Холопье, Холопово - топонимы

Все они называют себя холопами
(chlopi, Chlopn), то есть рабами государя...
Сигизмунд Герберштейн. Записки о Московии, 1549



1) Топонимика XIX века по Спискам населенных мест 1859-1914 гг. (данные не полные)

Холопово – Перемышльский уезд Калужская губ. Список населенных мест 1859 г.
Холопова – Малоярославецкий уезд Калужская губ. Списки, по сведениям 1859 г.
Холоповка (Гутнево) – Лихвинский уезд Калужская губ. Список 1914 г.
Холопье – Козельский уезд Калужская губ. Список населенных мест 1859 г.
Холопово – Тверской уезд Тверская губ. Список населенных мест 1859 г.
Холопова (2) – Ржевский уезд Тверская губ. Список населенных мест 1859 г.
Холопы – Зубцовский уезд Тверская губ. Список, по сведениям 1859 г.
Холопово – Александровский уезд Владимирская губ. Списки населенных мест  1859 г.
Холопово (2) - Вязниковский уезд Владимирская губ. Списки, по сведениям 1859 г.
Холопово – Подольский уезд Московская губ. Список населенных мест 1862 г.
Холопово (2) – Моложский, Ярославский уезды Ярославская губ.; список 1859 г.
Холопье старое – Моложский уезд Ярославская губ., по сведениям 1859 г.
Холопищево – Краснинский уезд Смоленская губ. Списки, по сведениям 1859 г.
Холопова – Бельский уезд Смоленская губ. Списки, по сведениям 1859 г.
Холопова (2) – Гжатский уезд Смоленская губ. Списки, по сведениям 1859 г.

2) Существующая топонимика (данные не полные)

Холопово — деревня в Александровском районе Владимирской области; изв. с 1859 г.
Холопово — деревня в Бабынинском районе Калужской области.
Холопово — деревня в Солигаличском районе Костромской области.
Холопово — деревня в городском округе Подольск Московской области.
Холопово — деревня в Касимовском районе Рязанской области.
Холопово — деревня в Гагаринском районе Смоленской области.
Холопово — деревня в Холм-Жирковском районе Смоленской области.
Холопово — деревня в Селижаровском районе Тверской области.
Холопово — деревня в Брейтовском районе Ярославской области.
Холопово — деревня в Некоузском районе Ярославской области.

Холопье — деревня в Няндомском районе Архангельской области.
Холопье — бывшая деревня Жирятинского района Брянской обл. около села Княжичи (с 1964 года — в составе д. Заречная); упом. в пер. пол. XVII в.
Холопье — деревня в Сухиничском районе Калужской области.
Холопье — озеро в Новгородской области.

* Холопий городок, Старый Холопий или просто Холопий — древнерусский торговый город (XIV—XVI вв.) на реке Мологе, позднее село Старое Холопье, Борисоглебское; затоплено при строительстве Рыбинского водохранилища.

3) Холопство - общественный институт не договорного типа
 
До монгольского нашествия (1240) отношения между  князем, его дружиной и  боярами в Киевской Руси строились на принципах вассалитета (отношения договорного типа), с разной степенью зависимости от князя каждой группы администраторов. Дружинники самой младшей  группы («детские») являлись фактически слугами князя, члены старшей дружины обладали правом голоса и оказывали влияние на принятие решений, а в случае возникновения противоречий могли отказаться от похода задуманного князем или изгнать  его (режим военной демократии).
 
В ходе монгольского завоевания дружинная организация Киевской Руси понесла катастрофические потери (примерно 2/3 князей, бояр, дружинников), среди родов московского боярства очень мало фамилий известных до нашествия. Для защиты от нападений монголов, центр Руси перемещается в лесные, речные и озерно-болотистые регионы северо-востока (Московская Русь), сюда начало мигрировать население с разоренных территорий, князья этого региона принимали беженцев на условиях полного подчинения.
Немногих выживших представителей старой знати из южных  княжеств наделяли землей с условием абсолютного повиновения (положить «живот» за князя); в любой момент по зову князя они должны были выступить «конно, людно (боевые холопы, были и такие) и оружно» (с XIII в.).

