2018. 04. 14. Показались подснежники. Коршуны
Никаких особенных изменений в лесу не наблюдается, разве что снег заметно подтаял. Тот, что лежит, светлеет сугробами на тёмной земле, да последние скорлупы плотного льда на солнечных тропинках исходят каплями в почву. Обнажились в лесу земляные муравейники — возвышаются рыхловатыми кочками среди оправы прошлогодних листьев и травяных пучков. Самих маленьких чёрных муравьёв пока не видать — холодно.
Из-за склона вылетел коршун, низко взял, хорошо различимы бурые перья со внутренними светлыми опахалами, завис надо мною, интересуются, зачем поднимаюсь в его угодья?
А я в это время изучаю степную подстилку. Возле скал среди сухотравья и мхов началось оживление: появились живые травинки, сизоватые розетки стевении, гномичьи кочажки проломника пушатся ворсинками. Китагавия байкальская прекрасно опознаётся по характерным «морковным» листьям, особенно по их пряному запаху, если примять зелень пальцами. Всюду проклёвывается голубоватая полынь, тоже ароматная, несмотря на то, что едва из земли показалась. Видны войлочные поросли вероники седой, особенно много её среди скал. Лапчатка бесстебельная с крошечными «земляничными» листьями смотрится особенно по-весеннему! Дружно выплывает из глины остролодочник — его листочки вострятся очаровательными миниатюрными лодочками с перламутровыми кантами с обоих сторон черешка-причала.
Гониолимон всегда молодец — едва сходит снег, наворачивает воронки кожистых салатно-зелёных листьев, не ждёт погоды.
А вот и цель моих поисков: первые бутоны подснежников! Пушистые цветочные почки, почти без стебельков, показались, пока совсем незаметные — на склоне обнаружила лишь несколько штук. Но те, что есть — с лесной орешек величиной, напоминают шмелиные брюшки, такие же мохнатые. Пробились среди очень плотной, но прогретой на солнце глины.
Пока разглядывала подснежники, на меня «налетела» огромная тень. Хорошо, что всего лишь тень! Ведь от такой гарпии (размах крыльев достигает 1 м 80 см!) с острейшими когтями и клювом-ятаганом можно и не увернуться! К счастью, случаи нападения на людей чёрных коршунов в наших местах не известны, а вот в Новосибирске во время вылета птенцов из гнёзд подобные акции зарегистрированы.
Вдруг замечаю боковым зрением оживление в небе. Поднимаю голову: невысоко над склоном из-за скалы появились три коршуна. Один чуть поодаль, сопровождает, а два с коротким надрывным клёкотом бросились друг на друга, но не сцепились, а зависли в манёвре на крыльях, уже в тишине, выставив клювы и когти — зеркальное отражение огромных птиц — впечатляюще смотрится, жаль, длилось недолго, не успела сфотографировать, какую-то секунду птицы были неподвижны, потом один полетел прочь, а другой, видимо, хозяин участка, его сопровождал. Неподалёку летел третий коршун, видимо, супруга хозяина. Это происходило молча. Далее пара развернулась к скалам, а к улетевшему коршуну присоединился другой, они потом вместе в пределах видимости круги совершали над Енисеем.
Коршуны делят участки, которых всегда не хватает, и сейчас активно патрулируют свои территории. В этот день я наблюдала одновременно шесть коршунов, парами нарезающих круги неподалёку друг от друга. Периодически раздавались их тревожные протяжные трели.
Трава на склоне сухая и тёплая, гладкая золотистая солома, на ней запросто можно хоть лежать, хоть сидеть, как на стогу сена — хорошо! Почти ежедневно бушуют ветра, обдают густым запахом тёплой влаги и свежести. Ветра настолько сильные, что сухие степные травы расчёсаны ими травинка к травинке и аккуратно уложены снизу вверх — наша степь теперь не клочкасто-лохматая, а очень даже оглаженная страстным весенним порывом.
С тропинки почти сошёл снег и лёд, разве что небольшой полоз лежит на тенистом подъёме скорлуповатого мокрого наста, который и настом-то не назовёшь — жидкий. Над тёплыми на солнце камушками тропинки изморно летает первая муха. Видно, что толком не понимает, проснулась она или ей это только кажется.
Вот и за Змеиным логом стаял на склоне снег, остались лишь редкие плешины.
Ветер, хотя и тёплый, но налетает могучими порывами, с угрожающим гулом — в это время коршунов в небе не видно. Но стоит ветру умчаться, как тут же появляются парящие силуэты. На скалах яркие пятна белого помёта коршунов. Хозяйские метки?
С третьей скальной гряды повсеместно в щелях и вокруг камней встречается хвойник — пыльно-бурый, даже слегка желтоватый, ещё не проснувшийся. Зато вокруг него прекрасно заметны удивительно свежего облика тугие перезимовавшие кочаны — горноколосник неспеша раздвигает плотно сдвинутые на зиму листья-чешуи, приподнимаясь над мхами и камнями. Не наглядеться на милые аскетические миниатюры под ногами, среди камней и глины! На все стороны не наглядеться!
За спиной, с обратной стороны склона, гулко шумит под ветром сосновый бор, под ногами каменистая степь над скалистым обрывом. Внизу узкая долина Лалетины среди таёжных хребтов. Прямо по курсу вдали — серебряная лента могучего Енисея с островами. Слева — величественные массивы Столбов венчают бледно-сизый горизонт.
Отсюда, сверху, с небольшой скальной площадки, можно наблюдать, как внизу, над долиной, парят коршуны — величественное зрелище, увлекающее настолько, что забываешь о времени, прямиком попадая в вечность. И сколько бы не прошло миллионов лет, здесь, рядом с великой рекой Енисей, всегда будут парить «местные орлы» — чёрные коршуны.
14.04.2018
*Останцы мергеля и долина Енисея со средней части хребта. Чёртов палец виден слева внизу. Где колесо обозрения, расположен Красноярский зоопарк. По зоологической коллекции «Парк флоры и фауны «Роев ручей» уступает только Московскому зоопарку.
Автор иллюстрации Ольга Немежикова
Свидетельство о публикации №218051700146
Юрий Панов 2 19.05.2018 05:39 Заявить о нарушении
Всякая прогулка на природу - как встреча с живой водой. И хочется, чтобы к ней ещё кто-то прикоснулся, через неё - с той живой водой, что течёт неподалёку, потому что красота - она или есть или нет в самом человеке, ищущий - обрящет!
Ольга Немежикова 20.05.2018 21:21 Заявить о нарушении