Юдово, Юдино, Юдинка, Июдино - этимология

Как ничто не может иметь большого влияния над простым народом,
как презрение или посмеяние над заблуждениями, в кои совращать
его ищут, и что именно средство сие употребляют как раскольники
разных сект, так и субботники в отношении православной веры, то
именовать субботников жидами и оглашать, что они подлинно суть
жиды, ибо настоящее их наименование субботников или
придерживающихся Моисееву закону не дает народу точного о секте
сей понятия и не производят в нем того отвращения, какое может быть
производимо быть убеждениям, что обращать стараются их в жидовство
Высочайший Указ 3 февраля 1825 г.


1) Существующая топонимика (всего 45 населенных пунктов + одна река; данные не полные)
* Юдинка — село в Прохоровском районе Белгородской области.
Юдинка — деревня в Родниковском районе Ивановской области.
Юдинка — деревня в Износковском районе Калужской области.
Юдинка — деревня в Черемисиновском районе Курской области.
Юдинка — деревня в Воловском районе Липецкой области.
Юдинка — деревня в Муромцевском районе Омской области.
Юдинка — посёлок в Асекеевском районе Оренбургской области.
Юдинка — деревня в Верховском районе Орловской области.
Юдинка — деревня в Колпнянском районе Орловской области.
Юдинка — деревня в Малоархангельском районе Орловской области.
Юдинка — деревня в Покровском районе Орловской области.
Юдинка — деревня в Воловском районе Тульской области.
Юдинка — деревня в Первомайском районе Ярославской области.

* Юдинка (также Большая Юдинка) — река в Большемуртинском районе Красноярского края, правый приток Енисея; длина 55 км, приток Малая Юдинка, длина 18 км.

*Юдинки — деревня в Дзержинском районе Калужской области.
Юдинки — деревня в Козельском районе Калужской области, осн. в XVIII в.
Юдинки — деревня в Можайском районе Московской области.
Юдинки — деревня в Алексинском районе Тульской области; существовала в 1848 г.

* Юдаково (Юдоково)  – деревня, Тутаевский р-он Ярославская обл.
*Юдиново -  село, Погарский  р-он Брянской области, церковь 1761 г.

* Иудино (Юдино) — село в Сергиево-Посадском районе Московской области; церковь 1771 г.
Юдино — деревня в Великоустюгском районе Вологодской области.
Юдино — деревня в Грязовецком районе Вологодской области.
Юдино — село в Подгоренском районе Воронежской области; осн. в 1740 г.
Юдино — деревня в Дзержинском районе Калужской области.
Юдино — посёлок в Таштагольском районе Кемеровской области.
Юдино — деревня в Белохолуницком районе Кировской области.
Юдино — деревня в Вохомском районе Костромской области.
Юдино — село в Ирбейском районе Красноярского края.
Юдино — деревня в Лебяжьевском районе Курганской области.
Юдино — деревня в городском округе Домодедово Московской области.
Юдино — деревня в городском округе Мытищи Московской области; списки 1850 г.
Юдино — село в Одинцовском районе Московской области; в старинных документах впервые упоминается в 1504 г., когда московский великий князь Иван III завещал село  младшему сыну Андрею Старицкому.
Юдино — деревня в Сергиево-Посадском районе Московской области.
Юдино — деревня в Талдомском районе Московской области: В «Списке населённых мест» 1862 года Юдина — казённая деревня 2-го стана Дмитровского уезда Московской губернии.
Юдино — деревня в Чистоозерном районе Новосибирской области; осн. 1686 г.
Юдино — деревня в Залегощенском районе Орловской области.
Юдино — деревня в Малоархангельском районе Орловской области.
Юдино — село в Лунинском районе Пензенской области.
Юдино — деревня в Новоржевском районе Псковской области.
Юдино — деревня в Островском районе Псковской области.
Юдино — хутор в Родионово-Несветайском районе Ростовской области.
Юдино — деревня в Демидовском районе Смоленской области.
Юдино — деревня в Колпашевском районе Томской области.
Юдино — деревня в Пошехонском районе Ярославской области.
Юдиново – село, Погарский р-он, Брянской обл.; церковь с 1782 г.

