Замыкающая. На экзамене

Замыкающая

Технические предметы давались Оле непросто. То, что она «не справилась» (см. рассказ «Доводи дело до конца»
http://proza.ru/2017/12/17/315
 с учёбой в группе пополнения подорвало в ней уверенность в своих силах.
Да и педагоги, которые знали её ранее, как казалось Оле, обменивались с другими педагогами «нелестными впечатлениями об ученице».
За Олей тянулся шлейф слабой студентки — двоечницы и прогульщицы.
И она смирилась с этим, стремясь, по мере возможности, не горевать.
Ведь у неё были и другие достоинства, пусть и несвязанные с учёбой.
Она любила петь, и пусть не выступала на концертах, но пела соседкам по общежитию, когда они просили об этом. Приезжая в Мантурово, пела на встречах со школьными подругами, или в кругу родственников, или просто пела для мамы и для себя.
Она сочиняла стихи для стенгазет, в честь дня рождения подруг…
К тому же у неё в техникуме была задушевная подруга, с которой ей было интересно.
Как-то случилось, что Оля сдала зачёт с первого раза и на хорошую оценку, а многим другим одногрупницам, в том числе и Началовой, сдать зачёт не удалось.
Увидев, что подруга расстроена, Оля сразу поняла причину её печали.
-Тань, ты расстраиваешься не потому, что не сдала зачёт, а потому, что даже мне удалось сдать его с первого раза
-Ага, Оль! Ты угадала.
Оля осталась довольна, что подруга ответила ей честно.
Она подумала: «Дружба дороже. Есть первые, и есть последние, которые замыкают колонну. И тем и другим непросто: первым не сможет стать каждый, а последним никто быть не хочет».
Она смирилась с ролью замыкающей, и никогда больше не стремилась быть впереди подруги.
Сдавать каждый экзамен Оля заходила в аудиторию последняя.

Кабриц

Если Курицын соблюдал какие-то «педагогические принципы»,
http://proza.ru/2018/03/14/1485
и Оля только на уровне чувств догадывалась о негативном отношении к ней педагога, то Кабриц не соблюдал никаких «педагогических формальностей». Он «резал» свою «правду-матку» Оле в глаза.
В ответ на его гнобление, ей оставалось только молчать, терпеть и ждать, когда же учёба у этого педагога для неё закончится.
Кабриц был седовласый, нестриженый, с орлиным носом и невнятным голосом (будто его голосовые связки были подрезаны). Мимика его лица была невыразительной.
Однажды на уроке, вспомнив что-то весёлое из своей жизни, он начал рассказывать, и лицо его преобразилось.
Все внимательно слушали (хотя никто так ничего и не понял), и когда Кабриц засмеялся, вся группа покатилась вместе с ним со смеху. Смеялись не от рассказа, а от мимики его лица.
Оля тогда подумала, что так толпа смеялась над лицом-маской Гуинплена из романа Виктора Гюго «Человек, который смеётся».
Рот Кабрица в момент смеха перекосился: правая половина его сомкнулась, левая оскалилась, он сглатывал слюну, и вместо смеха издавал звуки: «Гы-гы-гы!».
У Оли мелькнула мысль, что возможно у Кабрица не всё в порядке с лицевым нервом, и всего скорее это последствия болезни, которой он переболел.

На экзамене у Кабрица

Сомневаясь в своих способностях, на экзамен по предмету «Тяговые машины и механизмы», Оля приготовила шпаргалку: на каждый билет по листочку, исписанному мелким почерком.
15 листочков она положила в один карман своего сарафана и 15 в другой.
На экзамене она вытянула 7-ой билет.  Во время подготовки к ответу, она отсчитала в своём кармане 7-ой листочек.
Кабриц заметил шпаргалку, и когда Оля стала ему отвечать по билету, он «загавкал» на неё.
«Даже шпаргалка тебе, Иванова, помочь не может...» и выставил её из своей аудитории.
Через несколько дней Оля одна пересдавала экзамен Кабрицу.
Когда она отвечала у доски, в аудиторию вошла, классный руководитель Муза Леонидовна и стала просить Кабрица аттестовать Олю положительно.
Кабриц стал рассказывать учительнице о том, какая плохая эта Оля Иванова.
Оля, как всегда, молчала, она по отношению к Кабрицу и на его уроках, была «тише воды, ниже травы». Никогда не спорила с ним, не вступала ни в какие пререкания.
И теперь классный руководитель была на её стороне и не уходила, настаивая на положительной развязке.
«Ладно, - наконец сказал Кабриц, - я задам ей устную задачку, если она решит, то я поставлю ей 3-ку». Такие задачки Оля щёлкала, как семечки. И теперь ответ так и срывался у неё с языка.
Но она решила выдержать паузу.
Муза Леонидовна волновалась и для поддержки студентки, предложила свой ответ.
На какой-то миг Оля заколебалась, но всё-таки нашла силы высказать другой - правильный   вариант ответа.
Кабриц милостиво поставил ей тройку.


Рецензии
«Технология машин и механизмов»???Мне кажется, Галина, нет такого предмета.
Предмет называется "Теория машин и механизмов." (ТММ)или
"Технология машиностроения" или
"Основы технологии сборки машин и механизмов"

Юрий Кутьин   13.04.2018 17:40     Заявить о нарушении
Предмет назывался - "Тяговые машины и механизмы в лесной промышленности".
Это про лесовозы, прицепы, трелёвочные трактора..., про автомобили повышенной проходимости с дизельным двигателем, с разбором основных механизмов и узлов...

Галина Шевцова   22.04.2025 16:41   Заявить о нарушении