Чертовщина

 

    История эта - чистая правда.
    За всю свою жизнь, я её рассказывал трижды:
    Первый раз - начальнику N-ской погранзаставы, капитану Л...
    Второй раз - начальнику своего разведуправления, полковнику Ц...
    В третий - старшему оперуполномоченному КГБ СССР, полковнику Н...
    Сейчас рассказываю в четвёртый раз, последний - Всем Вам.
    Хотите - верьте, хотите - нет!

    Это было очень давно,  около 30 лет назад.  Я, и пятеро солдат  из моей разведгруппы,  были переброшены  в один  из приграничных  районов Дальнего Востока.  Место, где  нам  пришлось выполнять  задание,  было малодоступным  и,  практически,  безлюдным.   Кроме  диких  зверей и пограничных дозоров никто не нарушал спокойствие этих забытых богом  и людьми мест.

    Выполнив задачу, мы направлялись  к точке  встречи с  пограничным
нарядом, с которым  должны были вернуться  на N-скую заставу.  Скрытно передвигаясь, не давая  себя обнаружить сопредельной  стороне, мы  шли заранее разработанным маршрутом. До точки встречи оставалось  примерно 15 км, когда наступили  вечерние сумерки. Я  сделал короткий привал и достал план  местности,  чтобы  определиться с  местом  ночёвки.  Идти дальше, не  обнаруживая  себя,  становилось  невозможно,  и  я  принял решение заночевать  в заброшенной  фанзе,  которая на  фотоплане  была обозначена как "полуразрушенное,  одиночно стоящее  строение". До неё нужно  было  пройти  около   полутора  километров,  и  мы,   пользуясь последними  минутами  светлого  времени,  двинулись  к  месту своего ночлега.

    До фанзы  дошли,  когда  уже совсем  стемнело.  Отправив  сержанта Тараканова  (позывной  -  "Тор")  разведать  обстановку,  я   приказал остальным рассредоточится  и ждать.  Через полчаса  Тор возвратился и доложил, что  строение не  такое уж  и "полуразрушенное",  и стоит  не "одиночно", а  с прилегающими  к нему  хозяйственными пристройками,  а самое главное - оно обитаемое!

    - Кого видел? -  спросил я. -  Старуха, товарищ лейтенант.  Бойкая такая бабуся, навроде бурятки,  или китаянки.
    -  Больше никого? -  Ну, поручиться нельзя, в дом то я заглянуть не смог - всего два окна, и те во двор, а во дворе старуха  копошится... Но, кажись, больше никого  - она  сама  дрова  колола  -  стало  быть,  мужиков  нет... 
    -   Ладно, выдвигаемся. Группа!  Тараканов  -  вперёд,  остальные  за  ним.  Я  - замыкающим.

    Непонятно как, но старуха  нас услышала раньше,  чем мы её  успели увидеть. У входа  в фанзу, на  низенькой скамейке, стояла  керосиновая лампа, скудно освещавшая пятачок перед входом в дом. Мы, разделившись, неслышно подошли к фанзе с двух сторон и вдруг услышали голос,  чистый и низкий, совсем не старушечий:

    - Кто такие? От кого скрываетесь, кого боитесь?

    Из темноты, чуть  разбавленной светом керосинки,  смотрела на  нас старая женщина.  Смотрела  внимательно  и  без  страха.  Я,  со  своим заместителем, прапорщиком  Петрищевым  ("Багульник"),  приблизились  к ней.

    - Солдаты, бабушка, пограничники.  - Старуха  слегка улыбнулась  и спросила: - А с какой заставы, как командира зовут?

    Было ясно, что  она знала  всех местных погранцов  наперечёт -  на такой случай, у нас была соответствующая легенда:

    - С Белореченской,  а  идем  к  Рябинину,  на  Каменку  (ближайшая погранзастава). Вы  не сомневайтесь,  бабушка, мы  свои!

-  Свои  хуже чужих бывают  -  усмехнулась  старуха,  -  знаю  лейтенанта  Рябинина, красивый парень, высокий! Добрый, помогает  мне! И жена его  помогает, тоже добрая! Знаете её?

    Это была проверка - Рябинин был капитаном, невысоким и  лысоватым, к тому же, неженатым.

    - Когда это он жениться успел?  - Багульник вступил в разговор,  - Да и не лейтенант он,  бабуся!

- Старая я уже,  может чего и путаю,  я ваших звёздочек не понимаю... Ну,  ладно, зовите остальных то...  Чего прячутся?

