Как спустя 100 лет, я нашел моего деда -3

( О его дочери - Вере Анкиндиновне и других потомках).


   С тетей  Верой, старшей  сестрой  моей мамы, я познакомился  летом    1948 года.  Я окончил семилетку,  я  поступил в  городе Пермь в техникум,  а пока занятия  в техникуме не начались,  мама откликнулась на предложение сестры  приехать к ним  погостить  в  Москву.

  Семья тети Веры жила почти в центре Москвы на    ул. Большая Лубянка, минут 20-ти ходьбы  до Красной Площади. .    Они имели одну комнату в коммунальной квартире  дома сотрудников  КГБ.
 
       Дядя  Сережа, (Сергей Владимирович Шведов),  муж тети Веры, был  чекистом с первых лет  революции,  в это время  преподавал что-то в спецшколе,  расположенной в этом же доме.
Их сын Борис, вернувшийся   после победы над Германией  с наградами  и  в звании старшего лейтенанта,  тоже    был принят  в  «органы».

       Семья собиралась вместе лишь поздно вечером за общим  столом, ужинали и быстро отходили ко сну,   - дяде  Сереже нужно было рано быть на службе.    Нам  с мамой  стелили на диване,  а Борису приходилось уходить спать к   товарищу,  так как  их комната была менее 20 кв. метров.

       Борис оказался очень веселым  и  общительным человеком,  в первый  же день показал мне центр Москвы:  Красную Площадь, ГУМ, показал метро, свозил на стадион,  где он сам занимался в команде волейболистов. 

Мама с тетей Верой не виделись давно,  более 20 лет прошло, как  они  распрощались с домом в родном Уржуме,  и теперь им было о чем  рассказать друг другу. 

Я не очень прислушивался к  их  беседам, я  знакомился  с Москвой, где-то  в  сопровождении  своего двоюродного брата, где-то сам, а где-то вместе с  мамой на экскурсионных такси, которые  тогда  каждые полчаса по разным  маршрутам отъезжали   от Исторического музея.

Дней через десять, полные  впечатлений от Москвы и встречи с родственниками,   мы уезжали домой на малую родину -  в деревню Черную.  Под стук  вагонных колес  мама  поведала мне некоторые эпизоды их  жизни в Уржуме.

В детстве она с сестрой   Верой  была особенно дружна,   они делились девичьими секретами,  позже   обе выбрали для  себя  благородную  и востребованную  профессию – учитель,  сознавали,  что  страна  нуждалась в учителях,  -   население  страны  на 80 %   было  безграмотно.

Запомнился мне, рассказанный ей,  такой    забавный  случай:  еще девочками она с  Верой решили  на рождество гадать,  в полночь в конюшне забрались в  сани и накрылись  тулупами, замерли в ожидании чего-то необычного … 
И вдруг сани поехали…… Они  испугались  так, что зубы  начали стучать! А когда сани остановились, то   еще час  боялись выглянуть из-под тулупов.   А когда   решились выглянуть,   увидели, что  оказались  среди  ночи в чистом поле  далеко  за городом.   Так брат Яша с  друзьями  пошутил над ними.

Рассказала мама и  как тетя Вера выходила замуж за  дядю  Сережу. 
Дядя Сережа жил  на соседней  улице, был  статным  кудрявым молодцем, Вера и Сергей симпатизировали друг другу. Но  Сергей был из  бедной  семьи  и  шансов, что  состоятельный торговец хлебом выдаст свою дочь за бедняка, у него  было мало. 

И   тогда    влюбленным  пришлось  пойти на хитрость.  Подождали  они  момента, когда  Вера должна была  уехать   гостить в село Лебяжье.
Как обычно,  домочадцы ко дню отъезда собрали   ей нужные  вещи, положили в корзину  продукты на дорогу, все это приторочили в пролетку, попрощались с провожающими и пролетка уехала. 
А управлял пролеткой, нанятый кучером, Сергей.

А через несколько дней их мамаша,  встретившись  у колодца с соседками,  посетовала: «Как-то доехала  доченька  до  Лебяжья?!»  А соседки ей: – «Какое там Лебяжье? - вчера ее видели во дворе Сережки Шведова».
Чем закончился этот скандал, я уже не помню,  очевидно,  деду пришлось  с этим смириться.

Как Сергей Владимирович   Шведов стал чекистом,  где служил до переда в Москву, я  не знаю. Знаю, что прожили они дружно, воспитывали  сына Бориса и дочку  Светлану,  которая от менингита умерла в 12 летнем возрасте.

В 1958 году я стал офицером и получил назначение в летный полк  в  город Тулу,  и тогда мои приезды в семью Шведовых стали частыми.   Моя  дорога в отпуск  к маме на Урал   и обратно  проходила через Москву,  а тетя Вера  обижалась, если я,  имея несколько часов между поездами,  не забегал  к ним.

И в другие годы, когда умер дядя Сережа, а Борис женился и получил  2-х комнатную квартиру  на  улице Вернадского, я был частым гостем у тети Веры, а жена  Бориса  Нина всегда с вниманием относилась к нам, помогая мне и моей жене делать  в Москве удачные покупки.

