Колдовское дело Митрошки Хромого

Среди документов XVII века попалось мне розыскное дело о насылании злых духов неким «ведуном» Митрошкой Хромым.

Дело относится ко времени царствования Михаила Федоровича и датируется 1635-36 годами.

Текст интересен как оригинальным стилем языка того времени, так и своим содержанием, из которого, между прочим, можно вынести некоторые представления о социальных отношениях в Московском государстве.

Материалы дела колдуна Митрошки включают в себя довольно большое количество документов, но мы остановимся только на наиболее важных, поясняющих суть дела.

Чухломской помещик Григорий Горихвастов (Чухлома – городок в нынешней Костромской области) направляет на имя царя Михаила Федоровича челобитную, в которой жалуется на некоего Митрошку Хромого, мужика из деревни соседнего помещика, князя  Козловского.

«Царю государю и великому князю Михаилу Федоровичю всеа Росии. Бьет челом и извещает холоп твой Гришка  Горихвастов Галицкого уезду Чюхломския осады на княз Володимерова мужика Козловского деревни Нелидово на Митрошку Храмово».

Излагая суть жалобы, Григорий Горихвастов поясняет, что его «вотчинка», село  Михайловское, находится рядом с Нелидово, - деревней князя Козловского. В  Михайловском расположена церковь Архангела Михаила, которую посещают также и крестьяне из Нелидово.

Священник, служащий в церкви, нанял в пономари некоего нелидовского крестьянина Митрошку Хромого. Однако Горихвастов узнав от своих людей, что Митрошка «пущий ведун», распоряжается уволить его от этой службы.

С увольнения Митрошки с должности пономаря – и началась эта, весьма любопытная, на мой взгляд, история.

«И того государь, мужика Митрошку Храмова призвал было поп в мою вотчинку к церкве в понамари – пишет Горихвастов в челобитной. 
- Сказывали мои людишки, что тот мужик Митрошка ведун пущей и я холоп твой, ведая от церкви с пономарей отослать для ево чародейства, да чтоб в церкви Божьей осквернения от него не было,
и тот мужик за то, наслал в мое домишко нечистого духа, и по его, государь, насылке объявилося он у меня в горниченке в задней, учало бросать кирпичьем с печи и от потолоку, и людишек многожды било».

Уповая на Божью милость, Горихвастов велел в своем доме «петь молебны по многие дни и воду святить, и ладаном кадить, и псалтырь говорить, и людишкам велел жить не выходя.
И людишки, государь, мои - пишет в челобитной Горихвастов далее, - жили изсмогаючися терпеньем, многие биты до крови и хоромина, государь, и печь изломана и стены изобиты».

Тем не менее, после множества молебнов, «милостью Божьей шибать  перестало, а объявилось речь от нечистого духа, и не по один день сказывал  людишкам моим, что наслал ево в домишко мое тот мужик Митрошка Храмой, и делать де было  ему много зла, а загнала его сила Божья, и боитса  креста Господня, и иные, государь, многие мечты говорил.

И я, холоп твой, познав милость Божию, что святынею обличило бесовские мечты, и для подлинного уверенья приходил я, холоп твой, к той хоромине и слушал ете бесовские мечты. 
И РЕЧЬ ИС-ПОД ЛАВКИ БЫЛА ТОНКОВАТА И ГУГНИВА».

Расспросив крестьян про Митрошку Хромого, Горихвастов выяснил, «что тот мужик Трошка ведомой чароднейством своим многих портит и нечистых духов насылает, а сторонние де, государь, люди известить на него боятца, и для того, что в Галиче многие ведуны людей портят, а сыску про то и наказанья не бывало давно».

Челобитная Григория Горихвастова заканчивается слезной просьбой к царю:

«Милостливый государь, царь и великий князь Михаил Федорович всеа Русии, пожалуй, государь, вели того мужика ведомого ведуна взять из Галича и вели, государь, в том чародействе и в ином во многом ведовстве пытать, чтоб, государь, от таких бы отступных ведунов православной вере оскверненья не было и невинных бы душ разными порчами не мучил.  Царь государь, смилуйся».