    Багул тихонько свистнул, и  к нам подтянулись сержанты  Тараканов, Карнаух ("Карат"), Ефимов ("Финн") и Корнеев ("Кайман").

    Старуха ещё раз нас оглядела, взяла керосинку в руки, и сказала: - Ну, заходите в дом, пограничники!

    Оставив снаружи Карата и Финна, мы прошли в фанзу. Поставив  лампу на стол, старуха указала нам на длинную скамью, а сама села напротив.

    - Не пограничники вы.  Всех здесь  знаю - живу  давно. А  вы -  не местные. Мне про вас хозяин сказывал..

    Мы переглянулись.

    - Какой хозяин? -  Муж мой, хозяин  по нашему... Так  и сказал:  - придут шестеро,  ночевать попросятся,  пусти их,  не бойся!  Ещё  днём сказал. Он видел, как вы речку переходили... Ещё сказал, чтобы подарок ему оставили.

    Как такое  может быть?  Днём мы  были  далеко от  этих мест  -  и, действительно, переходили речку, да так, что не только китайцы -  наши пограничники  нас  не  "срисовали"...  А  тут  какой-то  "хозяин"  нас видел... Это во-первых. А  во вторых: мы тогда  ещё и знать не  могли, что придётся ночевать в этой фанзе! И что ещё за подарок?!

    - Мы ведь днём у Белореченской Сопки были. А это в 20 км отсюда! - недоверчиво сказал я, - Что, хозяин твой летать умеет?

    Старуха  усмехнулась.  Я  переглянулся  с  ребятами  -  те  пожали плечами.

    Стали готовиться  к  ужину  и  ночлегу.  Достали  консервы,  сало, галеты, сахар, сгущённое молоко. В печке стоял большой, горячий чайник - заварили чаю. Пригласили бабусю. От еды она отказалась, но чай  пила с удовольствием, щедро подливая в него сгущённого молока.

    - А где хозяин-то твой,  бабушка? Когда вернётся?  - как бы  между прочим спросил Тор. 

- По земле  ходит мой хозяин.  Людям помогает.  А придёт когда - не знаю. Редко теперь навещает. Раньше часто  приходил, а теперь нет. Вот сегодня днём заходил, про вас рассказывал.

    - Не живёте вместе, стало  быть? - Два года  уже, как ушёл.  Плохо без него...

    Кайман подавился, закашлялся, и, выскочив из-за стола, метнулся во двор. Ребята заулыбались.

    - Днём заходил? - Я  решил прояснить всё до  конца. - Если он  нас видел у Белореченской, то как же он днём здесь побывал?

- Ходит,  куда хочет. Ему всё равно, куда ходить. - Бабка явно уходила от разговора о своём "хозяине".

    Ужин заканчивался. Приказав приготовить еду для Карата и Финна,  я незаметно подмигнул  Петрищеву  и  вышел во  двор.  Карнауха  и  Мишки Ефимова было не видно. Я дунул в утиный манок, и они появились -  Финн из-за низенькой пристройки, а Карат - с чердака сеновала.

- Всё осмотрели? - спросил  я.

- Всё  чисто, товарищ лейтенант!  - Финн потоптался. - Поесть бы?

- Идите в дом, там для вас всё готово. А мы тут  с прапорщиком  потолкуем. Поужинаете,  ложитесь спать.  Тор  и Кайман - в охранение, под утро я и Багульник их сменим.

    Мы с Багулом присели на бревно.

    - Что скажешь, Михалыч? - спросил я Петрищева.

- Дак что  сказать, дело туманное. - Багул  сорвал травинку и задумчиво  её пожевал. -  На отработке маршрута  было  отмечено, что  нет  тут никаких  жителей  на тридцать вёрст вокруг, а тут - на тебе! Бабка, да ещё с "хозяином"! 

- Не нравится  мне  это. Давай-ка,  прапорщик,  в оба  смотреть!  Бойцов проинструктируй. И сам не расслабляйся!

    Вернувшись в  дом, отдав  распоряжения, мы  стали укладываться  на отдых. Тор и  Кайман заступили  на свои  посты. Бабуся  уже легла.  Её кровать, с пологом от комаров, стояла в дальнем углу и была отгорожена занавеской. Фанза состояла  всего из  одной комнаты.  Из обстановки  - длинный стол, две скамейки и большая печь. На ней и разместились...

