Шанец, нем. Schanze, шанцевый - этимология
что сила нового ружья за закрытым шанцем превышает
вдвое и даже втрое усилие атакующего
Ф.М. Достоевский. Дневник писателя. 1877 г.
rvb.ru/dostoevski/01text/vol14/01journal_77/304.htm
I. Шанец, полевое укрепление
Любое фортификационное сооружение предназначено для защиты солдат от огня артиллерии и стрелкового оружия, задерживает наступление противника на местности, позволяет меньшими военными силами и средствами удерживать территорию или объект при нападении противника.
См. гравюру 1670-1680 гг. Шанец, деталь карты Варнемюнде (Росток)
https://ru.wikipedia.org/wiki/
1) Существующая этимология
а) Викисловарь
Корень: -шанец-. Значение: военн. в Российском государстве XVII-XIX вв. общее название временных полевых укреплений, земляной окоп. Этимология: происходит от нем. Schanze «земляной окоп» (дальнейшей этимологии нет).
б) ЭСБЕ, шанец
Шанец (нем. Schanze) — общее название полевых и временных укреплений в России до начала XIX столетия, не определявшее их вида. В частности сложный Ш. обозначал сомкнутое укрепление, штерншанец — укрепление, имеющее в плане звездообразную форму, и т. п. В настоящее время название "шанец" совершенно вышло у нас из употребления.
* См. ст. в ЭСБЕ «Фортификация»; http://www.vehi.net/brokgauz/
в) Словарь Академии Российской 1789 г.
Шанцы. Род укрепления состоящего из окопа земляного, или из кирпичей устроенного, способного к сопротивлению от нападения неприятеля.
2) Применение термина в русском языке
а) Национальный корпус русского языка (НКРЯ)
В графике НКРЯ термин «шанец» фиксируется с 1810 г., согласно более ранним историческим документам термин использовался в русском военном лексиконе примерно с XVI века, что может быть связано с проникновением западной военной терминологии в Русское государство, однако документально не доказано.
* Андрей Курбский. История о великом князе Московском (1564-1583): «И по трех днях начаша близу м;ста шанцы ставити».
* Засечная книга 1638: «А около города и шанец копан ров, а глубина рву пол-2 сажени, а ширина 2 сажени».
* А. Лызлов. Скифская история (1692): «И зело браняхуся, ово биющеся со града, ово выбегающе вручь секошася, не хотяще дати христианскому воинству облещи града, и туров и шанец ставити, и утвердити стенобитных хитростей». … И аки бы за полгодины отбиша поганых от окон стрелами и ручницами; из пушек же много помогаше им, стреляюще из шанец на поганых, ибо они уже явственно стояху на стенах и башнях, не хранящеся, яко же прежде, но крепко с христианы и обличие вручь секошася. … Обаче советом татарским задержавшися облегоша град и начаша градок или шанец делати на месте, идеже стояша старая Астарахань.
* А. М. Макаров (ред.). Гистория Свейской войны (Поденная записка Петра Великого) (1698-1721): «Потом стреляли из наших шанец по неприятелю ис пушек картечами толь жестоко, что принуждены были оные из форпостов своих выступить».
* Известіе о бывшемъ городе Ніэншанце // Ежемесячныя сочиненія къ пользе и увеселенію служащія. Генварь -- Іюнь, 1755 года: «Либо въ тоже время, либо вскоре после того, при какомъ ни будь вящшемъ укрепленіи города, имя онаго въ Ніэншанцъ, то есть, въ Новые Шанцы, переменено. …
Имя Ніэншанцъ писано было иногда и Шанцъ теръ Ніэнъ: по чему явно есть, что оно не токмо новые шанцы, но и шанцы на Неве реке значило, хотя въ разсужденіи зделанныхъ вновь укрепленій, которыя къ именованію того места шанцами причину подали, и перьвое званіе не могло быть неприлично».
3) Обобщение и вывод
Этимология термина не определена, исследователи ссылаются на немецкое Schanze, которому объяснений найти не удалось. Слово появилось в Европе в XVI веке (по данным зарубежных словарей), русский термин «шанец, шанцы» также регистрируется в письменных источниках в этот период (см. выше).
Согласно письменным источникам, полевое укрепления «шанец» (обычно ров и вал) служило для защиты солдат от артиллерийского и ружейного огня, значительно снижало потери в живой силе во время боя. Простейшие полевые защитные сооружения строили за 12 часов, при более длительном действии войск в полевых условиях их совершенствовали и благоустраивали.
Вывод
Так как Германия и Россия территории иудеохристианства, то целесообразно рассмотреть термин в связи с библейской терминологией и образами; сознание и мышление средневековых европейцев был религиозным.
4) Терминология иврита и библейский образ
а) Терминология
Приведем термин в форму близкую к грамматике иврита, выделим корни.
