Партия 2017 г. Общество. 3

Партия 2017 г. Общество. 3

Пришло время заглянуть в Википедию и узнать, что в ней сказано хорошего об обществе.
Сразу пропускаю определение общества, не видел, как и все остальное, что не будет влезать в тему по существу. Свои комментарии буду обозначать, Остальное  - из источника. Трудный, читать сложно, голова содержимое через чтение не принимает, бунтует, попробую послушать. Что-то полезное должно быть, надо  осилить, тем более что на данное ознакомление уже пожертвовано время. Да будет пытка, а говорите наука.

Основное содержание(похоже, что интересен будет только первый пункт)
1 Общество как объект исследования
1.1 В социологии
1.2 В антропологии
1.3 В политической антропологии
2 Парадигмы интерпретации общества
3 Признаки общества
4 Закрытое и открытое общество
5 Современное общество
 
Социологический  реляционизм рассматривает общество через взаимоотнесённость всех элементов и их взаимно обосновывающую значимость внутри определённой системы, существенные только для определённого исторического типа бытия, при изменении которого меняется и сама система[4]. Такое определение реляционизма даёт К. Мангейм в «Идеологии и утопии» (1929). Общество в реляционистской трактовке — это  отношения между вещами.
- - -
Ком. проекта
Всё наоборот, если рассматривать общество, что  относится к определению Мангейма, про отношения между вещами уж лучше и не говорить.
- - -
Социолог Джерард Ленски предлагал различать типы общества на основании уровня их технологического, коммуникационного и экономического развития; его классификация включала пять разновидностей:
 общество охоты и собирательства,
простое и сложное сельскохозяйственные,
 индустриальное и особое (то есть не подпадающее под какой-либо конкретный тип)[5].

Похожую систему несколько ранее разработали культурные антропологи Мортон Фрид и Элман Сервис.

Кроме того, в качестве отдельных типов могут рассматриваться всё человечество в целом и виртуальное общество, характерное для информационного века и существующее в Интернете.

С течением времени некоторые общества развивались по направлению к более сложным формам организации и управления. Соответствующая культурная эволюция оказала значительное воздействие на общественные модели: племена охотников и собирателей оседали вокруг сезонных источников пищи, преобразуясь в деревни, те, в свою очередь, разрастались и превращались в города того или иного размера, а затем эволюционировали в города-государства и национальные государственные объединения. По мере развития общества разнообразные явления, характерные для людских коллективов, подвергаются институционализации, происходит выработка определённых норм, которым надлежит следовать.

Для многих форм общества характерны одни и те же явления: совместная деятельность, избегание, возложение вины , щедрость, разделение рисков, вознаграждение и т. п. Общество, к примеру, может официально признавать заслуги индивида или группы, наделяя их определённым статусом, если они совершают некоторое желаемое или одобряемое действие. Практически во всех сообществах наблюдается совершение самоотверженных действий в интересах группы, и т. д.
- - -
Ком. проекта:
При таких представлениях современное общество не возникнет.
- - -
В антропологии
Человеческие сообщества часто классифицируются в соответствии с тем, каким образом они обеспечивают себе средства к существованию. Исследователи различают общества охотников и собирателей, кочевые, пасторальные, простые и сложные сельскохозяйственные (для первого типа характерно растениеводство, для второго — полноценное интенсивное сельское хозяйство), а также индустриальное и постиндустриальное общества (последние два нередко рассматриваются как качественно иные в сравнении с предыдущими).
- - -
Ком. проекта:
Эта классификация общества основана на виде основной занятости. Никакого значения.
- - - -
 

В политической антропологии
Общества также могут подвергаться классификации с точки зрения их политической структуры. В порядке возрастания размеров и организационной сложности выделяются такие формы, как род, племя, вождество и государство. Сила политической власти в этих структурах варьируется в зависимости от культурного, географического и исторического окружения, с которыми этим обществам приходится взаимодействовать в той или иной форме. Соответственно, при аналогичном уровне технологического и культурного развития более изолированное общество имеет большие шансы на выживание, нежели расположенное в непосредственной близости от других, могущих посягнуть на его материальные ресурсы. Неспособность дать отпор иным обществам обычно оканчивается поглощением более слабой культуры.
- - -
Ком. проекта: актуально, разве что  вождество. Вот,  дошли уже до силы культуры.
- - - -

