Наум, Наумово, Наумовка - этимология

По тогдашнему обычаю, матушка вместе с прабабкой
купили азбуку и указку и вместе со мною пошли в церковь
отслужить молебен пророку Науму («пророк Божий Наум,
наставь младенца на ум» ; молились тогда)
Н. Н. Златовратский. Детские и юные годы.
Воспоминания 1845-1864 гг. (1908) 

1) Современная топонимика

* Наумово — 25 сел и деревень в центральных областях России, исторические данные отсутствуют или недоступны.
* Наумовка – 24 деревни в разных областях Беларуси, Украины и России, основаны  в XIX - нач. XX вв. Название  поселений исследователи обычно связывают с фамилией владельца земли или легендарного основателя.
* Наумовская – 9 деревень; Наумовская, Шатурского р-на Московской обл. отмечена в акте 1648 г.
* Наумовщина – ныне дер. Гвоздно (Наумовщина) Гдовского района Псковской области; деревянная церковь была построена в 1728 г.
* Наумцево – 3 деревни; Архангельская, Псковская обл.
* Наумов – 2 хутора в Ростовской обл.
Всего – 64 населенных пункта, сведения не полные.

2) Списки населенных мест Российской Империи (1861-1914 гг.)
http://maps.litera-ru.ru/spiski.php?filter=&full=1

Наум-болото (деревня, существует и сегодня Арх. обл.), Науменки, Наумиха (2), Наумково (3), Наумова (8), Наумовка (4), Наумово (19), Наумовская/е (11), Наумовщина (2), Наумцево (2).
Всего 53 населенных пункта в центральных губерниях России: Архангельской, Смоленской, Ярославской, Владимирской, Тверской, Калужской, Рязанской, Московской, Пензенской и Нижегородской.

3) Существующая этимология

а) Этимологический словарь Макса Фасмера

Наум Наум м., собств., от имени пророка, др.-русск., ст.-слав. Наоумъ. Из греч. Naoum, др.-еврейск. Nahum. Благодаря созвучию с ум (наставлять на ум) св. Наум считается в народных поверьях покровителем умственного развития; к его помощи взывали, отдавая детей в ученье; см. Савинов, РФВ 21, 46.

в) Пророк Наум

* Наум (от евр. Нахум – утешенный), один из 12 малых пророков.
Главное содержание   книги пророка Наума - пророчество о падении Ниневии,  главного города Ассирии. Завоевав: Сирию, Палестину, Египет, Вавилон — Ассирия опустошила эти земли, разрушила города и поселения, поработила сотни тысяч жителей. Одним из главных упований пророка является надежда на неминуемое возмездие (отсюда УТЕШИТЕЛЬ (народа)), ожидающее того, кто преступит Божественные законы: «Господь есть Бог ревнитель и мститель; мститель Господь и страшен в гневе: мстит Господь врагам Своим и не пощадит противников Своих. Господь долготерпелив и велик могуществом, и не оставляет без наказания» (Наум 1: 2-3).

* См. стронг иврита 5151, НАХУМ

* Примечание

Лингвисты XIX-XX вв. установили, что при транслитерации (передача терминов другим алфавитом) оригинальных еврейских терминов и имен на русский (и др. языки) некоторые буквы передавались не точно или не произносились вообще (0 звука).

См. ЕЭБЕ, Алфавит сравнительный
Хет (х) = ch … в большинстве случаев не выражается в русской транскрипции никакой буквой; ср., например, Аваккум, Азаил, Анна, Аггей, Ева, Р()овоам, Ио()анн, И()езекииль, Езекия, Олда(ма). На конце слова оно выражается иногда через Й: Зарай, Иеффай, Ной (искл. Силоам). Иногда хет = Е или А: Финеес, Исаак; однако встречается и как Х: Хеврон, Хорив, Нахор, Рахиль и т. д., и как Г: Сигон.
Итак, в еврейском имени НАХУМ вторая буква ХЕТ (х) не передавалась на русский язык, имя НАХУМ приобрело русскую форму НАУМ.

3) Имя, фамилия-прозвище Наум (Наумов) и топонимы Наумово в истории

а) Википедия

Святой Наум Охридский (830-910) — болгарский и македонский святой, ученик Кирилла и Мефодия, основоположник болгарской религиозной литературы, организатор Преславской и Охридской литературных школ.

* В. И. Григорович. Очерк путешествия по Европейской Турции (1848): «На южной стене изображены семь словянских просветителей, святые: Кирилл, Мефодий, Савва, Ангелярий, Горазд и Климент в архиерейских облачениях, св. Наум в монашеском. Прочие изображения непримечательны».

б) Национальный корпус русского языка

Из старорусских актов следует, что распространенное  имя Наум носили: бояре, представители духовенства, чиновники, стрельцы и простые крестьяне.

 * Меновная Городецкого Авраамиева м-ря старца Феодора с троицким старцем Александром на промен последнему пожни Белозерки, у Соли Галицкой, за троицкий огородец (1434-1450): «А на то послуси: Игнатей, старец симановской, да Васьян, старец Сергиева монастыря. А грамоту писал дияк Наум».

