Расследование авиакатастроф. Приступ ярости

Пишу этот текст, чтобы направить хоть на что-то конструктивное вспышку злобы и ярости, полученную при просмотре документального фильма с названием: «15-07. Кровавая баня в Сан-Паулу (Carnage In Sao Paulo)» из документального сериала «Расследование авиакатастроф» 14 сезон 10 серия.
Кому любопытно, даю адрес фильма в Интернете: https://my.mail.ru/mail/alexzajko/video/_myvideo/38.html длительность 44 мин.
Злоба и ярость направлены на создателей фильма.
Перед тем, как ругать рекомендуют найти, за что похвалить. Выполняю рекомендацию.
Сериал смотреть интересно. Реконструкции выполнены зрелищно. Денег на съемки не пожалели. Показана напряженная работа специалистов, расследующих катастрофы,  эмоции жертв и переживания их близких.
А теперь буду ругать. В этом фильме обойдена вниманием неисправность, ставшая причиной катастрофы, но при этом усиленно направляется внимание на действия пилотов, неправильно реагировавших на ситуацию, вызванную неисправностью какого-то так и не названного датчика в системе управления реверсом тяги правого двигателя.
Суть  происшествия.
31 октября 1996 года при взлете в аэропорту Конгоньяс  города Сан-Паулу в Бразилии на жилые кварталы рухнул пассажирский самолет Fokker 100 рейс TM-402. Погибли 95 человек на борту и 4 жителя на земле всего 99 человек.
Fokker 100 – среднемагистральный самолет. Внешне похож на наш Ту132, но имеет больше размер и берет на борт вдвое больше пассажиров. Оба имеют два турбовентиляторных двигателя, расположенных в хвосте, и т-образное хвостовое оперение.
Результаты расследования.
При взлете на правом двигателе из-за неисправности так и не названного датчика самовольно включился реверс тяги. Правый двигатель стал тянуть назад.
Реверс тяги реализуется за счет того, что струя из сопла перекрывается двумя створками в форме ковша, которые направляют вперед струю из сопла двигателя. При выключенном реверсе эти створки прилегают к наружной поверхности двигателя, не мешая струе из сопла двигателя истекать назад и создавать тягу вперед. Положение створок в режиме реверса показано на скрине экрана из фильма. Скрин помещен перед текстом. Реверс тяги используется для торможения самолета при посадке, чтобы уменьшить длину пробега.
 