Рассмотрев челобитную Горихвастова, московские дьяки направляют от имени царя  грамоту чухломскому воеводе Якову Головину с требованием арестовать колдуна Митрошку и держать его под арестом до дальнейших распоряжений:

«Ведомо нам учинилось, что в Галитцком уезде в Чюхломской осаде в княж Володимерове Козловсково в деревне Нелидове мужик Трошка Хромой ворует всяким воровством и ведовством промышляет.
И как к тебе ся наша грамота придет, и ты б княж Володимера Козловсково в деревню Нелидову ехал сам тотчас, а с собою взял  стрелцов и пушкарей и затинщиков и розсыщиков, а приехав в деревню Нелидово, мужика Тренку Хромово поймал, а поймав, посадил ево на Чюхломе в крепкую тюрму, сковав крепко, до нашего указу и велел того мужика беречь,  чтоб тот мужик ис тюрмы не утек и дурна какова над собой не учинил».

Воевода Головин отписывает царю о выполнении приказа:

«И я, холоп твой, по той по твоей государеве грамоте княж Володимера Козловского деревни Нелидово ездел и того мужика Митрошку Хромова изымал и, сковав в железа, в турму посадил до твоево государева указу. И велел беречь накрепко, и мне холопу твоему, что ты, государь, укажешь».

На чем дело и застопорилось.

Между тем, Горихвастов, недовольный тем, что розыск митрошкиного колдовства встал, направляет в Москву вторую челобитную, в которой пеняет, что воевода Головин, дескать, колдуна-то арестовал, а дальше никаких следственных действий не предпринимает, несмотря на явное «воровство» Митрошки:

«И по твоему государеву указу послана твоя государева грамота на Чехлому к Якову Головину, а велено того мужика, поймав, вкинут в тюрму. И ныне, государь, писал к тебе, государю, Яков Головин, что пойман тот мужик и вкинут в тюрму до твоего государева указу.

А розпросу, государь, ему еще не бывало, а воровство, государь, тово мужика и порчи бывали многими злыми статьями преже сего во многих местех.

И кормился тот мужик тем, что портил многих людей и насылал в домы нечистых духов, да хто ему даст откуп, и тех отвараживал...

А иные, государь, многие сказать не смеют, бояся впредь от того мужика порчи для того, что в Галиче про таких ведунов сыску и наказанья не бывало давно.

Милосердный государь царь и великий князь Михаил Федорович всеа Русии, пожалуй меня, холопа своего, вели, государь, послать с Москвы нарошно, ково ты, государь, укажешь. И вели, государь, тово ведомого и пущего ведуна взять из Галича, где ты государь укажеш.

И вели, государь, ево пытать нещадно во многом ево ведовстве и в порчах, чтоб, государь, впредь такое воровство не множилося и крестьянским бы душам невинного мученья не было.
Царь государь, смилуйся».

В комментариях к делу о митрошкиных зладействах указывается, что он умер в тюрьме, а среди документов содержится некий «список» (т.е. копия) с «росписи»  Дмитрия, сына Григория Горихвастова, составленный в Разрядном Приказе.

Список содержит полное описание злодейств колдуна.

«Во 144 году, генваря в 21 день.
Роспись Митрошки ведуна воровству, на кого он насылал нечистых духов.

Галицкого уезду Чехломской осады деревни Сандаловой сотника Прокофья Логвинова ко крестьянину к Гаврилу Терентьеву в дом наслал тот Митрошка своим ведовством нечистого духа, а словет нечистый дух по их ведовским мечтам кикимора.

И у тово крестьянина Гаврила по Митрошкиной насылке были в дому от нечистого духа многая пакости.

Да тот же Митрошка ведун наслал то ж деревни Сандаловой ко Прокофеву крестьянину к Микитке Петрову нечистово ж духа на лошаде.

Да на тово ж Митрошку являли племянники ево родные Честунка да Куземка: напустил де к ним дядя их Митрошка в коровье стадо нечистово духа, и стадо разогнал, и коровы пропали.

