Пожар в городском лесу Боровска

Вечер 14 апреля 2018 года. 2 часа назад я вернулся с места тушения пожара в сосновом бору на окраине Боровска Калужской области. Поужинал и включил компьютер, чтобы написать этот репортаж.

В пятом часу вечера шёл по дороге вдоль опушки на южном склоне лесного массива мимо поймы реки Протвы. Миновав коттеджи, я перед поворотом к посёлку Институт увидел две пожарные машины и о чём-то беседующих возле них мужчин. Пройдя молча мимо них, поднялся после поворота вверх по склону и увидел поодаль огневой вал из горящей сухой травы и несколько горящих сосен. Странно: лес горит, а пожарные, стоящие «за углом», о чём-то постороннем разговаривают. Подумалось, что возможно техника поломалась у них.

По виду и направлению движения пожар явно рукотворный, а вспыхнул от чьей-то неосторожности с окурком, спичкой, от "шалости" или мерзкого поступка недоумка. Сутки назад я там же шёл и видел, что часть склона уже погорела. Подумал тогда, что наверняка поджигатель, если это его «работа», не утерпит и на следующий же день подожжёт другую часть склона. Как в воду глядел...

Подойдя ближе к месту события, понял, что без пожарных тут не обойтись, и вызвал МЧС. Попросил и друга, который, как оказалось, ехал в автобусе из другого города, продублировать вызов. Он немедленно позвонил куда надо и дал для связи номер моего телефона. Также и девушке, испуганно проходящей с подругой мимо пожара, подсказал номер телефона экстренной службы. До этого она, оказывается, понятия не имела, что ей делать, куда звонить...

Пожар - это такое бедствие, к которому никто и никогда не готов. Это мы регулярно слышим, чуть ли не ежемесячно, благодаря СМИ. Особенно наглядно эта неготовность, приведшая к тяжёлым последствиям, проявилось на недавнем пожаре в Кемерово. Так и я шёл расслабленно в одежде выходного дня, на ногах лёгкие туфли, в руке портфель с продукцией потребительской компании АРГО. А тут Природа в огне! Надо спасать её!

Поспешно сделав несколько снимков горящего леса и сняв короткий видеосюжет на своём плохоньком смартфоне, приступил к тушению пожара. Мужчина, стоявший в некоторой растерянности на тропе, сказал, что он лесник и ждёт пожарных. Когда я ему сказал, что две пожарки стоят за поворотом и чего-то ждут, он поспешил к ним, успев показать на мелькающего среди стволов деревьев коллегу с ранцем-огнетушителем. Тот уже несколько минут боролся с огнём, идущим со стороны посёлка.

Не дожидаясь, как разрешится ситуация с пожарными машинами, я приступил к тушению со стороны районной больницы, куда также тянулись языки пламени. Под рукой, чем попало – обгоревшей палкой, даже какой-то бутылкой сбивал горящую кору с сосен. Ещё и ногами притаптывал горящие иголки и траву, будучи в уверенности, что туфли не должны пострадать. При этом снимал отрывочно происходящее на камеру телефона.

Вскоре на кое-каких направлениях удалось приостановить нашествие врага. А как его по-другому назовёшь, если он взялся за уничтожение всего живого на своём пути?..
С поворота вернулся первый лесник и сказал, что там нет пожарных...

Лесник, тушивший лес с другой стороны, приблизился ко мне. Познакомились. В заплечном ранце Виктора уже вода кончалась, но мы всё же успели погасить пламя на опасном направлении, хотя, если подумать, все направления на пожарах такого рода опасные.

Лесу и его защитникам повезло, что день оказался на диво безветренным и не жарким, а пожар начался с того места, где проходит кратчайшая дорога из города в посёлок, по которой даже в непогоду всегда кто-то проходит.

Вот и славные ребятишки, проходя домой в посёлок, увидели беду и не утерпели, стали участниками тушения пожара в лесу. Это были два второклассника и один третьеклассник из Боровской школы №1, как они чуть позже мне признались. Они сначала били ветками по горящей траве, а потом обнаружили порожнюю четырёхлитровую пластиковую канистру и пару пустых бутылок, побежали на речку, чтобы набрать воду и гасить огонь. Самый младший очень старался бегать быстрее, но ему, к сожалению, здоровье, как он признался, не позволяло быстро подняться на крутой склон.

Когда очагов горения почти не осталось, наконец-то появилась пожарная машина, а вслед за ней и уазик, из которого вылез мужчина средних лет в повседневной одежде. Он тут же спросил незанятого тушением лесника, показав на меня: "Это корреспондент"? Удивившись неожиданному вопросу, я не расслышал, что прозвучало в ответ, так как продолжал топтать последние языки пламени.

Расчёт пожарных приступил к работе. Один стал поливать из шланга горящую кору на середине ствола сосны, растущей недалеко от дороги, а остальные бойцы рассыпались по склону и из заплечных ёмкостей стали насосом брызгать воду на ещё дымящиеся сучья, листья, иголки и тлеющую кору сосен...

Видя, что мне здесь уже нечего делать, я подошёл к мужикам, стоящим возле машин, и обратил внимание человека, по виду похожего на руководителя, на то, что противопожарная канава на этом участке леса еле заметна и практически бесполезна, поэтому огонь с лёгкостью её преодолевал и двигался дальше. Он в оправдание сказал, что осенью канава была прорыта, не уточнив при этом, на какую глубину и в каком именно году. Потом, видимо, во избежание дальнейшей дискуссии он двинулся на пожарище.

Ладно, решил я, говорить больше не о чём, и с этим пошёл домой, но не успел пройти с десяток метров, как навстречу мне опять попались юные и старательные помощники. Шли они торопливо.
- В чём дело, мальчики? - спросил я с удивлением, - Что-то забыли?
- Нет, - сказал один из них, держа в руке включённый телефон. - Надо сфотографировать пожарную машину и пожарище, чтобы маме показать, а то она не поверит, где мы так долго были.
- Ну, бегите. Пожарная ещё стоит там. И спасибо вам за помощь!

Геннадий Мингазов,
domprirody@mail.ru

Фото автора.


Рецензии
Гена, а ведь Вы - святой!Спасибо Богу, что на Земле есть такие, как Вы, люди!

Светлана Юшко   12.05.2018 21:48     Заявить о нарушении
Милая, дорогая Света, прошу тебя, никому больше не говори обо мне такое слово. Это оценочное суждение, не более того. Таких, как я, много. Просто, говоря словами Чехова, "истинные таланты всегда сидят в потёмках, в толпе, подальше от выставки… Если они имеют в себе талант, то уважают его. Они жертвуют для него покоем, женщинами, вином, суетой..." Я ничем особенным не отличаюсь. И у меня есть грехи, хотя от них, как мне известно, никто не страдает, а это самое главное.

Геннадий Мингазов   14.05.2018 14:39   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.