Замыкающая. На экзамене

Замыкающая

Технические предметы давались Оле непросто. То, что она «не справилась» (см. рассказ «Доводи дело до конца»
http://proza.ru/2017/12/17/315
 с учёбой в группе пополнения подорвало в ней уверенность в своих силах.
Да и педагоги, которые знали её ранее, как казалось Оле, обменивались с другими педагогами «нелестными впечатлениями об ученице».
За Олей тянулся шлейф слабой студентки — двоечницы и прогульщицы.
И она смирилась с этим, стремясь, по мере возможности, не горевать.
Ведь у неё были и другие достоинства, пусть и несвязанные с учёбой.
Она любила петь, и пусть не выступала на концертах, но пела соседкам по общежитию, когда они просили об этом. Приезжая в Мантурово, пела на встречах со школьными подругами, или в кругу родственников, или просто пела для мамы и для себя.
Она сочиняла стихи для стенгазет, в честь дня рождения подруг…
К тому же у неё в техникуме была задушевная подруга, с которой ей было интересно.
Как-то случилось, что Оля сдала зачёт с первого раза и на хорошую оценку, а многим другим одногрупницам, в том числе и Началовой, сдать зачёт не удалось.
Увидев, что подруга расстроена, Оля сразу поняла причину её печали.
-Тань, ты расстраиваешься не потому, что не сдала зачёт, а потому, что даже мне удалось сдать его с первого раза
-Ага, Оль! Ты угадала.
Оля осталась довольна, что подруга ответила ей честно.
Она подумала: «Дружба дороже. Есть первые, и есть последние, которые замыкают колонну. И тем и другим непросто: первым не сможет стать каждый, а последним никто быть не хочет».
Она смирилась с ролью замыкающей, и никогда больше не стремилась быть впереди подруги.
Сдавать каждый экзамен Оля заходила в аудиторию последняя.

Кабриц

Если Курицын соблюдал какие-то «педагогические принципы»,
http://proza.ru/2018/03/14/1485
и Оля только на уровне чувств догадывалась о негативном отношении к ней педагога, то Кабриц не соблюдал никаких «педагогических формальностей». Он «резал» свою «правду-матку» Оле в глаза.
В ответ на его гнобление, ей оставалось только молчать, терпеть и ждать, когда же учёба у этого педагога для неё закончится.
Кабриц был седовласый, нестриженый, с орлиным носом и невнятным голосом (будто его голосовые связки были подрезаны). Мимика его лица была невыразительной.
Однажды на уроке, вспомнив что-то весёлое из своей жизни, он начал рассказывать, и лицо его преобразилось.
Все внимательно слушали (хотя никто так ничего и не понял), и когда Кабриц засмеялся, вся группа покатилась вместе с ним со смеху. Смеялись не от рассказа, а от мимики его лица.
Оля тогда подумала, что так толпа смеялась над лицом-маской Гуинплена из романа Виктора Гюго «Человек, который смеётся».
Рот Кабрица в момент смеха перекосился: правая половина его сомкнулась, левая оскалилась, он сглатывал слюну, и вместо смеха издавал звуки: «Гы-гы-гы!».
У Оли мелькнула мысль, что возможно у Кабрица не всё в порядке с лицевым нервом, и всего скорее это последствия болезни, которой он переболел.

На экзамене у Кабрица

Сомневаясь в своих способностях, на экзамен по предмету «Тяговые машины и механизмы», Оля приготовила шпаргалку: на каждый билет по листочку, исписанному мелким почерком.
15 листочков она положила в один карман своего сарафана и 15 в другой.
На экзамене она вытянула 7-ой билет.  Во время подготовки к ответу, она отсчитала в своём кармане 7-ой листочек.
Кабриц заметил шпаргалку, и когда Оля стала ему отвечать по билету, он «загавкал» на неё.
«Даже шпаргалка тебе, Иванова, помочь не может...» и выставил её из своей аудитории.
Через несколько дней Оля одна пересдавала экзамен Кабрицу.
Когда она отвечала у доски, в аудиторию вошла, классный руководитель Муза Леонидовна и стала просить Кабрица аттестовать Олю положительно.
Кабриц стал рассказывать учительнице о том, какая плохая эта Оля Иванова.
Оля, как всегда, молчала, она по отношению к Кабрицу и на его уроках, была «тише воды, ниже травы». Никогда не спорила с ним, не вступала ни в какие пререкания.
И теперь классный руководитель была на её стороне и не уходила, настаивая на положительной развязке.
«Ладно, - наконец сказал Кабриц, - я задам ей устную задачку, если она решит, то я поставлю ей 3-ку». Такие задачки Оля щёлкала, как семечки. И теперь ответ так и срывался у неё с языка.
Но она решила выдержать паузу.
Муза Леонидовна волновалась и для поддержки студентки, предложила свой ответ.
На какой-то миг Оля заколебалась, но всё-таки нашла силы высказать другой - правильный   вариант ответа.
Кабриц милостиво поставил ей тройку.


Рецензии
Вечера доброго Вам, Галина!

Знаете, не раз обращал внимание, что чисто технические дисциплины даются многим девушкам очень непросто... Отлично помню, что почти изрядная доля женской половины группы, что в техникуме, что позже - в институте, пользуясь расположением мужской части коллектива целиком перекладывали на мужские плечи курсовые и лабораторные...
С экзаменами, конечно, все сложнее, особенно в тех случаях, когда преподаватель относится предвзято - в таких случаях остается уповать разве что на чудо, ибо завалить при желании можно даже студента, знающего на твердую "четверку".
А вот с тем, что не следует стремиться быть чуть впереди других, немного не согласен... Да, приятельские отношения значат много, но что это за дружба, коли требует таких жертв? Немножко странно...

С глубочайшим уважением,

Сергей Макаров Юс   29.10.2025 19:49     Заявить о нарушении
То,что Оля, была замыкающей- дело не только в дружбе, будто она не хотела быть впереди подруги. Такая уж у Оли натура с кучей внутренних комплексов, сомнений, страхов, какой-то забитости, которая вроде в обыденной жизни не проявлялась, но внутри её сидела.
Немалую роль сыграло то, что она считала ошибкой, что под давлением старших пошла учиться в этот техникум, а потом ещё попала в группу пополнения, а когда стала учиться в своей группе, то оказалась, как и подруга особняком, т.к.все учащиеся, работая в колхозе выбрали себе подруг и свой круг общения.
Началова была старше, и Оля держалась за неё, хотя подруга была "сама по себе", на переменах всегда убегала (видимо, к своей родственнице преподавателю,о чём Оля тогда не знала), поэтому Оля и стала тогда общаться с парнями (3 человека), которые тоже были "изгоями", т.к. девчонки, на таких, как они не смотрели, и не интересовались...
Итог, в конечном счёте, один: не ищи причину своих бед в других, ищи в себе.
Спасибо вам за прочтение и отклик.

Галина Шевцова   30.10.2025 08:44   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.