Замыкающая. На экзамене
Технические предметы давались Оле непросто. То, что она «не справилась» (см. рассказ «Доводи дело до конца»
http://proza.ru/2017/12/17/315
с учёбой в группе пополнения подорвало в ней уверенность в своих силах.
Да и педагоги, которые знали её ранее, как казалось Оле, обменивались с другими педагогами «нелестными впечатлениями об ученице».
За Олей тянулся шлейф слабой студентки — двоечницы и прогульщицы.
И она смирилась с этим, стремясь, по мере возможности, не горевать.
Ведь у неё были и другие достоинства, пусть и несвязанные с учёбой.
Она любила петь, и пусть не выступала на концертах, но пела соседкам по общежитию, когда они просили об этом. Приезжая в Мантурово, пела на встречах со школьными подругами, или в кругу родственников, или просто пела для мамы и для себя.
Она сочиняла стихи для стенгазет, в честь дня рождения подруг…
К тому же у неё в техникуме была задушевная подруга, с которой ей было интересно.
Как-то случилось, что Оля сдала зачёт с первого раза и на хорошую оценку, а многим другим одногрупницам, в том числе и Началовой, сдать зачёт не удалось.
Увидев, что подруга расстроена, Оля сразу поняла причину её печали.
-Тань, ты расстраиваешься не потому, что не сдала зачёт, а потому, что даже мне удалось сдать его с первого раза
-Ага, Оль! Ты угадала.
Оля осталась довольна, что подруга ответила ей честно.
Она подумала: «Дружба дороже. Есть первые, и есть последние, которые замыкают колонну. И тем и другим непросто: первым не сможет стать каждый, а последним никто быть не хочет».
Она смирилась с ролью замыкающей, и никогда больше не стремилась быть впереди подруги.
Сдавать каждый экзамен Оля заходила в аудиторию последняя.
Кабриц
Если Курицын соблюдал какие-то «педагогические принципы»,
http://proza.ru/2018/03/14/1485
и Оля только на уровне чувств догадывалась о негативном отношении к ней педагога, то Кабриц не соблюдал никаких «педагогических формальностей». Он «резал» свою «правду-матку» Оле в глаза.
В ответ на его гнобление, ей оставалось только молчать, терпеть и ждать, когда же учёба у этого педагога для неё закончится.
Кабриц был седовласый, нестриженый, с орлиным носом и невнятным голосом (будто его голосовые связки были подрезаны). Мимика его лица была невыразительной.
Однажды на уроке, вспомнив что-то весёлое из своей жизни, он начал рассказывать, и лицо его преобразилось.
Все внимательно слушали (хотя никто так ничего и не понял), и когда Кабриц засмеялся, вся группа покатилась вместе с ним со смеху. Смеялись не от рассказа, а от мимики его лица.
Оля тогда подумала, что так толпа смеялась над лицом-маской Гуинплена из романа Виктора Гюго «Человек, который смеётся».
Рот Кабрица в момент смеха перекосился: правая половина его сомкнулась, левая оскалилась, он сглатывал слюну, и вместо смеха издавал звуки: «Гы-гы-гы!».
У Оли мелькнула мысль, что возможно у Кабрица не всё в порядке с лицевым нервом, и всего скорее это последствия болезни, которой он переболел.
На экзамене у Кабрица
Сомневаясь в своих способностях, на экзамен по предмету «Тяговые машины и механизмы», Оля приготовила шпаргалку: на каждый билет по листочку, исписанному мелким почерком.
15 листочков она положила в один карман своего сарафана и 15 в другой.
На экзамене она вытянула 7-ой билет. Во время подготовки к ответу, она отсчитала в своём кармане 7-ой листочек.
Кабриц заметил шпаргалку, и когда Оля стала ему отвечать по билету, он «загавкал» на неё.
«Даже шпаргалка тебе, Иванова, помочь не может...» и выставил её из своей аудитории.
Через несколько дней Оля одна пересдавала экзамен Кабрицу.
Когда она отвечала у доски, в аудиторию вошла, классный руководитель Муза Леонидовна и стала просить Кабрица аттестовать Олю положительно.
Кабриц стал рассказывать учительнице о том, какая плохая эта Оля Иванова.
Оля, как всегда, молчала, она по отношению к Кабрицу и на его уроках, была «тише воды, ниже травы». Никогда не спорила с ним, не вступала ни в какие пререкания.
И теперь классный руководитель была на её стороне и не уходила, настаивая на положительной развязке.
«Ладно, - наконец сказал Кабриц, - я задам ей устную задачку, если она решит, то я поставлю ей 3-ку». Такие задачки Оля щёлкала, как семечки. И теперь ответ так и срывался у неё с языка.
Но она решила выдержать паузу.
Муза Леонидовна волновалась и для поддержки студентки, предложила свой ответ.
На какой-то миг Оля заколебалась, но всё-таки нашла силы высказать другой - правильный вариант ответа.
Кабриц милостиво поставил ей тройку.
Свидетельство о публикации №218041301298
Знаете, не раз обращал внимание, что чисто технические дисциплины даются многим девушкам очень непросто... Отлично помню, что почти изрядная доля женской половины группы, что в техникуме, что позже - в институте, пользуясь расположением мужской части коллектива целиком перекладывали на мужские плечи курсовые и лабораторные...
С экзаменами, конечно, все сложнее, особенно в тех случаях, когда преподаватель относится предвзято - в таких случаях остается уповать разве что на чудо, ибо завалить при желании можно даже студента, знающего на твердую "четверку".
А вот с тем, что не следует стремиться быть чуть впереди других, немного не согласен... Да, приятельские отношения значат много, но что это за дружба, коли требует таких жертв? Немножко странно...
С глубочайшим уважением,
Сергей Макаров Юс 29.10.2025 19:49 Заявить о нарушении
Немалую роль сыграло то, что она считала ошибкой, что под давлением старших пошла учиться в этот техникум, а потом ещё попала в группу пополнения, а когда стала учиться в своей группе, то оказалась, как и подруга особняком, т.к.все учащиеся, работая в колхозе выбрали себе подруг и свой круг общения.
Началова была старше, и Оля держалась за неё, хотя подруга была "сама по себе", на переменах всегда убегала (видимо, к своей родственнице преподавателю,о чём Оля тогда не знала), поэтому Оля и стала тогда общаться с парнями (3 человека), которые тоже были "изгоями", т.к. девчонки, на таких, как они не смотрели, и не интересовались...
Итог, в конечном счёте, один: не ищи причину своих бед в других, ищи в себе.
Спасибо вам за прочтение и отклик.
Галина Шевцова 30.10.2025 08:44 Заявить о нарушении