б) Топонимика по данным XIX века

Списки населенных  мест Российской Империи (1859-1914); всего 27 населенных пунктов (данные не полные)
http://maps.litera-ru.ru/spiski.php?filter=-&full=1

Юдово Гавшинское – Ярославский уезд Ярославская губ., по сведениям 1859 года.
Юдово Ипатское - Ярославский уезд Ярославская губ., по сведениям 1859 года.
Елешня (Юдино) – Медынский уезд Калужская губ. Список насел. мест Калужской губернии 1914.
Июдино - Тверской уезд Тверская губ. Список насел. мест  по сведениям 1859 года.
Июдино - Бежецкий уезд Тверская губ. Список населенных мест по сведениям 1859 года.
Передел (Юдино) – Медынский уезд Калужская губ. Список населенных мест 1914.
Юдино - Веневский Тульская уезд Тульская губ. Алфавитный указатель  по сведениям 1857 года.
Юдино - Медынский уезд Калужская губ. Список населенных мест  по сведениям 1859.
Юдино - Егорьевский уезд Рязанская губ. Списки населенных мест  по сведениям 1859.
Юдино - Кашинский  уезд Тверская губ. Список населенных мест по сведениям 1859.

Юдино - Пошехонский уезд Ярославская губ. Список населенных мест по сведениям 1859.
Юдино - Александровский уезд Владимирская губ. Списки населенных мест по сведениям 1859.
Юдино - Московский уезд Московская губ. Список населенных мест  1862.
Юдино - Богородский уезд Московская губ. Список населенных мест 1862.
Юдино - Бронницкий уезд Московская губ. Список населенных мест 1862.
Юдино - Дмитровский уезд Московская губ. Список населенных мест 1862.
Юдино - Звенигородский уезд Московская губ. Список населенных мест 1862.
Юдино - Мокшанский уезд Пензенская губ. Списки населённых пунктов 1864.
Юдино - Смоленский уезд Смоленская губ. Списки населенных мест 1859.

Юдино - Поречский уезд Смоленская губ. Списки населенных мест 1859.
Юдино (2)- Ржевский уезд Тверская губ. Список населенных мест 1859 .
Юдино большое - Ржевский уезд Тверская губ. Список населенных мест 1859.
Юдино малое - Ржевский уезд  Тверская губ. Список населенных мест 1859.
Юдино Поле - Бельский уезд Смоленская губ. Списки населенных мест 1859.
Юдиново - Вязниковский уезд Владимирская губ. Списки населенных мест 1859.

в) Зарубежная топонимика, ЕЭБЕ
Юденбург (Judenburg) — город в Штирии (ранее герцогство, ныне Австрия). На гербовом щите Ю. изображен портрет еврея с козлиной бородой в «еврейской шапке» (так назыв. Judenhut). Церковь в Ю. когда-то была синагогой; некоторые камни ее покрыты евр. надписями. Являясь в Средние века важным торговым пунктом, Ю. привлекал евреев, где и образовалась значительная община. В начале 15 в. поселились в Ю. 22 крупных евр. коммерсанта (каждый из них владел 100 тыс. гульд.); из 38 остальных богатых купцов города большинство были евреи.

2) Этимология

а) Википедия
Русское Иуда, др.-евр. Иеhуда, «хвала Господу», «он восхваляет господа» — библейское мужское имя еврейского происхождения. …От этого имени происходят фамилии: Юдин, Юданов, Юдасов, Юдасин, Юдов, Юдачёв, Юдинцев, Юдашкин, Юдкин, Юденич и некоторые другие.

* Пояснение транслитерации (передача евр. термина другим алфавитом)

Иврит - язык согласных букв, такова древняя традиция (согласные принадлежат Богу),  некоторые буквы не произносятся (звук утерян) или произносятся не всегда, или в других языках вообще исчезают, или замещаются другой буквой. В русской транслитерации имени Иеhуда = Иуда, вторая буква he (звук Х-Г) не произносится, теряется.
См. статью Алфавит сравнительный, ЕЭБЕ
He  (= лат. h, греч. spiritus asper) по-русски большей частью не произносится: ( )Авель (), ()Осия (), Авра()ам (), Син()едрион (), или, ассимилируясь с гласным звуком, выражается буквою и (= греч., происходящим от евр.), например: Ииуй, Иису(с) (). Подобно "хет", и he в конце слова выражается через й: Моисей (). Впрочем, he иногда выражается через г (h): Гиллель (), Гегай ().

