Партия 2017 г. Общество. 10. Социология в России

Партия 2017 г. Общество. 10. Социология в России.

Вернулись в Россию, должно быть не последний раз, пути исследователя — по стоянная загадка. Куда и когда придётся снова идти  никому не известно. Собственно, общий курс есть,но  так ходят пароходы, на земле нужны дороги, а местность пересечённая, много препятствий  разного характера, через которые  ещё надо пробиться, хотя бы прочистить створ для дороги. Все обсуждения по теме общества и есть такая работа. Цель ясная, осязаемая, видимая, но путь трудный. Это дорогу осилит идущий, а тернии, как с ними то быть? Ни ресурсов, ни помощников, но есть Тройственный Союз и это его задача - проложить путь к новому миру. В этом союзе есть место для каждого человека - он и будет, похоже представлять будущую организацию мира со всеми компонентами проекта Партии 2017 г. Тройственный Союз строится по организационному подобию, но оно само по себе и есть  всё многообразие жизненных проявлений в полезностном качестве для людей,  общества и каждого человека. Любая полезная активность в нём поддерживается, в чём общество всегда заинтересовано, с одной стороны, и всемерно содействует ей в реализации, с другой.

Снова надо выходить на рабочее поле - оно же прежде всегда осматривается глазами  других исследователей, ибо через их работу получает некоторую обустроенность.
По работе с очередным источником упорядоченной информации о социологии подошли к вопросу рассмотрения её появления в России. Комментарии - это собственное, остальное взято с поля. Смотрим на историю социологии в России:

«
 В 1859 году в “Современнике” были изданы две статьи П.Л.Лаврова позитивистской направленности..
 На ее начальном этапе   развития социологии доминировала позитивная методология, были изданы две статьи П.Л.Лаврова.

 Позитивисты П.Л.Лавров, А.И.Стронин, Н.К.Михайловский, Л.И.Мечников, Е.Д.Де-Роберти, М.М.Ковалевский, Н.В.Воронов, Н.И.Кареев и другие с  уподобляли общество в целом, а так же процессы в нем происходящие элементам естественно-научных дисциплин.

Н.К.Михайловский при исследовании и характеристике общественных процессов придерживался биологической точки зрения Н.В.Воронов – физической, Л.И.Мечников – географической, Е.В.Де-Роберти – психологической, М.М.Ковалевский и Н.И.Кареев – исторической. Позитивистская методология была актуальной в России с начала 60-х годов XIX века до первых десятилетий ХХ века.

Петр Лаврович Лавров (1828-1900) . Его  “Исторические письма” проникнуты духом индивидуализма и изобилует романтическими идеями о смене политического устройства общества и о роли личности в истории. Он выдвигает понятие “критически-мыслящей личности”, эдакой своеобразной предтечи ницшеанского сверхчеловека, которая сперва совершает внутреннюю критическую работу, а затем организует массовое движение, формирует политическую партию и, наконец, изменяет государственное устройство. 
- -
Ком. проекта:
Ну и Лавров, молодец какой, мудро.
Государственное устройство - часть вопроса, нужно сформировать новое общественное устройство, для него придётся сформировать и новую правовую систему, а государство будет лишь частью нового общественного устройства, которое получит полное реформирование, включая всю системность обеспечения правопорядка и организации деятельности правоохранительных органов. Заглянуть в будущее очень сложно, особенно в организационное устройство м отношения.
- - -

Николай Константинович Михайловский(1842-1904) 
 
- ставит человеческую индивидуальность в последовательность, исходным элементом которой является биологическая клетка, а завершающим элементом - человеческое общество, таким образом, клетка и общество - явления одного порядка. О приверженности к психологизму свидетельствуют статьи: “Герой и толпа”, “Еще о герое”, “Еще о толпе”.
 - делит толпу на массу и героя, дает характеристику каждому из компонентов, говорит о роли героя, который передает свой психический импульс, а толпа заряжается им.
- считает, что многообразие социальное и профессиональное действительно способствуют темпам прогресса, однако, отрицательно сказывается на личности, а так как личность является ценностью абсолютной, то в споре личности и общественного развития приоритет должен оставаться за личностью.

Социолог позитивист Лев Ильич Мечников (1832-1888),  “Цивилизация и великие исторические реки”,
По мнению Мечникова в основании важнейших социальных процессов лежит географический фактор. бществе наилучшим образом объясняются с помощью привлечения географической науки.
 
Честь разработки оригинального научного подхода принадлежит России в обосновании субъективного метода и создании целой субъективной школы.