    ***

    ... Я  проснулся от  какого-то  разговора. Взглянув  на  циферблат часов, понял, что спал всего минут сорок. Прислушался - в комнате явно говорили двое. Один - голос  старухи, а другой, низкий, тягучий,  явно принадлежал какому-то мужчине. Говорили по русски. Стал вслушиваться.

    - ... Да ничего живу, неплохо. Белки  в этом году мало было,  зато соболя добыла хорошо. Вот только ружьё уже никуда не годится...

    Это говорила старуха. Мужской голос  ей что-то отвечал, но  понять было  невозможно.   Я  бесшумно   перевернулся   на  живот,   и   чуть приподнявшись, осторожно выглянул  вниз. В комнате,  за столом  сидели двое - старуха,  а напротив неё,  ко мне спиной,  какой-то старик.  На столе стояла горящая керосинка.

    - ...  Дров  мне  на  зиму  хватит.  Крыша  не  течёт.  Перезимую, как-нибудь. А  весной  к  тебе  приду!  -  Старуха  говорила  ласково, успокаивающе.

    На меня вдруг стала накатываться  волна страха. Кто этот старик  - "хозяин"? Я  потолкал лежащего  слева  Багульника. Он,  открыв  глаза, посмотрел на меня, и увидев  мой прижатый к губам палец,  окончательно проснулся и тоже стал вслушиваться. Показав знаком, что внизу двое,  я опять выглянул вниз.

    Там продолжался странный разговор:

    - ... Приходила  Айсан, наша  дочь. Рассказывала,  что у  неё  всё хорошо. Про тебя спрашивала. Ты сам-то её не встречал?...

    В ответ на  старухин вопрос опять  прозвучало что-то  непонятое... Петрищев лежал рядом, уже  на животе. В  руке у него  был зажат НР.  Я тоже схватился  за свой.  Вынимая  его из  ножен, я  нечаянно  чиркнул лезвием по кирпичам лежанки.  Мгновенно погас свет  и на нас  потянуло холодом.

    Опять заговорила  старуха:  - Не  обижай  их. Это  солдатики,  про которых ты мне сегодня говорил.  Хорошие! Угощали меня чаем. Про  тебя спрашивали. Подарок тебе сделают!

    Голос старухи шёл уже из дальнего угла, из-за занавески. Волосы на затылке у  меня зашевелились  и встали  дыбом. Холод  вдруг пропал.  Я взглянул на Багульника - его лицо было покрыто потом. Я подтолкнул его локтем,  нарочито   закашлялся  и   завозился,  как   бы  только   что проснувшись. В фанзе было тихо.  Кроме дыхания спящих Карата и  Финна, никаких звуков больше  не было. Спрыгнув  с печки, я  зажёг фонарик  и быстро осветил фанзу.  Никого... Вслед за  мной спустился прапорщик  и тоже зажёг фонарь. Прихватив свои автоматы, вышли наружу, сменили Тора с Кайманом и, отправив их отдыхать, разошлись по постам.

    Мы с Петрищевым решили дать ребятам поспать, и пробыли в охранении не сменяясь, до самого рассвета. Ночь прошла спокойно.

    На  утро,  умывшись,   быстро  перекусив,   группа  готовилась   к последнему  переходу.   Я,   развернув  план   местности,   прикидывал оптимальный маршрут. Сзади подошла бабушка.

    - Рано уходите! Да не прячь карту,  не прячь! Знаю, не на  Каменку идёте. К N-ской заставе идёте, к капитану Л-ву.

    Я открыл  рот.  Что за  хрень?  Откуда она  знает?!  Опять  хозяин сказал?!

    Подошёл Петрищев.

    - Группа  готова,  товарищ  лейтенант!  -  потом,  чуть  помедлив, добавил, обращаясь  к  старухе:  -  Бабушка!  Мы  там  тебе  продуктов оставили. На столе сложили...

    Он вопрошающе посмотрел на меня, и, как бы оправдываясь, сказал: - нам же тащить меньше, командир! Я согласно кивнул.

    - Стройте группу, прапорщик! Выдвигаемся. Я задержусь, нагоню вас.

    Петрищев придирчиво оглядел разведчиков, заставил попрыгать, и дал команду на движение.

    Я повернулся  к  бабусе и  спросил:  - Хозяин  приходил  ночью? 

- Приходил. - Старуха посмотрела на меня серьёзно. - А ты догадался, кто он?

- О чём догадался? - (я, как раз, ничего и не понимал...)