* См. стронг иврита 3063, ИЕХУДА
* См. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно, 1878, с. 177; Собственно в средневековом мире – Иудея, названия земли еврейской, Израиля; иудей – еврей, израильтянин.

а) Этимологический словарь Макса Фасмера

Иуда, др.-русск., ст.-слав. Иоуда, Июда. Из греч.Ioudas, диал. в знач. "предатель, скупец"; см. Фасмер, Гр.-сл. эт. 70.

б) Распространенное истолкование топонима

Чайкина Ю. И. Географические названия Вологодской области: Топонимический словарь. — Архангельск: Северо-Западное книжное издательство, 1988.
https://www.booksite.ru/fulltext/cha/iki/na/6.htm

ЮДИНО, д., центр Юдинского с/с Великоустюгского р-на. От м. л. и. первооснователя или владельца деревни. Юда – разговорный вариант довольно распространенного л. и. Иуда. Такого же происхождения названия селений Юдино б Вотчинском с/с Вологодского р-на, в Комьянском – Грязовецкого и Юдинская в Верховском с/с Тарногского р-на, Разинском – Харовского.
 
3) Применение имени и топонимов в русском языке. Национальный корпус русского языка

В НКРЯ имеются деловые акты, в которых зафиксирована фамилия Юдин, его носили представители власти, купцы, дьяки и простые крестьяне, также регистрируются поселения: починок Июдин, деревня Юдино.
 
* Новгородская Карамзинская летопись. Вторая выборка (1400-1450): «Тогда же приехашя послы от князя Васильа с Москвы, Феодоръ Кошка Андреевич, Иуда и Селиван, и покр;пишя миръ с новгородци».

* Жалованная грамота ц. Ивана Васильевича арх. Усп. монастыря Иеву и строителю Герасиму на монастырские вотчины (1569.05.06): «5} починок Июдин, починок Микляев, починок Мурашков, займища Рыжева, да пустоши — пустошь Коношева, пустошь Юрьина».

* Выпись из книги письма и [меры?] 1590-1591 гг. Тимофея Хлопова и дьяка Семена Суморокова на Заузольскую и Везломскую волости Балахольского (Балахнинского) уезда (1590-1591): «А на церковнои земле в. поп Василеи Июдин, в. поп Посник Дмитрев в. проскурня в. пономарь да две кельи, а в них живут нищие питаютца от церквы божии».

* Челобитная посадских людей Вязьмы об отсрочке выплаты недоимок до указа по дозору писцов С. И. Воейкова и Д. Прокофьева (1646): «К сей челобитнай Алешка Юдин руку приложил».

* Купчая с отводом Иос.-Вол. монастыря старцев Варлаама, Гурия и Каллиста на купленные у Михаила Глебовича Кутузова и его сына Андрея дер. Корякино, Горлово, Воронцово, Юдино, Огашино и Мелешино в Локнышск. ст. Рузск. у (1479-1504)
 
«Се яз, Варлам чернец, да яз, Гурей чернец, да яз, Калист чернец, купили есмя у Михаила у Глебова сына у Кутузова да у его сына у Ондрея Пречистой в дом игумену Иосифу и всей братье землю шесть деревень их вотчину впрок без выкупа: Корякино, да Горлово, да Вороньцово, да Юдино, да Огашино, да Мелешино со всем с тем, что к тем деревням истарины потягло , куды ис тех деревень соха и коса и топор ходил».

4) Религиозные группы в Русском государстве близкие к иудаизму

а) ЕЭБЕ, Геры, Жидовствующих ересь

* Геры - малочисленная секта, выделившаяся из субботников и молокан, возникшая в первой четверти 19 века и представляющая в религиозном отношении смесь караимства и раввинизма. …
Воспитанные на Библии, которую знают в совершенстве и предписания которой исполняют с необыкновенной аккуратностью, геры строгие монотеисты и никакого посредничества между Богом и человеком не признают, … Г. живут разбросанно по Сев. Кавказу, Астраханской, Саратовской, Тамбовской, Иркутской, Воронежской губ., Кубанской области, Тифлису, но главным образом в Донской области.
 …Официально Г. отождествляются с субботниками и молоканами. В 40 и 50 гг. их стесняли наравне с прочими сектантами, отправляли к епархиальному начальству для увещевания … В последнее время Г. стали приближаться к раввинизму, стараются во всем быть похожими на евреев-талмудистов, посылают детей в иешиботы. Экономический строй их жизни ничем не отличается от крестьянского; в 80 гг. они усиленно эмигрировали в Палестину…

