Царь - этимология

Боже, Царя храни!
Сильный, державный,
Царствуй на славу, на славу намъ!
Царствуй на страхъ врагамъ,
Царь православный!
Боже, Царя, Царя храни!
Гимн Российской империи (1833-1917)


Выделим главную мысль в тексте гимна -  Боже, царя храни, царь православный, державный. Всё остальное – определение державы (державности): царство стройное, к благу стремление, всех утешителю, правды блюститель и т.д. Очевидно, что речь идет об особом положении царя в государственной системе – он державный (абсолютный  правитель великой и единой страны), не по воле людей, а по Божьему  замыслу. Держава – сильное государство, страна независимая от воли других государств и их монархов, это и есть русская (библейская) государственная идея – Бог – царь - народ.

1) История

а) Первым правителем, принявшим титул «царь», был болгарский князь Симеон I (X в.).  В России титул применялся с 1547 по 1721 год, первым царём был Иван IV Грозный, а последним Пётр I Великий (далее император). Титул  в древнерусской литературе использовался  для обозначения римских и византийских императоров, в библейской  переводной литературе это титул правителей Израиля и Иудеи (царь Давид,  Соломон) и др. монархов Востока,  (перевод греческого слова vasilefs).

б) Н. М. Карамзин. История государства российского, т.8, гл. 3
 http://www.bibliotekar.ru/karamzin/65.htm

«С сего времени (Ивана Грозного) Российские Монархи начали уже не только в сношениях с иными Державами, но и внутри Государства, во всех делах и бумагах, именоваться Царями, сохраняя и титул Великих Князей, освященный древностию; а книжники Московские объявили народу, что сим исполнилось пророчество Апокалипсиса о шестом Царстве, которое есть Российское. Хотя титло не придает естественного могущества, но действует на воображение людей, и библейское имя Царя, напоминая Ассирийских, Египетских, Иудейских, наконец, Православных Греческих Венценосцев, возвысило в глазах Россиян достоинство их Государей. "Смирились, - говорят Летописцы, - враги наши, Цари неверные и Короли нечестивые: Иоанн стал на первой степени державства между ими!"
Достойно примечания, что Константинопольский Патриарх Иоасаф, в знак своего усердия к Венценосцу России, в 1561 году соборною грамотою утвердил его в сане Царском, говоря в ней: "Не только предание людей достоверных, но и самые летописи свидетельствуют, что нынешний Властитель Московский происходит от незабвенной Царицы Анны, сестры Императора Багрянородного, и что Митрополит Ефесский, уполномоченный для того Собором Духовенства Византийского, венчал Российского Великого Князя Владимира на Царство". Сия грамота подписана тридцатью шестью Митрополитами и Епископами Греческими».

в) А. Лакиеръ. Титула Государей России. Журнал народного просвещения. Санкт Петербург, 1847

«Итак, при Иоане III впервые выразился титул Государя Русского с означением: 1) того, что он Государь не Московский или Киевский, а «всея Росии»; 2)  что он Государь не по воле людей, не по завоеванию или наследству, а «Божиею  милостью».
 
г) Библейский образ царя по материалам ЕЭБЕ, ст. Царь

Мелех — титул, прилагаемый к высшему правителю государства, будь это великая страна, напр. Ассирия (II Цар., 15, 19), Вавилония (Быт., 10, 10), Египет (ib., 40, 1), или только город с окрестностями (Иош., 12, 9, 24). В высшем смысле Царем называется Бог (Псал., 5, 3; ср. I Сам., 8, 7), но возлюбленного правителя Бог называет Своим царем, т. е. царем Своего народа (Псал., 2, 6).

Ассирийский царь назывался "Великим Царём" (Исаия, 36, 4; по-ассир. scharru rabu), вавилонский — носил титул "царь царей" (Иезек., 26, 7; по -ассир. schar scharr;ni). По-евр. титул ... ("царь") стоит выше (САР "начальник"); по-ассир., наоборот, schar ("царь") — выше maliku. В Библии встречается титул Царь в соединении с названием данного народа (напр. — Ц. Моаба; — Ц. филистимиан) или в соединении с названием страны (напр. — Ц. Вавилонии; — Ц. Башана). …
(Царь) должен взять у священников копию Закона и всегда руководствоваться этим Законом, "дабы его сердце не возгордилось над своими братьями и он не уклонялся от исполнения заповедей". За это ему и его преемникам обещается долгое царствование».
Подробно смотри ЕЭБЕ:
2) Существующая этимология