    Старуха  отвечать  не  стала,  а  попросила:  -  Покажи  карту!  Я помедлил, но  план достал  и развернул.  Бабуся посмотрела  в него  и, показав пальцем на место, где пролегал наш маршрут, сказала:

    - Вот тут проходить  будете. Камень увидите.  Большой камень,  как человек... Хозяин тут мой похоронен. Два года назад, от болезни  умер. Чтоб дорога вам была, чтоб  жизнь счастливой была - подарок  оставьте. Что можете, то и оставьте. Хозяин подарки любит. Людей хороших любит.

    Она повернулась и, не прощаясь, ушла в дом...

    ***

 ...  Догнав группу,  я  шёл замыкающим.  Шёл и  размышлял  над происшедшим. Всё было  непонятно: "Откуда взялась  старуха? Ведь и  по данным разведки, и  по сведениям, полученным  от пограничников,  здесь никого  нет.  Фанза  на  фотоплане  обозначена  разрушенным,   нежилым строением - а на самом деле, домик совсем не плох, сарайчики во  дворе крепкие, на сеновале даже  сено есть... Потом,  опять же, -  хозяин... Что за  бред?!  Умер... Два  года  назад умер,  а  в гости  к  старухе ходит?!" -  Мне стало  казаться, что  я сделал  какую-то  непоправимую ошибку.  Старуха  видела  нас.  Хотя  поставленная  задача  была   уже выполнена, и мы  находились на  своей территории,  резонанс мог  пойти нехороший. А старуха - вольный  или невольный свидетель... Опять же  - знает про нас, -  где были, откуда шли,  куда идём... Хозяин  этот..., умер два года назад, а подарки любит до сих пор!..

    ...  Внезапно,  слева  показался  большой  камень,   действительно похожий на человека,  с прижатыми  к груди  руками. Я  дал команду  на короткий отдых,  а  сам  осмотрел каменного  истукана,  несколько  раз обойдя его кругом.  Около него, на  другом камне, похожем  на чашу,  я увидел разложенные  предметы.  Тут  были:  шариковая  ручка,  железная баночка из  под чая,  замок,  с вставленным  в  него ключом  и  разная подобная дребедень. На ветках берёзки, что росла рядом с камнем,  были привязаны какие-то ленточки, висел старый чайник и поясной ремень.

    После отдыха,  дав ребятам  отойти на  значительное расстояние,  я отстегнул свои "Командирские" часы и, оглянувшись ("не смотрят ли  мои разведчики?"), повесил их на ветку берёзы, рядом с тряпичной куколкой. "Видел бы кто! Комсомолец,  кандидат в члены  КПСС, а делаю  непонятно что и  зачем!", -  пронеслось  в голове.  "Носи на  здоровье,  хозяин! Только сделай так,  чтоб у нас  всё было хорошо!",  - усмехнулся я,  и стал догонять группу.

    После благополучного выхода,  уже на N-ской  заставе, я  рассказал всё, что с нами произошло капитану Л-ву. Он недоверчиво меня выслушал, назадавал кучу вопросов и, в свою очередь сказал, что никакой бабки не знает, и  быть  на  фанзе  никого  не  должно,  и  что  бывший  хозяин ("Хозяин", хе-хе!),  действительно умер  два  года назад,  и т.  д,  и т.п.... А потом побежал звонить в свой особый отдел... И понеслось!...

    Что потом с нами всеми было  - это отдельная история. Могу  только сказать,  что  нам  пришлось  исписать  кучу  бумаги,  на  которой  мы объясняли (вернее, пытались объяснить) то, что с нами  приключилось... Может, эта  история и  стала причиной  моего "тугого"  продвижения  по службе... Хотя, грех  жаловаться на  судьбу - всё  сложилось, в  конце концов, очень  хорошо. Все  мы  живы, относительно  здоровы  (согласно возрасту) и верны своей армейской дружбе до сих пор.

    ***

    Я   сдружился   с   капитаном   Л-м   с   N-ской    погранзаставы. Переписываемся, и,  редко,  но  встречаемся.  Так  вот  он  мне  потом рассказывал, что было целое следствие по этому делу. И бабку искали, и дедку, и  внучку, и  Жучку. Но  так  ничего не  выяснили и  никого  не нашли...

    А мы с  Михалычем (прапорщик Петрищев)  до сих пор  гадаем - а  не приснилось ли нам обоим одно и то же? Хотя, вряд ли...

    ***

    Для тех, кто не знает:
    * НР - нож разведчика; * "Тор", "Багульник", "Кайман" и т.д. -  не клички, а оперативные позывные.

    *** Зима, 2009 год.


Рецензии
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.