, справляют траур по погибшим членам Ахль аль-Бейта (семьи пророка) в первые десять дней месяца мухаррам.
Они плохо отзываются о «праведных халифах» Абу Бакре, Омаре, Османе и о жене пророка Мухаммада -  Айше (что также совпадает с вероучением шиитов).

Однако вернемся к янычарам.
В османских хрониках янычары называются корпусом БЕКТАШИ, солдаты - членами ордена БЕКТАШИЙА, а командир янычар — АГА БЕКТАШИ.
В 94-ю орта (роту) янычар символически зачисляли шейхов этого суфийского  братства, а суфии БЕКТАШИ выполняли в корпусе функции капелланов.
Пожалуй, можно сказать, что корпус янычар представлял, в некотором смысле, «военное крыло» суфийского ордена БЕКТАШИЙА.


Окончание: http://www.proza.ru/2018/04/09/1876


---
*) Например, янычар Яхья-бей ТАШЛЫДЖАЛЫ, албанец, зачисленный в корпус по ДЕВШИРМЕ  - стал, пожалуй, самым выдающимся османским поэтом XVI века.

---
На картинке (из Википедии) карта османского государства времен первого султана Мурада I.
Хорошо видно, к какой маленькой территории в XIV веке свелись земли, некогда огромной,  Византийской империи. По существу – это только Константинополь с пригородами, окруженный владениями османов.


Рецензии
Добрый день, Кузьма!
Спасибо.
Янычары - это гениальный инструмент Османов. Все было придумано и реализовано очень здорово. Особенно впечатляет использование учения бекташей для корпуса янычар. Османы сделали правильный выбор.
Я согласен с Вами, что учение бекташей имеет очень мало общего с чистым исламом и другими суфийскими тарикатами.
Хочу задать Вам вопрос:
У многих могущественных религиозных, закрытых сообществ есть своя священная книга для внутреннего пользования, помимо официальной. Есть ли такая священная книга у бекташей, кроме Корана?
С уважением, Александр

Александр Галяткин Юлия Фадеева   12.08.2018 09:13     Заявить о нарушении
День добрый, Александр.
Спасибо за отклик.
Я не в курсе, есть ли такая книга у БЕКТАШИЙА.
У дркгого значимого ордена суфиев - МЕВЛЕВИ, это, как я думаю, "Китаб ал-Маснави" уважаемого шейха Джалаладдина Руми.

С уважением,

Кузьма Калабашкин   12.08.2018 18:27   Заявить о нарушении
Спасибо за ответ!
С удовольствием почитаю "Китаб ал-Маснави".

Александр Галяткин Юлия Фадеева   12.08.2018 19:57   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.