Для обслуживания князя и дружины существовала служебная организация (дворня, слуги, холопы), которая производила продукты питания, кормила, обшивала и одевала, вооружала, ухаживала за жильем и животными, холопы были также тиунами (управляющими хозяйством) и ключниками. Холопы получали содержание, жили при дворе или отдельно, имели свои хозяйства наравне с крестьянами, к  XV веку их численность по приблизительным оценкам составляла в разных уездах от 5 до 30% от крестьянского населения. Новая знать возникала на княжьем дворе, из княжих слуг (холопов)  привыкших к повиновению; их назначали администраторами в села и города, эти служивые люди позже превратились в дворян.

Дальнейшая централизация и объединение страны окончательно утвердила власть Великого князя, в русском обществе на всех его иерархических уровнях сложилась тенденция к отношениям недоговорного типа - «холопству», удельный князь называл себя холопом Великого князя, бояре были холопами князя, крестьяне – холопами бояр. Любой человек на территории Русского государства существовал благодаря «холопству», даже самые знатные и родовитые князья и бояре не были защищены Законом и находились в бесправном отношении по отношению к Великому князю или царю. Холопская зависимость нижестоящих чинов от вышестоящих организовывала общество, в деловом письме XV века стало правилом для служивого человека и родовитого дворянина   титулование себя «холопом», а великого князя — государем. Институт холопства был отменен Петром I в 1723, термин вывела из оборота Екатерина II, заменив его словом - поданные.
 
4) Существующая этимология

а) Викисловарь

Корень: -холоп-. Значение; истор. тот, кто находился в феодальной зависимости, раб; истор. подданный государя, находившийся от него в полной зависимости; устар. крепостной слуга; пренебр. несамостоятельный, раболепный человек, прислужник, приспешник кого-либо. Этимология – по Максу Фасмеру.
 
б) Этимологический словарь Макса Фасмера (ст. сокращена)

Холоп род. п. -а, холопай "холуй", укр. холоп, блр. холоп, др.-русск. холопъ, им. п. мн. ч. -и, род. п. мн. ч. -ей (моск. грам. XVI–XVII вв.; см. Соболевский, Лекции 198), русск.-цслав. хлапъ "холоп, раб", ст.-слав. хлапъ doulos, oiketis (Супр.), болг. хлапе ср. р., хлапак "мальчик", сербохорв. хлап, род. п. хлапа и хлап, словен. hlap "болван", чеш., слвц. сhlар "парень, мужик", польск. сhlор, в.-луж. khlор, khlорс "парень", н.-луж. klорс. Праслав. или прарусск. *хоlръ рано попало в лтш. kаlрs "холоп, работник"; см. М. – Э. 2, 144. Все существующие этимологии недостоверны. …

в) Шанский Н.М. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. М., 2004
Холоп. Общеслав. Исходное *cholpъ > холоп после развития полногласия и отпадения конечного редуцированного ъ. Этимология не установлена. Скорее всего, суф. производное (суф. -p-) от той же основы (кол-), что и др.-рус. холокыи "холостой", холостой.

5) Применение термина в русском языке

* Повесть временных лет (известна по спискам XV века): «ате и кормимъ зде ; а холопы наши и смерды выдаита ; и не послуша сего ; володарь».
 
*  Полная Василия Андреева сына Козлянинова на Федора Алексеева сына Ознобина с женой и детьми в пяти рублях, с регистрационной записью 1599 г. марта 27 в Холопьем приказе (1462-1478): «А подновлена польная (продажа в холопы) грамота и записана в Холопье приказе, лета 7107-го, марта в 27 день».

* Купчая грамота митрополичьего дьяка А. Иванова на деревню Воронино, селище Станичево и пустоши, Холопье Луке, Владимирского у., проданные митрополиту Симону Матвеем Шадрой и Иваном Коровой Микулиными детьми Соболева (1495-1511)
 «Се яз митрополич дьяк Афанасей Иванов сын купил есмь в дом пречистыа Богородици и святому великому чюдотворцу Петру у Матфеа у Шадры да у Ивана у Коровы у Микулиных детей у Соболева их отчину деревню… да и тот жеребей, что у них пахала мати их Марья у обеих вь их жеребьех в Володимерском уезде, в Холопье Луке, с луги, и с лесы, и з бортным лесом, и с всякими угодьи».

