Партия 2017 г. Общество. 7

Партия 2017 г. Общество. 7. История социологии. 1.

С этого материала проект начинает рассматривать систематизированные представления общества и общественного объединения, которые в данной практике часто выступают как синонимные значения. Будем рассматривать всё, всю систематизацию и её историю. не буду анонсировать результат, тем более, что сама работа идёт в реальном времени и говорить не о чём, вопрос проясниться лишь при детальном рассмотрении всей совокупности таких представлений. Возможно, что в ходе работы будут использованы не лучшие примеры, но то, что проект будет обращаться к ряду источников, надеюсь, позволит достаточно полно увидеть сложившееся представление общества как организационной системности. Рассуждения - предположения, от них переходим к работе. Подобная работа всегда сопряжена с критическим анализом, что требует и осторожности в обозначении источников в части защиты их от негативного влияния на репутацию и имидж соответствующих публикаций, тем более что  материалы проекта имеют исследовательский характер и могут неоправданно жесткими, при этом и недостаточно объективными. Все эти недостатки  не должны проявлять своё негативное значение в отношении источников, которые проект использует для исследования вопроса или простого ознакомления. Эти факторы и предопределяют то обстоятельство, что в изложении не будет ссылок на источники. Используемые источники, как правило, являются сводной формой выработанных представлений и используются конкретности соответствующих выражений. Есть другая сторона - это использование систематизации объяснений. В них есть полезность, которая проявляется  как исследовательская база. К чему разговоры, уходим в тему.


Иначе, в системность  социологического знания, включающая: 1) Общесоциологические теории, 2) прикладные исследования, 3) теории среднего уровня.

 Общество - объект многих общественных наук, в частности, социологии и социальной философии. Здесь  философия по отношению к социологии выступает в качестве  общей теоретической системы. Социология проявляется и в соотношениях с  с экономической деятельностью, с политологией, психологией.

Социология как наука об обществе   связана с выявлением содержания и сущности  общества. Она имеет управленческую функцию, национальную и межнациональную проблематику и ориентацию на прагматическое проявление.
- - -
Экскур в историю.

 

Огюст Конт (1798-1857) -   
Социологическая теория О.Конта состоит из двух частей: социальной статики и социальной динамики.

 Общество, согласно О.Конту, складывается не из личностей, а из семьи, а одна из важнейших задач социологии состоит в поддержании и укреплении порядка, существующего общественного строя.

 Движущими  силами считал экономические условия, географическая среду, природные и климатические условия. Всю историю общества О.Конт делил на три стадии: теологическую, метафизическую и позитивную.


Основными методами социологии О.Конт считал наблюдение, эксперимент, сравнение и исторический метод. В целом социологическая концепция О.Конта имеет идеалистический толк.

 Гербертом Спенсером (1820-1902).  вложил в социологию идею эволюции, ввёл аналогию между биологическим и социальным организмом, сделал попытку  построения социологической системы на основе исследований этнографической науки. По его мнению, общество функционирует в силу согласного взаимодействия составляющих его частей, сделал утверждение о взаимосвязи общественного развития общества  с его дифференциацией и структуризацией. Он объяснил путь социального преобразования как социальной эволюции.

 Спенсер выделяет два вида общества: военное и индустриальное,  признает наличие общества в качестве самостоятельного реально существующего объекта,  является противником  любого давления на личность со стороны общества и государства.


 К.Маркса (1818-1883) построил свою теорию на материалистическом понимании истории, утверждал что " люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения – производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствует определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание "
- - -
Позиция проекта:

Давайте остановимся, ну как так - без воли, не бывает такого, ибо всегда присутствует воля властного и экономического правления, определяющая всю организацию жизнедеятельности людей,  которые организуют свою жизнь, принимая эту волю как условия жизни и работы. Эти властные отношения, выраженные через государство, создают социально-политический режим, который и выступает формой  организационных условий для социальной среды - любых видов деятельности, включая экономическую деятельность. Никакого значения первичности и базисности у экономики нет. Более того, она всегда вторична к организационным условиям, законодательным установлениям власти. (К вопросу права проект не обращается, ибо право в таких условиях имеет лишь умозрительный  и относительный характер). Какие условия, такая и деятельность

