Корни неумелого общения

Как часто мы не понимаем друг друга.

Из-за неумения общаться-ссоримся, надолго замолкаем или демонстрируем свою боль через выплеск агрессии, бесконечные претензии и недовольство.
Тратим на эти состояния массу энергии, устаем.

Казалось бы в чём причина: в неумении или нежелании услышать другого и продолжить диалог?
Ясно и доступно выразить свои мысли?

А может в том, что все недомолвки и обиды складываем на полочку в морозильную камеру?
Замораживаем свои переживания и непроговоренные эмоции.
Закрываемся и делаем вид, что все в порядке?

Превращаемся постепенно в человека без ощущения радости.

В итоге иногда расстаёмся, так и не поговорив откровенно о самом важном и наболевшем.

За всем этим прячется наш страх.
А вдруг, не поймут?
Подумают, что...(варианты у каждого разные).

Вот так и создают люди между собой стену непонимания.

Где истоки формирования страха взаимодействия с другими?

Всё уходит корнями в детстко-родительские отношения.

Умеем ли мы сами слушать своих детей?
Что мы отвечаем им, когда у них есть желание пообщаться?
Как реагируем на их неуспехи и желание объяснить, почему так произошло?
Мы чаще слушаем, отвечаем или читаем нотации и нравоучения о том, как надо поступать?

Мы бесконечно их учим.
И это чаще монолог, чем диалог.

А эти коронные фразы:"Посмотри мне в глаза!
Молчи, когда тебе говорят!"
И тут же противоположное:"Отвечай, когда тебя спрашивают!"
Некая амбивалентность: все-таки молчать или говорить?

Ребенок научается не вступать в сомнительный диалог, потому что страшно быть неуслышанным и неверно понятым.

И вот когда мы, будучи взрослыми, понимаем, что дальше невыносимо переживать состояние монолога или неконструктивного диалога, то ищем возможности донести информацию до значимого человека через совместное посещение тренингов, консультаций, чтение книг, просмотр фильмов и их обсуждение ( замечательно, когда другой готов меняться), беседы о происходящем между двумя людьми.

Те, кто готов слушать выросли в семье с моделью принятия мнения другого и доверительных бесед с родителями , либо задали себе вектор отличный от того, что был в родительской семье.

Появилась внутренняя установка:"В моей семье будет иначе, потому что я хочу быть услышанным и увиденным!"

А для этого надо учиться разговаривать.
Строить диалог без претензий и обвинений.
Начинать с себя и своих ощущений.
"Я чувствую... Мне кажется, что... Я правильно понимаю... "

Ведь, другой иногда не догадывается о наших переживаниях и после откровенного разговора начинает смотреть на ситуацию иначе.

Сложно перестраивать устоявшуюся модель поведения в общении.


И только практический опыт и желание увидеть другого, помогают выстраивать разговор на одном языке.

Если один сопротивляется, то будет как в сказке К И.Чуковского " Ох, нелёгкая это работа - из болота тащить бегемота!


Рецензии
Хотел бы немного высказатьс про желание увидеть другого. Оно может иметь 2 природы. 1 тип происхождения этого желания состоит в корыстном умысле, а 2рой в альтруистическом. О первом, я думаю, говорить не надо. Что касается второго, то это желание должно быть осовано в том числе и на одной из составляющих восьмеричного срединного пути у буддистов - праведности намерений. Эта праведность подразумевает высокую решимость бороться за счастье людей. Я считаю очень важным подчеркнуть этот момент для всякого альтруистического желания.

С восхищением вашими исканиями!

Юра Швецов   29.04.2018 10:31     Заявить о нарушении
Юрий, благодарю Вас за отклик.:))
Интересная мысль о срединном пути.
На днях вернулась из путешествия, восхитились наскальным изображением Будды из сусального золота.
Ощущение благости и радости.
Согласна, что чувство любви и желание привнести счастье - важное понимание во взаимоотношениях с людьми.
Прежде чем что - либо произнести подумай, какую информацию несут твои слова?
Если объединение - говори.
Разрушение - ещё раз подумай и промолчи.И продолжай думать.

Софья Алдухова   29.04.2018 11:48   Заявить о нарушении
Тут я вспомню еще кусочек из китайской философии (именно конфуцианства) - важно идти по пути меньшего сопротивления. Также вспомню закон диалектики Гегеля о единстве и борьбе противоположностей. В любой системе существуют определенные противоречия, которые определяют ее изменение во времени. Когда что-то объединяется, то в любом случае происходит и разрушение того, что было прежде. Согласно Конфуцию все объединения должны достигаться минимальными потерями в самом крупном масштабе понимания утрат. То есть можно проиграть даже несколько битв, потерять больше людей в войне, но выиграть саму войну. И это гораздо важнее. Поэтому важно соизмерять в самом глобальом плане собственные потери с потерями в самом глобальном масштабе и быть готовым жертвовать малым ради самого важного. А вот грамотно выстроить иерархию порой очень сложно в современных условиях большого количества пагубных пристрастий.

Юра Швецов   29.04.2018 12:13   Заявить о нарушении