* Новгородский архиепископ Геннадий Гонзов. Формулярный извод послания новгородского архиепископа Геннадия Гонзова сарскому и подонскому епископу Прохору (1482-1483): «Да что есми послал грамоту да и подлиник к митрополиту, что Наум поп сказывал, да три [те]тьрати, почему они молились по-жидовскы, и ты там узришь все, что ся как чинило и как ли превращены псалмы на их обычай».

* Сотная с книг письма Федора Васильевича Старкова и Ивана Борисовича Федцова на вотчину Чудова монастыря с. Черкизово с сцц. и дд. в Васильцове ст. Московского у (1552): "(Дрв) Ко…кино: (в) Федько Вавулин, (в) Елизарко Василь[ев]. (Дрв) Наумово: (в) Матюша Наумов". ...

* Данная кнг. Анны Осиповны, вдовы кн. Василия Даниловича Пенкова, Сп.-Яр. монастырю на с. Рахманово с дд. и пустт. в Кистемском ст. Переславского у (1563-1564): «Се яз, княж Васильева Даниловича Пенкова княгини Анна Иосифовна, дала есми в дом всемилостиваго Спаса в Ярославль и великих ярославских чюдотворцов Федора и Давыда и Констянтина архимандриту Ефрему з братьею, или хто по нем иный архимандрит и братья у Спаса будут, вотчину свою село Рахманово,  … деревня Наумово на Кисемке…».

* Отрывок из летописи о временах царя Ивана Васильевича Грозного (1563-1567): «А того д;ла утвердити отпустилъ царь и великій князь къ Свейскому королю пословъ своихъ: боярина Ивана Михайловича Воронцова, да Василья Ивановича Наумова, да дьяка Ивана Кургана Васильева сына Лапина».

* Сотная с писцовых книг И. Г. Огарева и подьячего Ф. Юрьева на город Яренск с уездом (1585-1586): «Пашни паханые середние земли 7 чети да перелогом 1 четверть с осьминою в поле, а в дву по тому ж; сена 50 копен. Деревня Наумова…».

* А. В. Суворов. Биография А. В. Суворова, им самим написанная в 1786 году: «В 1622 году, при жизни царя Михаила Федоровича, выехали из Швеции Наум и Сувор и по их челобитью приняты в российское подданство, именуемы «честные мужи» разделились на разные поколения и по Сувору стали называться Суворовы».

4) Православная иконография

Википедия (ст. сокращена)

Пророческий ряд —  четвёртый ряд русского православного иконостаса, в котором находятся иконы ветхозаветных пророков со свитками в руках, где написаны цитаты их пророчеств. Первый пример пророческого ряда —  иконостас для Успенского собора Владимира в 1408 г. (не сохранился полностью).

Наум. «Святаго пророка Наума, иже предвари Рождество Христово лет за 558, поживе лет 45, образом кругловат, и браду имея окружену, аки Ионы пророка, лице сухо, власы просты, риза багряная с дичью, испод лазорь, в левой руке свиток, а в нём написано: Горы потрясошася, тогда и холмы поколебашася, и ужасеся земля от лица Его вселенная и вся живущии на ней. Инде пишет: Наум образом яко Иоанн Богослов».

* Иконостас Успенского собора Большого Тихвинского монастыря (ГТГ) — 16 пророков: Иезекииль, Елисей, Иоиль, Малахия, Гедеон, Наум, Софония, Давид, Амос, Захария, Илия, Иессей, Соломон, Михей, Исайя; иконы с изображением Даниила не хватает.

* Икона из пророческого ряда Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря (фрагмент).  1497 г.; http://www.patriarchia.ru/db/text/908572.html

* Наум пророк, Кострома, Храм воскресения на Дебре, 1652 г.; http://icons.pstgu.ru/icon/1469

Вывод

Таким образом, из представленного выше исторического материала ясно, что примерно в XV веке еврейское имя НАХУМ получило распространение в русском языке в форме НАУМ.
В дальнейшем от этого имени были образованы фамилия Наумов и большое количество названий малых населенных пунктов, пустошей и урочищ (топонимов).

Этот историко-лингвистический факт мы можем отнести к религиозно-просветительской   деятельности русской православной Церкви. Религиозные праздники, крещение, освящение поселений, ежедневные проповеди (изучение Святого Писания) и молитвы, а также художественное оформление храмов, способствовали духовному обучению прихожан и воспитанию их в духе иудеохристианства. 
Общественная мораль, сознание и мышление  формировались на примерах жизни ветхозаветных пророков, деяний Иисуса Христа и новозаветных святых апостолов; повторение имени и термина приводило к запоминанию образов. Память – многократное повторение, основа национально-государственной традиции. Других организаций способных тиражировать имя и термин в пространстве и времени в русском государстве не выявлено.

10.4.2018 г.


Рецензии