* Жидовствующих ересь - религиозное движение, возникшее во второй половине 15 в. среди русского духовенства и высшего общества в наиболее культурных центрах Руси: в Новгороде, Пскове, Киеве и Москве. … Уже во второй полов. 14 в. в Новгороде распространилась возникшая во Пскове ересь "стригольников", основные черты которой заключались в отрицании церковной иерархии, обрядов, храмов и т. д.

В 1467 или 1475 г. в Новгород прибыл из Киева кн. Михаил Александрович (Олелькович), ... В числе княжеской свиты находились евреи-купцы и жидовин Схария из Киева, родоначальник Ж. … Схария "прельстил в жидовство" двух влиятельных новгородских священников, Алексея и Дениса. К ним присоединились прибывшие "из Литвы" Иосиф Шмойло Скарявей и Моисей Хануш. Ж. быстро распространилась среди образованного класса и, в частности, среди духовенства.
…Соборы 1502 и 1503 годов открыто высказались против Ж., а собор 1504 года приговорил главных последователей ереси к сожжению в деревянных клетках. Этим был положен конец ереси, хотя остатки ее втайне существовали долгое время и пережили церковную реформу Никона.

б) Краткая еврейская энциклопедия, 1996

Субботники (в просторечии жидовствующие, новые жиды), народное название секты иудействующих, возникшей на рубеже 17–18 вв. в центральных районах России в среде помещичьих крестьян. … Когда в начале 19 в. стали открываться новые центры субботничества в губерниях, не входивших в черту оседлости (Московская, Тульская, Орловская, Рязанская, Тамбовская, Воронежская, Архангельская, Пензенская, Саратовская, Ставропольская, Область Войска Донского), власти стали применять репрессивные меры. …

В Воронежской губернии в 1806 г. была обнаружена группа субботников; большинство из них насильственно обратили в православие, а не сломленных «зачинщиков» сдали в солдаты (по официальным данным, в 1818 г. в Воронежской губернии было 503 субботника, в 1823 г. — 3771, в 1889 г. — 903). В 1823 г. министр внутренних дел граф В. Кочубей представил в кабинет министров записку о жидовствующих (то есть субботниках) и о мерах борьбы с этой сектой, которая, по его сведениям, насчитывала около 20 тыс. человек в разных регионах России. …Субботников, открыто признававших свою принадлежность к секте, переселяли (иногда целыми деревнями) в северное предгорье Кавказа, Закавказье и в Иркутскую, Тобольскую и Енисейскую губернии, а после присоединения в 1858 г. Приамурья к России и в Амурскую губернию. …

К началу 20 в. общины субботников существовали в 30 губерниях Российской империи и насчитывали десятки тысяч человек (официальная статистика …заведомо неполна, так как сектанты, и особенно субботники, которых власти считали «вредной сектой», уклонялись от регистрации). …С конца 1880-х – начала 1890-х гг. в среде субботников возникло движение за переселение в Эрец-Исраэль, и они целыми семьями (Дубровины, Куракины, Протопоповы, Матвеевы и др.) селились в еврейских сельскохозяйственных поселениях, главным образом в Галилее, где через два-три поколения растворились среди еврейского населения. …
В середине 19 в. субботники представляли организационно оформленное (общины, учителя, наставники, устная традиция) отдельное религиозное учение. Большинство из них продолжало эволюцию в сторону иудаизма: многие общины заимствовали элементы еврейского культа…

в) Парадоксы и причуды филосемитизма и антисемитизма в России. Савелий Дудаков (1939-2017), доктор философии, Израиль