Из-за неисправности так и не названного датчика реверс на правом двигателе самовольно включился при взлете. Правый двигатель стал не тянуть, а тормозить. Причем тормозить тем сильнее, чем больше у него увеличивали тягу. При этом предупреждающего сигнала пилотам о том, что включился реверс, не было. Правда, на этот случай в автоматической системе, контролирующей включения реверса, было предусмотрено следующее. Если реверс все-таки из-за чего-то включился, когда не надо, то тяга этого двигателя автоматически уменьшалась до нуля, чтобы двигатель не тормозил. При этом рукоятка газа в кабине пилотов сама собой уходила назад, что соответствует снижению тяги. Кроме того автоматика тянет ее назад с такой силой, что пилот не может сдвинуть ее вперед, чтобы увеличить тягу.
Оказалось, что пилоты о том, что делать в такой ситуации не только не знали, но и знать не могли, потому, что действиям в этой ситуации их не обучали. Не обучали потому, что изготовители самолета считали ее маловероятной. Ее вероятность оценивали как один случай на миллиард часов полета. В фильме не сказано кто так оценивал. На пассажирском лайнере Fokker 100 стоят два турбовентиляторных двигателя Rolls-Royce Tay Mk 620-15 каждый тягой 61,6 кН или же два Rolls-Royce Tay Mk 650-15 тягой 67,2 кН каждый от английской фирмы Роллс-ройс. Но я не знаю, к чему относится система реверса, к двигателю или к самолету.
И вот на взлете, когда оба двигателя работают на максимальной тяге, вдруг рукоятка управления тягой правого двигателя сама собой идет назад, уменьшая тягу до нуля. Пилот, обалдевший от этого, пытается сдвинуть ее вперед, чтобы увеличить тягу, а она не идет! В кабине возникает паника. Других сигналов, что на взлете самопроизвольно включился реверс тяги на правом двигателе, нет. А что о реверсе, включившемся когда не надо, говорит самопроизвольный уход назад ручки управления тягой, пилоты не знают! Не знают пилоты и о том, что о непроизвольно включившемся реверсе говорит и то, что ручка тяги не дает сдвинуть ее вперед, чтобы увеличить тягу. В фильме ничего не сказано про то, можно ли выключить реверс, если он включился непроизвольно из-за неисправности того неназванного датчика. Сказано лишь, что реверс тяги можно включить только вручную при посадке, когда шасси коснется полосы. Ну, раз можно включить, то надо думать, что при исправном датчике можно и выключить перед взлетом. А вот можно или нельзя было вручную выключить реверс при случившейся неисправности так и не названного датчика не было сказано ничего!
Короче, пилот машинально начинает силой толкать вперед ручку увеличения тяги. Несколько раз ему это удается. Удается, наверное потому, что реверс самопроизвольно не только включался, но и выключался. Нашлись свидетели, которые видели, что створки реверса два раза открывались и закрывались. Пассажирский Fokker 100 рухнул через 25 секунд после взлета с высоты 15 метров. При этом реверс был включен, а оба двигателя давали полную тягу. Вот только левый двигатель тянул, а правый тормозил.
Кроме того, что включившийся на правом двигателе реверс тяги тормозил скорость, он вызывал правый крен и правый разворот самолета. Причем вызывал настолько сильно, что на невысокой скорости не хватало аэродинамической силы руля поворота, чтобы парировать поворот, и аэродинамической силы элеронов, чтобы парировать крен. С поворотом все понятно. Левый двигатель тянет вперед, правый назад, в результате самолет поворачивает направо. На низкой скорости аэродинамической силы руля поворота не хватает. С креном понятно не все. Из скрина экрана фильма, показывающего положение створок при включенном реверсе, видно, что верхняя створка отклоняет струю из сопла двигателя вперед и вверх, а нижняя – вперед и вниз. Наверное, действие верхней створки было сильнее, и отклонение струи из сопла вверх вызвало правый крен самолета. Причем настолько сильный, что его не удалось парировать элеронами.
Оговорюсь, что про правый крен и правый разворот – это все мои соображения. В фильме об этом не сказано ничего, кроме того, что они могли быть вызваны реверсом тяги правого двигателя, самопроизвольно включившемся на взлете.
В фильме обошли вниманием неисправность так и не названного датчика, из-за которого на взлете самопроизвольно включился реверс тяги на правом двигателе, но подробно изложили, как пилоту удалось увеличить тягу правого тормозящего двигателя. Пилот порвал трос, тянувший назад ручку управления тягой правого двигателя. Точнее не порвал трос, а силой расцепил замок, соединявший два троса в каком-то месте.
То есть, вместо того, чтобы просто ничего не делать, так как для взлета хватило бы тяги и одного левого двигателя при нулевой тяге на правом, пилот порвал трос, который тянул назад ручку газа, и вручную увеличил тягу тормозящего двигателя. Тем самым он помешал тянуть  левому двигателю, вызвал разворот, крен и довел самолет до катастрофы!
После катастрофы пилоты стали отрабатывать действия в случае самовольного включения реверса при взлете. Фирма Fokker модифицировала реверсоры и систему оповещения, чтобы пилоты получали сигнал, что створки реверса раскрылись при взлете.
Дополнительная инфа из Википедии: https://ru.wikipedia.org/wiki/Fokker_100
Нидерландская авиастроительная компания Fokker окончательно обанкротилась в марте 1996 года. Производство самолётов Fokker-100 завершилось в 1997 году, всего было произведено 283 воздушных судна. По состоянию на август 2006 года, 229 самолётов Fokker 100 оставались в эксплуатации у 47 авиакомпаний мира.
Вопросы:
1 Кто модифицировал реверсоры и систему оповещения на самолетах Fokker 100, если производитель самолетов обанкротился в марте 1996 года, а катастрофа произошла 31 октября 1996 года?
2 Почему авторы фильма так ничего и не сказали о причинах технической неисправности, вызвавшей самопроизвольное включение реверса тяги при взлете?
3 Правильно ли я подозреваю, что создатели этого фильма, вопреки другим фильмам этого документального сериала, не назвали отказавший датчик и не рассказали о характере его технической неисправности потому, чтобы не дискредитировать производителя авиадвигателей английскую фирму Ролс-ройс?


Рецензии