Борис Сергеевич  продолжал успешно работать  в аппарате КГБ,  (его не коснулась чистка сотрудников после разоблачения Берии), наоборот,  он получил повышение в звании,  стал выезжать на задания  за границу, а  в 1956 году обеспечивал безопасность наших спортсменов  на Олимпийских Играх в  Мельбурне.

В эти годы  тетя Вера и мама стали встречаться  значительно чаще: – мама приезжала каждое лето к нам в Тулу  и  останавливалась у  сестры, а на обратном  пути, погостив у нас  в Туле, иногда приглашала  тетю Веру   к себе, и в Пермь  они  ехали вместе. 

Мне запомнился  1962- й  год,   когда  в мой  очередной отпуск,  мы,  в сопровождении мамы и  тети Веры  с моим сыном Юрой, трех лет,  совершили  не забываемое    путешествие на большом трехпалубном  круизном теплоходе  от Москвы  до Перми. 

 И в последующие годы  я не терял связи с семьей Веры Анкиндиновы, - путь  на Урал из городов, где мне пришлось служить  (Ганьджа в Азербайджане и Кривой Рог на Украине),  туда и обратно, к  счастью,  проходил через Москву, а значит, каждый раз  я заезжал к  ним.

За эти годы  у Бориса  и его жены Нины родился сын  Константин,  в воспитании  которого,  с первого класса, активное участие, (как педагог),  принимала его бабушка – Вера Анкиндиновна. 

 В последний раз я общался с тетей Верой летом 1969 года,  когда она  гостила у  мамы в Краснокамске.  Они обе ожидали моего приезда, чтобы через какое-то время вместе  возвратиться  в Москву и,   прогостив у  тети Веры,  мне  с мамой  возвращаться   в Кривой Рог.

Но получилось не так, как было задумано.  Мама  оказалась серьезно больна. Врач  мне посоветовала  срочно увезти ее к нам в Кривой Рог   и обеспечить надлежащим уходом, - жить  маме  оставалось несколько  месяцев.

Мне удалось  уговорить тетю Веру  проехать вместе с мамой  к нам  в Кривом Рог и,  до начала учебного года, погостить у нас.  Это  была последняя наша встреча. После отъезда тети Веры,              19  ноября  1969 года умерла  моя  мама, а    в 1977 году я получил телеграмму от  Бориса Сергеевича о кончине  и  Веры Анкиндиновы.

Со смертью Веры Анкиндиновны  закончилась  жизнь  прямых  потомков Анкундина Шишкина, остались внуки и правнуки,  которые при жизни тети Веры всегда заезжали к ней, я  о них  о них знаю очень мало.


Борис Сергеевич  продолжал работать по обеспечению безопасности страны,  рос  в званиях, получал  правительственные  награды, а за успешную работу на порученном участке  при проведении  в Москве  Летней Олимпиады 1980 года, получил орден и новенькую квартиру в Олимпийской  Деревне.

Через год после Олимпиады  я  проездом на Урал  виделся с Борисом и его женой Ниной.
Они много мне рассказывали об этом  спортивном  событии,  а узнав, что я уволился из авиации и работаю теперь  тренером  в детской спортивной школе,  подарили мне дефицитный  у нас спортивный костюм, который можно было купить лишь в закрытой зоне Олимпийской Деревни.
 
Борис Сергеевич доверительно мне  рассказывал,  как  его подчиненными удалось   выявлять   и предотвращать  политические  провокации,  (некоторые страны  Запада  бойкотировали игры, протестуя  против ввода  наших войск в Афганистан).    Масса  подготовленных для  этого    плакатов и другой подрывной литературы,  благодаря бдительности  чекистов,  так и осталось   валяться  неиспользованными в Олимпийской Деревне после отъезда некоторых делегаций.

Сын Бориса Сергеевича  Константин, (внук Веры  Анкиндиновны   и  правнук Анкундина Анисимовича Шишкина),  в тот раз был в армии,  и встреча с ним у меня состоялась лишь в 2010 году.

 К этому времени  мой сын Юрий,  (тоже внук Анкундина Анисимовича Шишкина),  в звании полковника  был переведен по службе в Москву и наши  приезды  в столицу участились.
Но с Константином Борисовичем  Шведовым   его женой Тамарой  встретиться удалось один раз, а  позже общались  лишь  по телефону.
На  мой  вопрос о наличии архивов, каких-либо документов  о прошлой жизни  бабушки и дедушки, он ответил, что ни чего не сохранилось.
 А о своей жизни сообщил, что воевал в Афганистане, был ранен, делал попытку продолжать службу по профессии отца и деда, но  остановился на  работе дилером  в фирме  Mersedes Benz и  воспитывает двоих детей.
 В 2018 году, когда я нашел  упоминания о моем деде Шишкине Анкундине Анисимовиче, о его жизни более века тому назад,  дети  его правнука Шведова Константина Борисовича (праправнуки)   уже были взрослыми:   Кирилл  в возрасте 31 года   офицер,  а Михаил в возрасте 26 лет  гуманитарий,  специалист кадровой  службы.

