Моя полиция меня бережёт?

Знаем ли мы права сотрудников полиции? Ну, например, может ли полицейский остановить нас с вами на улице и принудительно доставить в отделение полиции? И при каких условиях он может это сделать на законных основаниях?
Казалось бы, законодательство на этот счёт должно быть безупречно. Это ведь касается каждого. Но выясняется, что до сих пор здесь не всё так уж ясно.
Вот как это происходит в действительности.
Гражданин В.М.Пестременко, проживающий в пос. Сиверский Гатчинского района Ленинградской области вышел 1 мая 2016 года в одиночный пикет с плакатом, содержащим требование вернуть историческое название одной из улиц города Гатчина.
Но его пикет был тут же остановлен и он был принудительно доставлен  майором полиции  в здание УМВД (в дежурную часть) за якобы совершение противоправных действий. Однако уже через полчаса, разобравшись в ситуации, его отпустили.
Продолжать пикет у В.М.Пестременко уже желания не было. Но о незаконном доставлении в полицию он написал заявление в Гатчинскую прокуратуру, попросив их просмотреть камеры наружного наблюдения, где наверняка остались следы его «доставления».
Ровно через месяц он получил ответ от первого заместителя городского прокурора А.Ю.Стрельникова: «В ходе проведённой проверки, городской прокуратурой изучены журналы учёта лиц, доставленных в УМВД …, журнал учёта протоколов об административных правонарушениях, книга учёта сообщений о происшествиях… По результатам проведённой проверки, каких-либо сведений, подтверждающих Ваше доставление в УМВД … не получено (об использовании камер наружного наблюдения нет ни слова – В.Л.), в связи с чем Ваши доводы своего объективного подтверждения не нашли, оснований для принятия в настоящее время мер прокурорского реагирования не имеется. Вместе с тем, городской прокуратурой проведено совещание с руководством УМВД …, на котором последним указано на необходимость доведения до сведения подчинённых сотрудников о недопустимости ограничения прав граждан, предусмотренных законом».
Решив, что данный ответ оградит его от повторных посягательств на его пикет сотрудников полиции, В.М.Пестременко ровно через год 1 мая 2017 года вновь выходит с тем же плакатом в одиночный пикет на том же месте.
Но его вновь тут же останавливает майор полиции Богоутдинов (его о прокурорском совещании видимо не проинформировали), который, даже не взглянув на ответ прокурора, доставляет В.М.Пестременко в дежурную часть, где ситуация повторилась.
 В.М.Пестременко пишет заявление начальнику Гатчинского УМВД. И получает через месяц ответ, где полковник А.В.Журавлёв подтверждает факт доставления В.М.Пестременко и пишет: «… в отношении Вас применялось доставление, а не административное задержание, предусмотренное ст.27.1 КоАП РФ… В соответствии с п.13 ч.1 ст.13 ФЗ «О полиции» сотрудник полиции имеет право доставлять граждан, то есть осуществлять их принудительное препровождение, в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение в целях решения вопроса о задержании гражданина».
В этом ответе целый букет неточностей, свидетельствующих о неграмотности (или о безответственности) полковника А.В.Журавлёва. Во-первых, ст.27.1 КоАП РФ говорит не об административном задержании (это – ст.27.3), а о мерах по обеспечению производства по делу об административном правонарушении.
Во-вторых, п.13 ч.1 ст.13 ФЗ «О полиции» лишь говорит о праве полицейского доставлять граждан с целью решения вопроса об их задержании. Но самостоятельного значения эта норма иметь не может. Условия, в которых реализуется это право, раскрываются в Кодексе об административных правонарушениях (КоАП РФ). Но полковник А.В.Журавлёв своим ответом показывает нам, что он этого как будто не знает. А вот прокуратура, судя по всему, знает.
Вот эти нормы.
Доставление это принудительное препровождение гражданина в целях составления протокола об административном правонарушении (АП) при невозможности его составления на месте выявления правонарушения, если составление протокола является обязательным, в служебное помещение органа внутренних дел (милиции) или в иное служебное помещение (ст.27.2 КоАП РФ).
О доставлении составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об АП или в протоколе об административном задержании.
Административное задержание, то есть кратковременное ограничение свободы гражданина, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об АП и исполнения постановления по нему (ст.27.3 КоАП РФ). Какие именно случаи считаются «исключительными», закон не разъясняет.
То есть, сотрудник полиции может принудительно доставить гражданина в отделение полиции только в том случае, если гражданин совершил административное правонарушение, в результате чего обязательно будет составлен протокол об АП.
В случае с В.М.Пестременко подтверждением незаконности его «доставления» является отсутствие протокола об административном правонарушении.
Полковник А.В.Журавлёв, вольно толкующий законы «в свою пользу», должен это знать.


Рецензии