нем. SCHANZE = русск. ШАНЕЦ = SCHA (ША) + NZE = ША + НЕЦ, удалим гласные и прочитаем термин наоборот как в иврите – HCS (Ш) + ZN = Ш + ЦН.
У нас сразу же появляются корни иврита: ЕШ (Ш) огонь и НИЦА (Ц.Н.) щит, латы; в переносном значении защита, в позднем иврите – крепостная стена.
Щит – защита воина, в т.ч. от летящих в него предметов и от огня, «шанец-шанцы» - общая защита группы воинов от артиллерийского и ружейного огня.
* Иврит ЦИНА большой щит, латы, перенос. защита, опора; в позднем иврите – крепостная стена.
* Иврит ЕШ огонь, пламя.
Общий вид
Нем. SCHA (ША)+NZE = русск. ША+НЕЦ = без огласовок и наоборот Ц.Н. + Ш = ивр. ЦИНА большой щит, латы, перенос. защита, опора; в позднем иврите – крепостная стена + ЕШ огонь, пламя т.е. стена от огня, щит, защита от огня.
Источник
* См. стронг иврита 6792 переход на 6793, ЦИНА щит, защита, латы
* См. стронг иврита 784, ЕШ огонь
https://www.studylight.org/lexicons/hebrew/784.html
б) Библейский образ
* 3 Царств 10:16: «И сделал царь Соломон двести больших щитов (ЦИНА) из кованого золота, по шестисот сиклей пошло на каждый щит (ЦИНА)».
* 1 Паралипоменон 12:8: «И из Гадитян перешли к Давиду в укрепление, в пустыню, люди мужественные, воинственные, вооруженные щитом (ЦИНА) и копьем; лица львиные - лица их, и они быстры как серны на горах».
* Псалом 35:2 (текст на иврите): «возьми щит и латы (ЦИНА) и восстань на помощь мне».
* Псалом 91:4 (оригинальный еврейский текст): «перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен; щит (ЦИНА) и ограждение – истина его».
* Псалом 5:13: «Ибо Ты благословляешь праведника, Господи; благоволением, как щитом (ЦИНА), венчаешь его».
* Бытие 19:24: «И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь (ЕШ) от Господа с неба».
* Левит 10:2: «и вышел огонь (ЕШ) от Господа и сжег их, и умерли они пред лицем Господним».
II. Шанцевый (инструмент)
Термин «шанцевый» применяется в русской литературе примерно с 1847 года, переход на обозначение инструментов (шанцевый инструмент: лом, кирка, лопата, топор) необходимых для устройства «шанца» произошел примерно в середины XIX века.
а) Словарь русского и церковнославянского языка, 1847
Шанец. Укрепление, состоящее из земляного или кирпичного окопа.
Шанцевый. Относящийся к шанцу.
Шанцекоп. Назначенный к копанию земли для шанцев, и т.д.
б) ЭСБЕ, шанцевый инструмент
Шанцевый инструмент (от прежнего слова «шанец» — окоп, укрепление) — составляет часть снаряжения войск и предназначен для работ по укреплению полевых позиций. Носимый шанцевый инструмент носится людьми и потому всегда находится при каждой войсковой части; возимый — возится в обозе войск и инженерных парков и, следовательно, может на некоторое время и не быть при войсках. …
в) Национальный корпус русского языка
* Е. Саранчов. Хивинская экспедиция 1873 года (1874): «4) Шанцевый инструмент, взятый на случай постройки укрепления, а именно: лопат ; 190, кирок ; 25, мотыг ; 21, кирок с мотыгами ; 40, топоров ; 50».
* Н. П. Игнатьев. Походные письма 1877 года (1877): «Турки всегда имеют при себе шанцевый инструмент (оставляемый у нас в обозе) и сидят за укреплениями через несколько часов после прихода на какое-либо место».
* Ф. М. Достоевский. Дневник писателя. Сентябрь ; ноябрь 1877 года: «Даже так можно сказать: если у обороняющегося есть шанцевый инструмент и хоть десятка два тысяч солдат, с теперешним ружьем, то ряд этих простых прежних полевых укреплений, которых можно в одну ночь разбросать по избранной местности сколько угодно, назавтра усилит эти теперешние два десятка тысяч войска до силы пятидесяти или шестидесятитысячной армии, с которою, если обстоятельства не благоприятствуют при том маневрированию, вы уже и не знаете что делать. …
«этот ряд легких укреплений оказывается иной раз даже лучше для защищающегося, чем самая грозная и неприступная крепость, потому что эту крепость обороняющийся, отступая, как бы переносит с собою в другое любое место, был бы шанцевый инструмент».
Таким образом, «связав» исторические факты применения термина в языке, содержание, графику, фонетику и сакральный язык иудеохристианства в единое целое мы нашли этимологию немецко-русского термина ШАНЕЦ отвечающую средневековой действительности.
6.4.2018 г.
Свидетельство о публикации №218040600714