* Новгородская Карамзинская летопись. Первая выборка (1400-1450): «В Самарии же царствова Иеровамь, холоп Соломонь, иже створи две краве злате, и постави едину в Вефили на холме, а другую въ Ендан;, и рек: «Се бога твоя, Израилю»».

* Кахетинский царь Александр I. Верительная грамота, данная [кахетинским царем] Александром [I] послам Нариману, Дамияну и сопровождающему их чеченцу Хозе-Маруму, отправленным [в Москву] к великому князю [Ивану III Васильевичу] (1483-1491)   
«Ведомо бы было, что из дальные земли ближнею мыслью менший холоп твой Александр челом бью».

* Н. М. Карамзин. История государства Российского: Том 4 (1808-1820)
 
Открылись новые способы мены, новые торжища в России: так в Ярославской области, на устье Мологи, где существовал Холопий городок, съезжались купцы немецкие, греческие, италиянские, персидские, и казна в течение летних месяцев собирала множество пошлинного серебра, как уверяет один писатель XVII века: бесчисленные суда покрывали Волгу, а шатры ; прекрасный, необозримый луг Моложский, и народ веселился в семидесяти питейных домах.
 
6) Обобщение и вывод

Термин «холоп» необходимо рассматривать не только как обозначение группы зависимого крестьянства (так его обычно анализируют лингвисты), а скорее всего как термин-символ общественных отношений той эпохи. Он должен указывать иерархическую зависимость в цепочке общественных отношений: Бог – Великий князь (холоп Бога), удельный князь (холоп великого князя), боярин (холоп князя), крестьянин (холоп боярина). Начальный материнский термин (корень)  должен содержать в  своих значениях понятия: земледелец – слуга - служить -  преклоняться.
 
а) Макс Фасмер привел массу примеров истолкования термина «холоп» из разных языков, однако остановиться на каком-либо мнении не смог: «Все существующие этимологии недостоверны», такого же мнения придерживаются и современные комментаторы: «Этимология не установлена».
 
б) Как фамилия-прозвище «холоп, холопище» встречается с XVI века; см. Омастикон… С.Б. Веселовского.

Вывод
Целесообразно проверить связь термина ХОЛОП с лексикой иврита и библейскими образами.

7) Терминология иврита и библейские образы

а) Терминология

Преобразуем русский термин ХОЛОП в термин иврита (где гласные не пишутся) – русск. ХОЛОП = Х.Л.П., перевернём его, наоборот (в иврите письмо справа налево) = П.Л.Х., проверим корень иврита П.Л.Х. в словарях и в библейских текстах.

Логическая цепочка

* Русск. ХОЛОП = наоборот ПОЛОХ = без гласных П.Л.Х. (выплыл корень иврита) = ивр. П.Л.Х., ПАЛАХ вспахивать; ПАЛАХ крестьянин, хлебопашец, феллах.

Форма от корня П.Л.Х. – ПЕЛАХ, ПОЛЕАХ вспахивать, преклоняться, совершать богослужение, в общем виде – служение (господину, Богу).

Источник

* См. стронг иврита 6398 ПАЛАХ плуг, вспахивать, переход на стронг 6399 ПЕЛАХ служить
* См. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно, 1878, с. 381

б) Библейский образ

Термин П.Л.Х., ПАЛАХ применяется в значении СЛУЖИТЬ (Богу) в книге пророка Даниила (VII-VI вв. до н.э.). В еврейской традиции  Даниил не считается пророком, книгу относят к  Учительным писаниям.

* Даниил 3:12: «богам твоим не служат (ПАЛАХ), и золотому истукану, который ты поставил, не поклоняются».
* Даниил 6:16: «Тогда царь повелел, и привели Даниила, и бросили в ров львиный; при этом царь сказал Даниилу: Бог твой, Которому ты неизменно служишь (ПАЛАХ), Он спасет тебя!». Также применяется в стихах 3:14, 17, 18, 28; 6: 20; 7:14, 27.

Таким образом, топонимы Холопово, Холопье и др. производные образованы от социального термина «холоп» зафиксированного в древнерусской литературе и актах  примерно в начале XV века.  Термин «холоп» является транслитерацией (передача слова другой графической системой письма) еврейского корня П.Л.Х. со значениями: слуга, служить, служение богу.
 
13.5.2018 г.





 
 


Рецензии