Маркс и вся современная политэкономия и экономическая теория не рассмотрели основного и принципиального разделения труда на правообеспечивающий и конкретно-производительный. Правообеспечивающий труд является формой создания условий для конкретно-производительного труда. Результаты первого являются условиями для второго. Здесь, как и везде само право представляет собой возможность и условия для проявления полезностной активности для каждого человека, вовлечённого в сферу конкретно- производительного труда. Если такие условия не создаются, то и результатов не будет, что следует понимать как отсутствие развития и самого института права в существе его возникновения и реализации.
- - -

По Марксу, в основании общественной жизни людей лежит их  экономическая деятельность. Он её определяет  как способ производства материальных благ, выраженный в наличии и соотношении  производительных сил (орудий труда с работниками) и производственных отношений(возникающих между людьми в процессе производства). Он представляет их в качестве экономического базиса общества, над которым находится идеологическая надстройка,  включающая в себя: право, политику, общественное сознание, идеологию, мораль, науку, искусство, религию. В этой совокупности базис превалирует над надстройкой.
- - -
Позиция проекта.
Не бывает такого и быть не может. Все производственные отношения заключаются в организации производства,материальном снабжении и сбыте продукции, к ним - бухгалтерское, финансовое сопровождение и налоговое сопровождение. К организации относится планирование и проектирование. Средства производства с работниками и организационными отношениями и представляют производственно-экономический ресурс, который свою силу может проявить только в определённых общесистемных условиях как продуктах правообеспечивающего труда. От его качества и результатов и зависит вся экономическая деятельность, которая всегда является продуктом правового и организующего начала.
- - - -

Маркс создает теорию социальных систем и вводит понятие – общественно-экономической формации, имеющей свое выражение для   уровней развития производительных сил. Их у него четыре:  первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная,  капиталистическая и пятая,  коммунистическая, которая делится на социализм и коммунизм. Их смена представляет процесс социального развития.
- - -

Порзиция проекта:

Маркс указывает на конфликт между производительными силами и производственными отношениями, хотя они единое целое  объединённого производственного ресурса, но он сам по себе не существует, а формируется при наличии внешних организационных условий, находящихся за пределами производственных отношений.

Эти условия формируюся или прямо правом или властными определениями власти. Последнее чаще всего само право игнорирует, а без него  создать необходимые организационные условия невозможно даже при самых лучших властных установлениях.

Другая сторона - нет никаких общественно-экономических формаций. Здесь можно говорить лишь об изменяющейся  экономике социальной среды. Общественное - это уже фактор правового регулирования, его же нет, но есть видимость которая представлена властным правлением - его установлениями. Категорию "общественная", здесь можно применять воображаемого признака. Никакая революция из производственных отношений не возникает. Всё рассмотрение производительных сил и производственных отношений у Маркса происходит в условиях Властного уложения, его существа он не рассматривает, правового уложения не видит, соответственно не видит и цивилизационной революции как перехода между уложениями.
- - -

Теория социального развития, как уже говорилось, предстаёт у Маркса через теорию социальных революций  -  смену установившихся ранее и безнадежно устаревших производственных отношений.  Маркс называл революцию «локомотивом истории» и призывал не бояться ее разрушительного действия, говорил о том, что «насилие является повивальной бабкой всякого старого общества, когда оно беременно новым».
- - -
Ком. проекта:
Понятие социальной революции имеет обобщённый характер, а вся историческая практика показывает что практически все совершённые революции имели властный, а не социальный характер. Да они меняли  условия для социальной среды, но на основание властного регулирования, а не были продуктом общественного самодеятельного действия самой социальной среды. Рассматривая вопрос в этом плане можно сказать, что действительных социальных революций и не было.
- - -

Важное значение у Маркса представляет теория классов и классовой борьбы.
«То, что я сделал нового, состояло в доказательстве следующего: 1. Что существование классов связано лишь с определенными историческими фазами развития производства; 2. Что классовая борьба необходимо ведет к диктатуре пролетариата; 3. Что эта диктатура сама составляет лишь переход к уничтожению всяких классов и к обществу без классов» .
- - -
ком. проекта:

Вся классовость вопроса определяется отношением к власти или безвластному составу социальной среды. Нет и не было такого качества власти как диктатура пролетариата. В таком качестве была представлена социально-ориентированная власть. Власть сохраниться как условие обеспечения действия права, но будет существовать уже в обеспечительном качестве по отношению к обществу (с которым здесь и определяемся)


Рецензии