Прусс и рыцарь. Покорение Ульмигании - 35

В соавторстве с Валерием Сергеевым Орловским


         Эпилог

         Почти ещё двадцать лет сопротивлялись тевтонцам прусские племена. Летом 1283 года ландмейстер Пруссии Конрад фон Тирберг-младший, возглавив огромную армию, вторгся в Ятвягию. Крестоносцы, продвигаясь вглубь территории, не встречали сопротивления. Рыцарь Людвиг фон Либенцель, незадолго до этого попавший в плен к ятвягам, сумел войти в доверие к кунигсу Кантегерду и убедил его, а также и его людей, принять веру Христову. Кантегерд со своими витингсами добровольно сдались тевтонцам.
         В 1273 году были казнены Герк Монтемин и Глаппе Эрмландский (Вармийский). Имя Герка Натангенского было увековечено. Ныне в литовской Клайпеде находится улица Геркуса Мантаса (литовская интерпретация Герка Монте), а также в 1973 году Литовской киностудией был создан одноимённый фильм.
         1283 год считается годом полного покорения Пруссии. Ранее кунигс судинов Скуманд признал власть Тевтонского ордена и принял крещение. Его примеру последовали и другие прусские вожди. Последние из них присягнули на верность Ордену в том же 1283 году.
         Многие земли Ульмигании опустели, став дикими и безлюдными, а стихийные восстания местного населения, вспыхнувшие в 1286 и 1295 годах, были жестоко подавлены. Крестоносцы твёрдо удерживали захваченные территории, действуя по ставшей уже привычной схеме – покорённое население немедленно обращалось в христианство, несогласных убивали на месте. Одновременно прусские просторы заполнялись немецкими колонистами, прибывшими из далёких германских земель. Они селились около построенных крестоносцами замков, многие из которых впоследствии превратились в города и служили главными опорными пунктами германизации народов Ульмигании. Но люди, несмотря ни на что, сохранили часть своих обычаев и традиций.
         Уцелевшие пруссы постепенно ассимилировались среди германоязычного населения. Знатные пруссы полностью перешли на язык завоевателей примерно к исходу XIV века, но сельское население ещё некоторое время оставалось большей частью коренным. Считается, что последние этнические пруссы умерли в XVIII веке, во время бушевавшей на их земле эпидемии чумы.
         Жена Барта Локиса, Дуона, получив известие о гибели своих сыновей, на глазах близких начала таять, и скоро умерла от горя. Снохи же со всоими детьми, вновь вышли замуж и влились в другие семьи.
         Дочь Локиса, Пролис, всю жизнь прожила в поместье Грюнфельд. У них с Ансельфом родилось шестеро детей. Думала ли счастливая Пролис о своей далёкой, несчастной родине, о близких ей людях, глядя на своих неугомонных непосед, весело бегающих по берегу ручья? Конечно, вспоминала, и втайне от всех пыталась разговаривать с прусскими Богами, как прежде делал её отец. Для этого она уходила в лес, что раскинулся неподалёку от замка, находила в нём огромный вековой дуб и прижималась к нему телом. Возможно, Потримпо и передавал ей какие-то вести, но все они были грустными.
          Анна Грюнфельд прожила в достатке, в обществе любящего мужа и заботливых детей до глубокой старости. Её жизнь скрашивало общение с семьёй Йозефа Круца, хромого, шумного добряка, назначенного, как бывалого и вернувшегося из крестового похода человека, старостой ряда деревень, принадлежавших роду Грюнфельдов.
          Сам же Барт долгое время насыщал свою месть, поселившись возле дорог, ведущих к замку Бальга. Он неоднократно нападал на обозы и караваны, идущие в крепость и обратно, чем вызывал неподдельный ужас у комтура Бальги. Несколько раз из крепости отправлялись отряды, чтобы прочесать местность с целью обнаружения таинственного мстителя, но всякий раз они возвращались ни с чем.
          Однажды Локис, бродя возле побережья залива, наткнулся на группу ребятишек, тащивших из леса своего товарища, который получил серьёзную травму. Барт отправился вместе с ними в селение, где составил необходимые травяные сборы. Он помог малышу, а заодно и ещё нескольким страждущим. Да так и остался в этой деревне, спрятав подальше свой меч и исцеляя людей.
          Достоверно известно, что умер он в глубокой старости, и не на поле сражения. Известно также и то, что благодарные люди похоронили вайделота тайно, соблюдая основные обычаи своих предков, поскольку все знали, что тот от своей веры никогда не отступал.
          Но самое необычное случилось потом, когда тело старого жреца предали земле. Через год на его могиле вырос маленький дубок. Спустя десятилетия он окреп, раздался вширь и устремился ввысь... И вскоре получил собственное имя - Грюнвальдский дуб. Селение, возле которого был похоронен Барт Локис, в XIV веке получило название Людвигсорт, что в переводе означает «Местность Людвига». Но с 1946 года это - город Ладушкин Калининградской области.
          Самое интересное, что сей дуб до сих пор жив. К нему и сейчас приходят поклониться и попросить благословения влюблённые и молодожёны, и старина Гридиж... извините, Грюнвальдский дуб никому не отказывает в совете и помощи...
          Приезжайте и вы, посмотрите на него, прикоснитесь к его шершавой коре, послушайте, о чём шепчет листва старого великана. Возможно, вам сразу станет легче, и на многие вопросы у вас найдётся верный ответ.


КОНЕЦ

Калининград – Москва
сентябрь 2017 - январь 2018
 


Рецензии
Хочу выразить свою искреннюю благодарность соавторам, написавшим такую удивительную книгу!
Во-первых, за то, что открываете для читателей целый пласт малоизвестных сведений из истории средневековой Европы, а именно - противостояние пруссов захватнической политике Тевтонского Ордена. Чрезвычайно интересны многочисленные бытовые подробности, делающие повествование живым и ярким, а также описания реальных сражений и их участников.
Во-вторых, считаю весьма ценными рассуждения о моральных аспектах насильственной христианизации покоренных народов. Процесс не менее жестокий, чем при покорении Америки, но гораздо менее известный. И ставящий под сомнение основополагающие аспекты самой религии и ее носителей. В противовес ей, верования пруссов в стихийных богов и силы природы выглядят гораздо привлекательнее. В особенности, трогает за душу образ великого дуба Гридижалис.
Не могу не отметить достоверность и притягательность созданных соавторами образов главных героев повествования. Образ жреца-вайделота, Барта Локиса, до конца жизни сохранившего свои убеждения, может служить примером высоконравственной личности.
И все это увлекательное повествование сопровождается чудесными описаниями природы, неизменно радующими чувствительную душу и украшающими повествование.
А в целом хочется сказать, что если закрываешь последнюю страницу и ощущаешь сожаление, что эта история закончилась, значит книга удалась! Искренне хочу пожелать ей широкой известности и читательской любви!

Инга Риис   19.05.2018 21:32     Заявить о нарушении
Благодарю Вас, Инга. Мы сами словно пережили те времена,у меня постоянно была (и теперь осталась) уверенность в том, что всё, о чём мы пишем - было на самом деле.
А Ваш отзыв отошлю Валерию. Он страшно радуется Вашим рецензиям ))).

Хорошулин Виктор   20.05.2018 08:04   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.