Тот же Митрошка Чехломские ж осады Григоревой вотчины Горихвастова села Михайловского попа Луки на паподью наслал нечистова духа,
и поподья БЕГАЛА БЕЗОБРАЗНО ПО МНОГИМ ДЕРЕВНЯМ,
и поп Лука бил челом тому Митрошке и посулил ему по ево запросу немалой могорец*), чтоб от его попадьи отворотил нечистого духа,
и тот Митрошка, тая от попа заплаты (?) по своему запросу, облехчил было попадье.

И как учал у попа прошать откупу по своему запросу, и попу заплатить было нечем, и тот Митрошка похвалился на попа при людях:
коли де ты не даш могорцу по запросу, и попадье де твоей шаловать по-прежнему;
и после того опять наслал на паподью нечистого духа, и попадья БЕГАЛА БЕЗОБРАЗНО  по-прежнему,
и поп того Митрошку, взял было его в пономари к церкве, и Григорей, сведав  про Митрошкино ведовство, велел его отослать от церкви, и Митрошка, реняся за то, наслал в Григорев дом нечистого духа, и по его насылке в Григореве дому были многие скорби и пакости, и какими мечтами было, и то писано в Григоревых челобитных.

А сверх тех именитых статей тот Митрошка различными порчами в Галиче многих людей устрашал.
И как по государеву указу будет Митрошке пытка об его воровстве, и в те поры будут на него и иные челобитчики в его ведовстве: и Григоревы люди, и галицкие крестьяне будут же его уличать».

Между прочим, в «росписи» указывается, что все митрошкины пакости известны еще с более ранних времен, когда  он жил за прежним вотчинником, «за немчином Томосом Романовым».

Немчин Томас, узнав о колдовстве Митрошки велел его выгнать из своей вотчины, «чтоб его слуху не было», но томасовы крестьяне, опасаясь мести ведуна его «не выбили, а после того продал Томос ту свою вотчину князю Володимеру Козловскому, и ныне князь Владимер об нем, Митрошке, государь, не бьет челом, ведая его ведовство» (т.е князь Козловский зная о митрошкиных делах, - должного значения им не придаёт)

Такие вещи странные творились в нашем богоспасаемом Отчестве в XVII веке.

-------
*) т.е. «магарыч», или «могарыч» — угощение (обычно с вином) по поводу заключения сделки. Его выставляет сторона, получившая прибыль.


Источник информации: http://www.vostlit.info/


Рецензии
Добрый день, Кузьма!

Очень необычная миниатюра. Вы предоставляете читателям уникальную возможность почувствовать то далекое время.
Возможности Митрошки, конечно, удивляют. Но еще больше впечатляет, что Горихвостов дважды пишет об этом самому царю. Значит, не могли «списать» Митрошку по-тихому. Интересно, что законность соблюдали. Спасибо!

С уважением, Александр

Александр Галяткин Юлия Фадеева   15.11.2018 10:46     Заявить о нарушении
Большое спасибо за отклик, Александр.
В серии "Моя Русь" есть еще несколько заметок о московской Руси, основанных на подлинных документах 17-го века.
Иные моменты в оригинальных документах, на мой взгляд, находятся в некотором противоречии с трактовками, обычно принятыми в околоисторических сочинениях.
Надеюсь, обобщив все это, представить кой-какие выводы о реальных социальных отношениях в московском государстве.
С уважением,

Кузьма Калабашкин   15.11.2018 14:05   Заявить о нарушении
Я прочитаю весь цикл «Моя Русь».

«Иные моменты в оригинальных документах, на мой взгляд, находятся в некотором противоречии с трактовками, обычно принятыми в околоисторических сочинениях».

На мой взгляд, речь идет об очень серьезных противоречиях. Я очень скептически отношусь к альтернативным вариантам истории, но абсолютно убежден в том, что были и есть много сознательных фальсификаций и заказных интерпретаций истории. Например, «Соборное деяние на еретика Арменина, на мниха Мартина» - доказанная мистификация. За неё никто до сих пор не покаялся, а ведь из-за этой мистификации погибло огромное количество русских людей.

«Надеюсь, обобщив все это, представить кой-какие выводы о реальных социальных отношениях в московском государстве.»

Это было бы очень интересно и полезно.

С уважением, Александр

Александр Галяткин Юлия Фадеева   15.11.2018 14:34   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.