Партия 2017 г Общество. 8. Социология. 2. Дюркгейм

Партия 2017 г Общество. 8. Социология. 2. Эмиль Дюркгейм
 
Данный материал рассматривает   научное творчество  Эмиля Дюркгейма (1858-1917). От него началась  институционализации социологии во Франции.

Его работа «О разделении общественного труда»  сформировала стремление раскрыть  понимание общества как самодостаточной объективно существующей, независимой от ее членов величины. Утверждается первичность общества по отношению к составляющим его индивидам, общество превалирует в отношениях и заставляет индивидов ориентироваться на его правила.

 По мнению Дюркгейма, общество определяет  солидарность, которая соединяет разрозненных индивидов. Общими интересами и общей деятельностью они собираются в группы и сообщества, через участие ы них появляются условия для развития.

Он выделял два вида солидарности:

1) Механическая солидарность, или солидарность по сходствам, имеющую признаки:
наличие репрессивного права.
"Любое отклонение от общественных традиций карается смертью или принудительным отторжением из группы сообщественников. Наказание - реакция общества на преступление или проступок, его величина пропорциональна коллективному возмущению. Наказывая, сообщества охраняет себя от инакомыслия и от нетрадиционного поведения которое способно разрушить единство".

"Второй признак механической солидарности выражается в преобладании коллективного сознания над индивидуальном. При этой диспозиции личность равна нулю, правит общее сознание и общее право.  Поведение индивида стандартизовано и регламентировано".

"Механическому типу солидарности соответствует сегментарная структура общества. Ее можно представить графически как окружность, разделенную на сегменты, где каждая из них представляет собой самостоятельную группу сообщественников или клан. Клан – это семья родственников, повторяющих в миниатюре весь клан. Сегменты – кланы объединены в окружность – общество. Репрессивное право, коллективное сознание и общая религия представляют собой те силы, которые не позволяют сегментам распасться на отдельные сообщества. Таким образом первый тип человеческого общества образовался благодаря силам механической солидарности, стягивающей отдельные группы сообщественников в общества".
- - -
Ком. проекта
Семья родственников - это замыкание членов на воспроизводственный процесс  внутри семейства, клан - это уже групповое объединение без институционализации, представляющее внутреннюю иерархию отношений с соответствующим формированием и реализацией интересов. Клан в своей организации   ориентирован на получение внешних преимуществ в условиях, источниках и получении доходности и, как правило, действует скрытно от других участников социального взаимодействия. Он репрессивен и агрессивен и по существу всегда находится вне права, которое всегда отражает коренные интересы всех участников общества. Клан - это явно антиобщественная организация, однако получила распространения  возможности получения преимущества для участников в социальном взаимодействии, а также внешнюю силовую защищенность. как правило в своём проявлении выступает и как противник системности общественного порядка. Клановость, распространяясь на политический процесс, формирует в стране демократическую мимикрию и властению как возобновляемую власть отдельных групп людей. Таким образом, механическая солидарность имеет явно выраженное  антисоциальное действие.
- - -

2) органическая солидарность.
"Во-первых, появление и действие рестутивного права, которое направлено не на наказание, а на защиту прав индивида. Рестутивное право предполагает сложную структуру института права, где уголовное право занимает лишь незначительную часть. Помимо него наличествует административное, гражданское, семейное и др. право, есть арбитраж и адвокатура. Во-вторых, видоизменено коллективное сознание. Оно содержит меньше общих чувств, а их интенсивность падает".

Данному типу солидарности соответствует органическая структура общества. В ней социальные элементы не однородны, не расположены в линейный ряд, но скоординированы и субординированы. Их сгруппированность происходит уже не по родовым признакам, а по профессиональным. В таком обществе сегменты не равнозначны. Каждый из них приобретает качество самостоятельной функции, следовательно, растет взаимозависимость и теряется необходимость в принудительном, механическом объединении".

 "В основе органической  солидарности находится разделение труда, чтот защищает общество от разрыва отношений. В .этих условиях возникает массовое производство и рынок, присутствие на нём требует специализации, дающей возможность вести массовое и товарное производство.  Здесь общество солидаризируется на основе общего интереса в результатах как собственного, так и чужого труда. Отсюда, разделение труда есть сила, которая солидаризирует общество".
- - -
Ком. проекта:
Органическая солидарность полностью формируется и исходит из организационных условий законодательства - его разных частей. Это, скорее всего, воображаемая солидарность, ибо сами участники прямо о ней не осведомлены, на рынке экономических отношений действуют как противоположные участники сделок, заинтересованные лишь в продолжении такого процесса и получении своего преимущества. Здесь солидарность выступает в предполагаемом и переносном качестве.
Закономерно, будь такое проявление явным, оно бы не смогло повлиять на становление института права, основанного на активной и ответственной деятельности самодеятельного собрания и сочетания коренных интересов его участников с любыми другими формами деятельности. Отсюда видим, что и органическая солидарность не формирует отношений исходного права, не создаёт условий для мобилизации данных отношений для целей социального развития.
- - -

Дюркгейм большое внимание уделил  социальной гносеологии.  Он формирует понятие социального факта, как реальности, выражено в привычках и в определенных формах: юридических законах, нравственных установках, правилах поведения. К социальным фактам принадлежат верования, стремления, обычаи, групповое поведение.

Признаки социального фактв: ) распространен на все общество, ) имеет самостоятельное существование, )оказывает на индивида принудительное воздействие.
 
Дюркгейм считал, что социальные факты нужно рассматривать как вещи.

 Ошибка всей предшествующей социологии, говорил Дюркгейм, состояла в том, что она рассматривала не внешние факты, а наши внутренние отношения к ним.

Дюркгейм формулирует правила наблюдения социальных фактов:
1) необходимо устранить все препятствия стоящие на пути исследователя. Главным из них является «чувство», не имеющее отношение к точному исследованию и часто подводящее ученого. Чувство само должно стать объектом исследования.
2) следует четко определить те объекты, о которых идет речь, вычленить их из хаоса социальной действительности.
3) нужно избежать субъективного ощущения и опираться в исследовании на наблюдение социального факта, кристаллизованного в привычках.
 
Объяснить социальный факт – значит показать как он возник, указать на порождающую его причину, определить выполняемые им функции.

Дюркгейм строил социологический метод как альтернативу гносеологии метафизики. Он обращает внимание на то, что его метод объективен, в нем факты рассматриваются как вещи. Метод независим от всякой философии, свободен от ее гипотез, он является силой, ибо факт может быть разбит только другим фактом, он научен, ибо к нему применим признак причинности. Наконец, это исключительно социологический метод, т.к. социальный факт можно объяснить только через другой социальный факт, а это возможно только при признании социальной среды за двигатель социальной эволюции.

- - -
Ком. проекта:
Проект Партия 2017 г. формирует принципиально-новую общественно-политическую субъектность и она, пожалуй, могла проявляться как социальный факт, что объективно появляется и может быть натурально представлено.
 

 


 


Рецензии