Субъективный метод в социологии - явление уникальное, свойственно только отечественной мысли.  . Результаты научного исследования должны стремиться к объективности и объективации. Само рождение социологии было напрямую связано с объективностью знания в противоположность субъективности мнений в социальной философии. Тем не менее, в русской социологической мысли последовательно сначала П.Л.Лавров, затем Н.К.Михайловский и Н.И.Кареев отстаивают возможность и необходимость субъективизма в социологии. По их мнению, субъективизм взгляд исследователя надо отличать от объективизма результатов исследования. Субъективизм необходим в тех исследованиях, где невозможно понять сути социального действия индивида иначе, как поставив себя на его место. 

Отечественные социологи, последователи субъективного метода совершенно правильно обращали внимание на то, что последовательный объективизм в социологическом познании односторонен и чреват заблуждениями. 

Активное развитие неокантианство получает в начале XX века, и в особенности после легализации социологии, когда в Россию, из Германии вернулись ряд социологов неокантианцев: А.С.Лаппо-Данилевский, Б.А.Кистяковский, П.И.Новгородцев, В.М.Хвостов Л.И.Петражицкий.

Неокантианцы    А.С.Лаппо-Данилевский, Б.А.Кистяковский, П.И.Новгородцев, В.М.Хвостов Л.И.Петражицкий.    считали невозможным рассматривать общественную жизнь как следствие естественно-натуралистического процесса. Они выдвигали другие критерии обществознания: приоритет философствования над наблюдением, акцент внимания на проблемах культурных ценностей, а не на развитии и смене цивилизаций, значительное место уделялось критике социологии в том ее виде, который выработался в недрах предшествовавшей методологии. Интересно, что в критике понятий социологии неокантианцы шли вместе с религиозными философами, фундаментальный и знаковый сборник “Проблемы идеализма” (1902) содержал работы как первых, так и вторых. Также отличительной чертой неокантианцев было обращение их к правовым аспектам социального общежития, так ряд фундаментальных трудов Л.И.Петражицкого и П.И.Новгородцева носят сугубо правовую направленность.
- - -
Ком. проекта:
Похоже, что неоконтианцы шли против хода истории, которое само пот себе и есть развитие цивилизации. Подобное торможение накопило много проблем, которые и должны быть разрешены цивилизационной революцией и новым развитием общества. Другая сторона - вопросы права. Его же надо понимать в существе, а не в замене его властной упорядоченностью, как правило в своих интересах. Цивилизационная революция - это и правовая революция, это и полноформатное его рождение.
- - -

Одновременно с неокантианством зарождается и неопозитивизм. Его приверженцами были А.С.Звоницкая, К.М.Тахтарев, П.А.Сорокин. В отличие от позитивизма, направлявшего свой исследовательский взор на поиск социальных факторов, неопозитивизм обращался к исследованию социальных связей, социальному взаимодействию, социальному общению, социальному поведению. Исследование общества неопозитивисты начинали с изучения поведения отдельного человека, малых групп, локальных сообществ с тем, чтобы на этих достоверных данных выстраивать конструкцию общественной организации. Для исследования поведения индивидов и групп применялся входивший тогда в моду бихевиоризм. Таким образом, новая методология вывела социологию на совершенно иной уровень знания. Выводы социолога базировались на эмпирической базе, а весь анализ предпринимался с конкретной целью, имеющей не только теоретическое, но и прикладное значение.
- - -
Ком. проекта:
Изыски социологии.
- - -
К неопозитивистам относят:
 Питирима Александровича Сорокина (1889-1968) русско-американского социолога, автора   двухтомной “Системы социологии” русского периода (1920) и     четырехтомной “Социальной и культурной динамики” (1946)  . Сорокин был не только теоретиком науки, он был ее организатором. 

Он предпринял грандиозную попытку разложения социального тела на элементарные составные части, а затем создания теоретической конструкции из ранее выделенных элементов. Этот процесс, содержащий сперва анализ, а затем синтез должен был, по мнению автора, снять все вопросы относительно структурной и содержательной организации общества.

В процессе реализации первой, аналитической, части своего плана Сорокин находит, что в основе любой общественной организации лежит социальное явление, которое может быть разложено на действующих индивидов и на так называемых проводников (слуховых, зрительных, вербальных и т.д.), посредством которых происходит общение между индивидами. Многовариантное соединение элементарных частей приводит к рождению множественных социальных взаимодействий.  произвел восхождение от малых групп к большим и к социальному сообществу в целом. В этом восхождении он отметил наличие структурной иерархии групп. Сперва следуют элементарные группы или группы, сформированные по какому-либо одному признаку: профессиональному, религиозному, возрастному, половому, образовательному, имущественному и т.д. Далее следуют кумулятивные группы или группы, в состав которых входит несколько элементарных групп. Кумулятивные группы представляют собой объединения, из которых состоит общество. К кумулятивным группам относятся классы и нации. Наконец на самом верху структуры находится сложный социальный агрегат или попросту конкретное общество, состоящее из совокупности ряда кумулятивных и элементарных групп. 
- - -
Ком. проекта:
Элементарные группы - камультативные группы - социальный агрегат как совокупность  первых двух видов групп - конкретное общество.
Так он и есть, но в недосказанности, в недоопределённости, в непредвидении - о том, что на поверхности.
- - -


Марксистская социология берет свое начало с работы Николая Ивановича Бухарина (1888-1938) “Теория исторического материализма” (1921), имевшей 8 переизданий, последнее из которых приходилось на 1929 год.