Парадигмы интерпретации общества
В истории социальной философии могут быть выделены следующие парадигмы интерпретации общества:

Отождествление общества с организмом и попытка объяснить социальную жизнь биологическими закономерностями. В XX веке концепция органицизма утратила популярность;

Концепция общества как продукта произвольного соглашения индивидов (см. Общественный договор, Руссо, Жан-Жак);

Антропологический принцип рассмотрения общества и человека как части природы (Спиноза, Дидро и др.). Достойным существования признавалось лишь общество, соответствующее подлинной, высокой, неизменной природе человека. В современных условиях наиболее полное обоснование философской антропологии дано Шелером;

Теория социального действия, возникшая в 20-е годы XX века (Понимающая социология). Согласно этой теории, в основе социальных отношений лежит установление «смысла» (понимание) намерений и целей действий друг друга. Главное во взаимодействии между людьми — осознание ими общих целей и задач и то, чтобы действие было адекватно понято другими участниками социального отношения;

Функционалистский подход (Парсонс, Мертон). Общество рассматривается как система.
Понятие «общество» предполагает осознание объективных закономерностей коллективной жизни людей.
- - -
Ком. проекта:
Общество - ассоциативная совокупность самодеятельных организаций правового оборота в системе ценностных отношений населения, формирующих и реализующих права и обязанности  субъкетов отношений.
И это уже не новое определение, а представление принципиально-нового общества - основы всего социального устройства в условиях правового уложения.
- - -

Уже в древности были осознаны все главные проблемы в понимании сущности общества:

насколько общество отличается от природы (одни мыслители вообще стирали грань между обществом и природой, другие же абсолютизировали различия между ними);

каково соотношение коллективного и индивидуального начал в жизни общества (одни трактовали общество как сумму индивидов, а другие, напротив, рассматривали общество как самодовлеющую целостность);

как сочетаются в развитии общества конфликт и солидарность (одни считают двигателем развития общества его внутренние противоречия, другие — стремление к гармонии интересов);

как изменяется общество (наблюдается ли совершенствование, прогресс, или общество развивается циклически).
- - -
Ком. проекта.
В этот перечень следовало бы добавить пункты:
а) о наличии самостоятельной общественной институционализации;
б) о превалировании  стороны в отношениях обществ  и государства;
в) о становлении правового общественного оборота;
г) о степени мобилизации экономической активности;
д) о формировании общественного института правовой ответственности;
е) об общественном характере правоохранительной деятельности.
ж) о состоянии общественного воспроизводства нации.
з) о доступности  правовых и экономических условий для субъектов общественного развития;
и) о состоянии функционального потребления и соразмерности затрат на него.
к) ...
л) ..
....
 - - -

Признаки общества
(Признак в математике, логике — достаточное условие для принадлежности объекта некоторому классу. В менее строгих науках слово «признак» употребляется, как описание фактов, позволяющих (согласно существующей теории и тому подобное) сделать вывод о наличии интересующего явления.)

В социологии не раз предпринимались попытки дать окончательное определение общества и выделить его существенные признаки — наиболее типичные, устойчивые и повторяющиеся моменты его жизни. Так,
Эмиль Дюркгейм усматривает первооснову устойчивости и единства общества в признаках наличия коллективного сознания, общей воли, препятствующей губительной силе человеческого эгоизма.
Роберт Мертон убеждён, что главным для общества является существование неких фундаментальных ценностей, благодаря которым каждый индивид ориентирован на соблюдение совместных норм жизнедеятельности, что является основой сохранения общества.
Нейл Смелзер определяет в качестве отличительных признаков общества как объединения людей наличие географических границ, общую законодательную систему и определённую национальную. (социокультурную) идентичность.
Американский социолог Эдвард Шилз полагает, что основу общества составляет такая его характеристика, как функционирование публичной власти, обеспечивающей контроль над всей территорией и насаждающей общую культуру.
- - -
Ком. проекта:
Пожалуй, что вопрос здесь рассматривается в плоскости понятий качества и свойств, а не признаков, если исходить из семантики понятий. Эти качества и свойства  надо рассматривать вместе, понимая что они могут иметь в каждом рассмотрении общества несколько большее или меньшее проявление.