«Село Иудино
Енисейский губернатор, имя которого нам неизвестно, получив уведомление от смотрителя поселений Минусинского округа князя Голенищева-Кутузова о возникновении новой деревни под названием "Обетованная", рассвирепел, увидев в этом кощунство и поругание православной веры. Он категорически потребовал переименовать село в честь… предателя Иуды, в Иудино, ибо его насельники предали истинно православную веру и перешли в "жидовство". И с тех пор, на протяжении более 100 лет, деревня официально называлась "Иудино", а неофициально "Молоканы", "Сосы", "Субботина" и наиболее часто "Юдино".
Кстати, неподалеку, километров 40 южнее Шушенского, есть и село Субботино, и можно предположить, что были еще и другие поселения жидовствующих, вроде "подозрительных" Моисеевки и Табат (по-древнееврейски: кольцо). Из-за пребывания субботников в Минусинском крае, как сообщает И. Белоконский, там было запрещено селить евреев: боязнь "дурного" влияния и дополнительных "соблазнов". Лишь в 1958 г. "по просьбе трудящихся" село было переименовано в поселок Бондарево…».

* Википедия, Бондарев Тимофей Михайлович

Бондарево (до 1958 г. Иудино) — село в Бейском районе Республики Хакасия. Основано в 1830 году под первоначальным названием «Обетованная» отпущенными на волю крепостными крестьянами из Воронежской губернии 9 дворов, 82 души, в 1849 – 430 чел. (В конце XIX в. – 1000 чел., субботники и молокане). Служило местом ссылки из центральных районов России крестьян, принадлежавших к ереси иудействующих. Названо в честь Давида Абрамовича (Тимофея Михайловича) Бондарева (1820-1898), крестьянина, казака, философа-самоучки, принявшего иудаизм (см. ст.).

г) См. диспут по теме «Еврейские корни»; http://forum.j-roots.info/viewtopic.php?t=5107

5) Обобщение и вывод

а) На территории России существует более 45 топонимов Юдино, Юдинка и подобных, некоторые поселения прослеживаются в истории с XVI века. Топоним истолковывают от распространенного имени Иуда, которое, по общему мнению, имеет библейское происхождение - др.-евр. Иеhуда, «хвала Господу», «он восхваляет господа». В средние века в русском государстве его носили представители дворянства, духовенства, дьяки (интеллигенция того времени) и простые люди.

Имя  на территориях иудеохристианства имело положительное и отрицательное значение, что связано с новозаветной историей, его носили:  Иуда Искариот (апостол, предавший Иисуса) и апостол из 12 Иуда Фаддей (Леввей, Иаковлев).
 
б) Из представленного выше исторического материала ясно, что ряд топонимов мог быть образован от фамилии (имени-прозвища) владельца земли или от первого поселенца (конкретных данных нет). Большая же часть топонимов,  очевидно, указывает на религиозную ориентацию (иудейскую) преобладающего в поселении населения.

* Граница русского государства на западе в средневековый период находилась в неустойчивом положении, часто территории (естественно вместе с населением) переходили от польско-литовского государства к русскому и наоборот. Смоленск - с 1404 по 1514 г. под управлением Литвы, с 1609 по 1654 в Польше (в 1616 г. 80 евреев), а с 1667 г. в России. Евреи попадали в русское государство как пленные, их направляли в разные районы для поселения, в т.ч. и в Сибирь. Поселения получали соответствующие  религиозной принадлежности и национальности жителей имена – Юдино и подобные; т.е. евреи, иудеи.

* В истории России отмечены значительные группы русского населения, исповедующие иудаизм в той или иной степени полноты; исследователи полагают, что деревни населенные герами и субботниками получали имена Юдино (и подобные). Основная причина появления таких топонимов – выделение властями и Церковью (на культурно-религиозном  пространстве православия)  «чуждой» православию группы населения.

Вывод

Таким образом, связав неопределенные, в общем, топонимы Юдино (и подобные) с религиозной историей России мы установили, что большая часть таких имен образовано в ходе идеологической борьбы православия с группами иудействующих: герами, субботниками и молоканами.

Очевидно, что богоискательство (философия религии) на русской культурной территории (как и на Западе) было довольно распространенным явлением, и что замечательно в нем принимали участие наряду с просвещенным духовенством и дворянством рядовые труженики: крестьяне, казаки, ремесленники, купеческое и мещанское сословия.

Эдем (эден – рай) не сад для земных наслаждений и удовлетворения прихотей человека, а постоянный и тяжелый (духовный и материальный) труд  по ВОЗДЕЛЫВАНИЮ этого сада; так объясняют Божий Рай некоторые исследователи.

17.4.2018 г.


Рецензии