Чина Гмелина

   Если  хотите стать  свободным, отправляйтесь ….  в Сибирь!  Так считали многие русские писатели. Чехов доехал до Сахалина. Какую сверхзадачу он для себя решал?   Гоголь в третьем, а может быть и во втором томе  «Мертвых душ»,  собирался сослать  Чичикова в Сибирь. Он и сам туда из теплого, ласкового Рима стремился, попросил друзей прислать  ему книги о неведомом крае. «Россия велика,- писал он друзьям,- экипаж, лошадь  и толика денег и езжай куда вздумается!» И первой прочитанной книгой, была книга на немецком языке столетней давности «Путешествия» Иоганна  Гмелина. С удовольствием литератора Гоголь книгу конспектировал,  узнавал и записывал в дневнике  новые слова – карагач (от  «кара» - черный), бурундук (полосатая белка). Не суждено, второй том он не дописал, Чичиков на своей тройке и до Казани не доехал, а вот Гмелин свою мечту и мечту Гоголя осуществил. Не смотря на все препятствия сибирских чиновников, он открыл для Европы новую страну, собрал огромный гербарий, написал «Флору Сибири», опубликовал четыре тома дневниковых записей. Он воспел природу Сибири и дал  такую хлесткую характеристику сибирской администрации, что Академия Наук отказалась переводить его труды  на русский язык. Не изданы они до сих пор, так, отдельные главы.  А жаль, было бы дополнение  к  «Ревизору». Впрочем, русское общество и Гоголя не жаловало, сатира никогда в чести не была. Известный путешественник Толстой-Американец  Гоголя предлагал бить кнутом и выслать в Сибирь.
   Гмелин, как и все ученые Великой Северной Экспедиции, стремился за славой первопроходца в сибирскую тайгу. В Северной Европе тайга тоже есть, с болотами, комарами, зелеными мхами и белыми лишайниками. В Сибири тайга не такая. Она светло-украшенная, эпическая.  Под деревьями-великанами цветут тысячи мощных,  высоких, ярких  трав. Цветы горят как фонари даже в солнечных лучах и один из самых ярких фонариков – чина Гмелина. Она в тайге не доминирует, содоминирует, как говорят ботаники. Но без чины Гмелина сибирская тайга не тайга.   Без чины Гмелина трудно представить кедровники, что сохраняют сибиряки у своих поселений, но особенно блаженствует она в горной тайге древнего Салаирского кряжа, что так скрупулезно исследовал Гмелин. Горы бережно хранят растение - реликта широколиственных лесов доледниковой эпохи. С радостью показываю я весной эту чину в нашем школьном заповеднике ребятам на экологической практике.
Все чины узнаваемы – с парноперистыми сложными листьями и цветком, толи мотыльком, толи корабликом с парусом и веслами. Но многие чины сами стоять не могут, цепляются усиками за соседей. Чина Гмелина не такая, стоит прямо, мощно, возвышаясь над другими травами. Кораблик чины Гмелина плывет сначала под бежевым парусом, а к концу цветения под оранжевым. Даже латинское название чины , Latirus, переводится как «очень красивый». Оранжевый цвет в сибирской весенней тайге главный. Горят оранжевые жарки-купальницы, горят чины Гмелина, а рядом в распадках еще белеет снег и на фоне снега кажутся цветы и зелень  особенно яркими. Купальницы словно армии клонов маршируют в долинах рек, тысячными толпами митингуют на опушках, а чина Гмелина ... царствует в лесах!
   Гмелин чину свою открыл, но не он стал крестным отцом, а другой немец, точнее австриец Карл Фрич. Фрич, живший более ста лет назад,  был не только ботаником, описавших сотни новых видов (это занятие становилось  уже скучным), но и микологом, специалистом по грибам. Это было веяние времени. Гораздо интересней изучать дружбу грибов и растений, а еще лучше растений и бактерий. Такое содружество называют симбиозом и волшебные клубеньковые бактерии бобовых растений  известны нам еще из школьных учебников. Толерантность, терпимость друг к другу,  разлиты в природе, вот так бы в сообществах людей! Сегодня симбиоз изучают уже не ботаники, а генетики. Генетики ищут у чины особые гены, которые так и называют – симбиотическими. Гены вырабатывают особые белки, позволяющие растениям и бактериям узнавать друг друга.  Вот странно. Растения купаются в азоте, в воздухе его больше всего, но этот азот  недоступен. Зато они легко добывают углерод и солнечную энергию. Вступая в симбиоз,  растения и бактерии  восполняют свои недостатки. И что интересно растения как и люди испытывают стресс, если условия не подходят, или нужных бактерий они в почве не находят. У чины Гмелина стресс снимается несколькими генами, позволяющими дружить с разными бактериями. Наверное, в будущем генетики научат дружить и другие растения, например, пшеницу, с клубеньковыми бактериями, а пока генетики дружат с сибирской чиной.
    Гмелин десять лет скитался по Сибири, почти как Моисей в пустыне. Сегодня все не так. Мы можем добраться до любого сибирского  уголка, сделать  выбор - полежать на южном пляже, или   отправиться  в  тайгу,  и потом  вспоминать великих русских немцев,  наслаждаться яркими, почти тропическими красками природы,  и задумываться над тайнами, что преподносят нам растения, такие как чина Гмелина. 


Рецензии
Чина Гмелина и на Урале обычное растение.

Вадим Светашов   27.04.2018 20:41     Заявить о нарушении
Но не в Европе! Все-таки сибирячка!

Юрий Панов 2   28.04.2018 03:02   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.