(Свойство - атрибут предмета (объекта).  Свойство можно рассматривать как форму предмета самого по себе, притом, что он может обладать и другими свойствами. 

По другому определению, свойство — сторона проявления качества. При этом не всякое свойство предмета (объекта) должно рассматриваться при определении качества: свойство у предмета может иметься, но при сравнении предмета с другими оно может не быть отличительным или существенным.

Свойства объекта зависят от вида взаимодействия объекта и субъекта, Объект является своими свойствами не только субъекту, но и другим объектам, то есть свойства могут проявляться и в ходе взаимодействия объектов друг с другом. Совокупность некоторых частных свойств предмета может проявляться в некотором обобщённом свойстве предмета)

( Атрибут — в философии — необходимое, существенное, неотъемлемое свойство предмета или явления (в отличие от преходящих, случайных его состояний))

И что добавить от проекта Партии 2017 г:
Основным признаком общества - его чертой- является организационное строение совокупности субъектов, основанное на самодеятельной реализации своих интересов.
- - - -

Э. Шилз выделяет следующие критерии общества: (параметры оценки)
(Критерий  — способность различения, средство суждения, мерило) — признак, основание, правило принятия решения по оценке чего-либо на соответствие предъявленным требованиям (мере)).

оно не является частью более крупной системы;
браки заключаются между представителями данного объединения;
оно пополняется преимущественно за счёт детей тех людей, которые уже являются его признанными представителями;
объединение имеет территорию, которую считает своей собственной;
у общества есть собственное название и собственная история;
оно обладает собственной системой управления;
объединение существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида;
его объединяет общая система ценностей (обычаев, традиций, норм, законов, правил), которую называют культурой.

- - -
Ком. проекта.
Похожа, что   семантика    самих признаков  "гуляет". Они больше похожи на качества и свойства. К сказанному выше.
- - -

Социологи рассматривают  общество как к существующее в социальном пространстве и времени «сгусток» социальных связей и взаимодействий, сложившихся между людьми, наиболее общими чертами которого являются автономность, самовоспроизводимость, большая интегрирующая сила и высокий уровень саморегуляции. В данном подходе выделяются следующие отличительные признаки общества.
- -
Ком. проекта:
эти "сгустки" в определении общества не уместны.
- -  -

Первым отличительным признаком общества является наличие социальной общности, которая выражает общественную природу жизни людей, социальную специфику их отношений и взаимодействий.
Общность предшествует обществу, а не наоборот. Однако социальная общность возникает не на пустом месте, а на своём естественном субстрате — органической общности людей и кровнородственных их связях и отношениях.
Составляя естественную основу общества (социальной общности), эти природные предпосылки и органические отношения преобразовываются в нём в отношения социально-органического типа — мужа и жены, детей и родителей, братьев и сестёр, других родственников.
- - -
Ком. проекта:
Социологи ищут общество, а находят лишь остатки общностей, что в современных условиях представляют лишь семью одного поколения, сведённую к домашнему хозяйству и не найдя ничего более существенного, за редкими исключениями, формируют из неё родовую общность и утверждают её как основание общества. Что сказать, вымысел, не совсем уместный для использования в качестве основания общества. Желаемое выдаётся за действительное.
- - -

Следующий отличительный признак общества составляет его существование в социальном пространстве и социальном времени. Причём социальные пространство и время отнюдь не всегда совпадают с физическими пространством и временем. Более того, социальное пространство может существовать вне рамок каких-то территориальных границ и собственных территорий (например, вне природно-ландшафтного окружения, а на космической станции или межзвёздном, межгалактическом корабле, в социальной сети Интернет). Социальное время тоже существенно отличается от физического.
- - -
Ком. проекта:
Общество, безусловно,  - это упорядоченная совокупность людей как социальных субъектов, выступающих в этих отношениях личностями с правами граждан. Эта совокупность является и социальной средой прежде всего, она же развиться в полноценное общество никак не может, о причине чего здесь несколько раз сказано. И это властное препятствование в лице государства, которое форматом гражданина заменяет для человека его же личность. Время - соразмерность преобразование, тогда получается, что социальное время остановилось, а общественное не пришло.
- - -