     Я уже упоминал,  что пока была жива Вера Анкиндиновна,  то бывая  в Москве,  все потомки Анкундина Анисимовича: дети  Анны Анкиндиновны из Шурмы, жена Якова Анкиндиновича и другие родственники, обязательно наносили ей визит  и через нее имели связь  друг с другом.

Моя запоздалая попытка наладить связь  с потомками  моего деда  А.А. Шишкина пока не  удалась,    - мои письма, посланные по старым  адресам, результата не дали.

Судя по имеющимся у меня   адресам  дети и внуки Анны Анкиндиновны,   Наталья Леонидовна  и  Людмила  Леонидовна   (в девичестве  Ветошкины), возможно,    проживают не далеко от Уржума в  поселках  Шурме или  Пиляндыше . 

 Потомки Якова Анкиндиновича  Шишкина  и его жены Клавдии Кузьмовны, – Людмила и Тамара  ранее проживали в городе Чусовом  Пермского края,  но  на  посланное  им мое письмо ответа не поступило.



Но даже по  моим  скудным знаниям о потомках Анкундина Шишкина можно представить фамильное древо:

- в корне  поместим  Анкундина Анисимовича Шишкина,  (год рождения и смерти мне не известны), крестьянин  Уржумского уезда, коммерсант, старообрядец, при  советах раскулаченный.

- следующая ветвь: сын Осип  Анкундинович, в 1918 году расстрелянный  в  селе Лебяжье  красными при подавлении  степановского  мятежа.

- следующая  ветвь:  дочь Вера Анкиндиновна, (1899 -1977 г.г.), учительница,  в замужестве за жителем Уржума Сергеем Шведовым,  воспитала сына Бориса (1924-1998 г.г.), принимала участие в воспитании внука Кнстантина, ныне проживающего в Москве и имеющего  сыновей – Кирилла и Михаила.

- следующая  ветвь: дочь Наталья  Анкиндинвна (1909-1960 г.г.), учительница, в замужестве за Антонином Сильвестровичем Щукиным воспитала сына Евгения (это я, 1935 г.р. ныне пенсионера), выбравшего  профессию офицера  авиации  и  воспитавшего сына Юрия 1959 г.р., тоже  военного  пенсионера, проживающего в Москве вместе с  сыновьями Максимом  и Павлом.

- следующая  ветвь: дочь Анна Анкиндиновна, в замужестве за  жителем Шурмы Леонидом Ветошкиным,  рано ушла из жизни (совершила суицид), оставив  дочерей: – Наталью, 1933 г.р и  Люду 1935 г.р.  В 1958 году адрес Натальи Леонидовны Ветошкиной  был – Шурма, дом Зайцева, а Людмилы Леонидовны Ветошкиной -  пос. Пиляндыш, ул. Труда, дом 13. Наталья Леонидовна  растила дочь и  работала медсестрой, а Людмила Леонидовна – счетоводом.
 
- следующая ветвь:  сын  Яков  Анкиндинович, (1911 г.р.),   работал  бухгалтером  военного завода в городе Чусовом,   в конце войны был осужден на 10 лет лагерей, в 1957 г. и  сидел в Ангарске и я  имел с ним переписку.
 О его семье знаю,  что его жена, Клавдия Кузьмовна,  с дочерьми Людмилой и Тамарой  и сыном Сергеем  проживали по адресу Пермская обл, город Чусовой,  ул. Ленина,  кв 2.

Начав писать,  как   я  случайно нашел   сведения о моем деде,   я упоминал,  что  фамильная  родословная по отцовской фамилии  (Щукины)  у меня прослеживается  с пра- пра- прадеда.

Вот  теперь появилась   возможность  что-то сделать и по фамилии Шишщкиных, начав  с  «Уржумского  коммерсанта» Анкундина Анисимовича.

Сведений о нем и о его потомках очень мало, но очень надеюсь, что  кто-то, прочитав эти строки, и так же случайно  что-то узнает  о  них,  а  может быть ранее соприкасался  с его потомками, посчитает возможным  связаться   со мной  по почте:  dec131235@gmail.com   буду очень признателен.    С уважением, Евгний Щукин.
                - *** -

P.S.
Ура! На мой арес  откликнулся  внук Анкундина Анисимовича  Сергей Шишкин, сын  Якова и  даже  прислал фотографию всей семьи   деда   (до 1918 года), найденную  в архивах  его родственников.


Рецензии
Благородным делом занялись, - писать о своих предках, искать корни, это дело государственной важности, так мы все узнаем о нашем прошлом , сложится цельная картина о прошлом России- панорама.
С уважением и признательностью В.К.
Я написала монофон " Крепкий клан Костюков", начиная с отца Кости, А Вы подсказали пойти глубже, напишу просто рассказ , начиная с прадеда Дмитрия...

Валентина Хачатрян   17.07.2018 10:04     Заявить о нарушении
Привет одногодку!

Николай Таратухин   21.08.2018 07:37   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.