В ней автор предпринял удачную попытку систематического изложения теории исторического материализма.   поднял весьма важный вопрос о соотношении социологии, философии и исторического материализма. Он заявил о том, что общественная наука по сути своей имеет классовое происхождение и, следовательно, у рабочего класса должна быть своя пролетарская социология, равно как и у буржуазии имеется своя буржуазная социология. Пролетарской социологией является исторический материализм - учение, созданное Марксом и раскрывающее классовую сущность общественных отношений.

  Несмотря на политический заказ Сталина подвергнуть научной критике правую бухаринскую оппозицию, научное сообщество на секции “Дискуссия о марксистском понимании социологии”, поддержало точку зрения Бухарина и его сторонников.

В период 20-х годов в рамках марксистского направления в социологии был отработан круг принципиальных вопросов: о содержании понятия “общественно-экономическая формация”, “базис”, “надстройка”, “производительные силы”, “производственные отношения”, о предмете марксистской социологии, о проблемах классовой структуры общества, о классовой борьбе в переходный период.

Немарксистское направление в социологии 20х годов было представлено теориями П.А.Сорокина, В.М.Бехтерева и целым рядом менее известных социологов, представляющих методы социального дарвинизма, фрейдизма, социально рефлексологии, фитосоциологии, зоосоциологии, физиологической социологии, социального энергетизма.

Крупным теоретиком немарксистской социологии был Владимир Михайлович Бехтерев (1857-1927). Он предпринял попытку объяснить происхождение и сущность общественных явлений через науку о рефлексах. Рефлексология как таковая исследует и объясняет поведение индивида на биомеханическом и психосоматическом уровнях. По мнению Бехтерева коллективная рефлексология (термин выдвинутый самим автором) должна исследовать реакции больших коллективов на различные внешние стимулы.

- - -
Ком. проекта:
Ощущение, что методы используются в современной политической практике.
- - -

 Между коллективной рефлексологией и социологией Бехтерев обнаружил тесную связь. Рефлексология изучает механизм развития социальных связей, способы возникновения коллективов, особенности коллективной деятельности по сравнению с индивидуальной. Социология изучает количественную сторону коллективов, особенности взаимоотношений между коллективами, факты сотрудничества и классовую борьбу. Таким образом, у Бехтерева социология заняла соподчиненное положение в структуре познания общества. Он отводил ей роль фиксатора количественной стороны общественных процессов, роль своеобразного научного бытописателя, в то время как принципиальные вопросы о причинах и сущности возникновения социальных связей и явлений он отнес в сферу компетенции рефлексологии.
- - -
Ком. проекта.
Тема интересная, важная и актуальная по-прежнему.
- - -

В целом развитие социологии в 20е годы характеризуется наступлением исторического материализма и ослаблением всех иных теоретических направлений.

Единственным обладателем и держателем истины сделался марксизм в его догматической форме. После выхода в свет знаменитого “Краткого курса истории ВКП(б)” (1938) исторический материализм был зачислен в разряд философских дисциплин. Для целой области знания наступила длительная тридцатилетняя стагнация.

Второе рождение социологии совпадает с периодом хрущевской оттепели 60х годов. 

В период 60-80х годов социологи проделали не малую работу. Трудами В.Я.Ядова, А.Г.Здравомыслова, В.Э.Шляппентоха, Ю.А.Левады, И.С.Кона, Г.В.Осипова, И.В.Бестужева-Лады, Т.И.Заславской, М.Н.Руткевич И.А.Голосенко, И.А.Громова и многих других исследователей были подняты и разработаны такие научные проблемы как: методика и техника социологического исследования, математические и количественные методы в социологии, социология брака и семьи, социология труда, социальные структуры, образ жизни, социология личности, социология культуры, социология образования, социология науки, общественное мнение, история русской и западной социологии и другие. исследовательских учреждений.
- - -
Ком. проекта:
Надо отметить были мысли и намерения в истории социологии в России. Эту лекцию прослушал и проект. Остались комментарии, к ним и материалам лекции ещё придётся возвращаться, для того и работа.


Рецензии