Отличительным признаком общества является наличие в нём специальных органов для осуществления его саморегуляции и воспроизводства — социальных институтов, важнейшим из которых является социальный институт семьи, обусловливающий возникновение и существование прочих (брака, воспитания, образования, религии и т. д.).

  В то же время общество не сводится к социальности, всякое общество социально, но далеко не всё, что обладает свойствами социального, может рассматриваться как общество, представляя собой всего лишь часть, свойство или состояние общества в узком его понимании.

Самодеятельность, автономность, самоорганизация и саморазвитие в той или иной мере присущи не только всему обществу в целом, но и отдельным подсистемам и элементам. Но самодостаточным может быть только общество в целом. Ни одна из подсистем, в него входящих, самодостаточной не является. Только взятые во взаимосвязи социальные общности, социальные группы, социальные организации и социальные институты (семья, образование, экономика, политика и т. п.) составляют общество в целом как самодостаточную систему.

- - -
Ком. проекта:
Простая совокупность субъектов социальной среды  обществом ещё не является.
Общество - ассоциативная совокупность самодеятельных организаций правового оборота в системе ценностных отношений населения, формирующих и реализующих права и обязанности  субъектов отношений.(соб.)
И как говорится, чему быть, того не миновать. Увы, над созданием общества в социальной среде ещё придётся много поработать.
- - -

Закрытое и открытое общество
Общество как социальная система организуется изнутри социальной структурой, а извне — окружающей средой. Одна из возможных типологий — деление общества на открытые и закрытые, введённое К. Поппером для описания культурно-исторических и политических систем, характерных для различных обществ на разных этапах их развития
- - -
Ком. проекта:
Возражений особенных нет, ведь общество - самодеятельно-упорядоченная часть социальной среды, имеющая институциональное определение.
- - -

Закрытое общество — по К. Попперу — тип общества, характеризующийся статичной социальной структурой, ограниченной мобильностью, неспособностью к инновациям, традиционализмом, догматичной авторитарной идеологией (имеет место система, когда большинство членов общества охотно принимают те ценности, которые им предназначены, обычно это тотально идеологизированное общество).
- - -
Ком. проекта:
Здесь снова рассматривается совокупность субъектов социальной среды как граждан.
- - -

Открытое общество — по К. Попперу — тип общества, характеризующийся динамичной социальной структурой, высокой мобильностью, способностью к инновациям, критицизмом, индивидуализмом и демократической плюралистической идеологией (здесь человеку предоставляется возможность самому выбирать мировоззренческие, нравственные ценности. Отсутствует государственная идеология, а на уровне конституции закрепляются принципы духовной свободы, которые человек реально использует. То есть он сам пытается найти основные ценности).

Функционирование и развитие социальной системы обязательно предполагает сменяемость поколений людей и, следовательно, социальное наследование — члены общества передают от поколения к поколению знания и культуру. См. «образование» и «социализация».
- - -
Ком. проекта:
Общество по Попперу - это совокупность субъектов социальной среды.
- - -

Современное общество
Согласно одной из точек зрения, ключевой вопрос любого цивилизованного общества — вопрос его организации. Современное общество организовано на основе множества экономических, политических, идеологических, социокультурных детерминант. Его можно назвать «переходным» (транзитивным) от индустриального к постиндустриальному (информационному) обществу.

- - - -
Ком. проекта:
Общество - это национальная совокупность самодеятельных организаций правового оборота в системе ценностных отношений населения, формирующих и реализующих права и обязанности  субъектов отношений.
И это уже не новое определение, а представление принципиально-нового общества - основы всего социального устройства в условиях правового уложения.


Рецензии