Викисловарь
Корень: -цар;-. Значение: самодержец, единовластный государь, правитель страны; перен. хозяин, властелин.
Этимология
Происходит от др.-русск. цьсарь — в качестве обозначения визант. императора (ХI в.), др.-русск. царь «властитель, государь», а также название татарского хана (последнее — в грам. 1267 г.). Титул, принятый в 1547 г. Иваном Грозным. Ср.: укр. цар, болг. цар — титул др.-болг. правителей, начиная с царя Симеона (917 г.), сербохорв. ца;р. Поздним заимств. из русск. является чешск. саr, польск. саr «царь».
Источником этих слов является форма *cesarь «император»: др.-русск. цeсарь, ст.-слав. цeсарь (др.-греч. vasilefs, kyrios), сербохорв. цесар «император, кесарь», словенск. cesar (род. п. cesarja), чешск. cisar, словацк. cisar, польск. сеsаrz, — которая восходит через готск. Kaisar «император» к лат. Саеsаr. Окончание сближено вторично с суф. -аrь.
 Менее вероятно непосредственное возведение к лат. Саеsаr. Лат. слово не отражено ни в рум., ни в алб. Затруднительно семантически толкование из лат. Caesarius; сомнительно происхождение из готск. *Kaisareis; невозможно происхождение из ср.-греч. Kaisar (кесарь); ср.: кесарь. Сокращение цeсарь > *цьсарь имеет параллели в др. подобных случаях в титулах; ср., напр., англ. king, шв. kung «король».

3) Применение термина в русском языке

Национальный корпус русского языка

Термин «царь» часто применялся в переводах Библии, богослужебной и светской литературе.
* Библия. 1 Паралипоменон: «1 И посла хірамъ царь тирскій послы къ давіду, и древа кедровл, и здателей стeнъ, и древодeлей, да созиждутъ єму домъ».

* Библия. 2 Ездры: «37 И постави царь єгипетскій іоакіма брата єго царемъ іудеи и іерслиму.

* Стефанит и Ихнилат (1300-1500): «Царь индeйскый въпрашаше нeкоего от своих философ, глаголя: "Хощу, яко да притчею покажеши ми, како лукавый муж льстивый, посредe себe вложивъ, въ вражду предлагаеть, еже посредe нeкых составленную любовъ же и дружбу"».

* Житие Михаила Ярославича Тверского (1319-1320): «Блаженный же великий князь Михайло срeте его с вои своими, послалъ князю Юрию, рекъ: "Брате, аже тебe далъ Богъ и царь великое княжение, то азъ отступлю тебe княжения, но в мою оприснину не въступайся"».

* И.Т. Посошков. Книга о скудости и богатстве (1724): «Царь наш не купец, но самодержавный повелитель, как чему повелит быть, так и подобает тому быть неизменно и нимало ни направо, ни налево неподвижно. … Царь судья и подобен он Богу».

4) Обобщение и вывод

Мы выявили, что термин «царь» устойчиво применяется в русской литературе с XIV веке, по отношению к ханам Золотой Орды, русские княжества этого периода - вассальные территории Орды, государства-данники.

* Часто в русских переводах  Библии используется  устойчивое сочетание – царь (мелех) + название страны (земли). Например, царь Содомский, царь Гоморрский, царь Адмы, царь Севоимский и царь Белы, что логически  соответствует русскому словосочетанию – «царь всея Руси».

* В средневековой литературе встречаются названия европейских государств: Цара Молдовей, Цара Валахия, Цара Хунгария (Венгрия).
Какая связь? Перевернем термин ЦАРА наоборот (как в иврите) – ЦАРА = АРАЦ; у нас сразу же появляется рациональное понятие иврита. ЦАРА = наоборот ЕРЕЦ земля, страна, государство, область, нации, т.е. страна (земля) Молдавия, Валахия, Венгрия.

* В Повести временных лет используется терминология со словом «цесарь»: «поча цесарцарствовати», «Цесарюград», «цесарь-кесарь», термин «царь» не применяется, хотя используются понятия «царство» и «царствовать». Следовательно, в начальный период русской литературы термин «царь» уже сформировался, и  применялся к странам, где осуществлялось монархическое правление восточного типа, абсолютная власть в стране принадлежала одному лицу - царю.

В Византийской империи VII века и позже обычным титулом императоров были: «василевс», «император», «автократор», и др., термин «цезарь» как титул императора не применялся. Кесарь — в Византии до конца XI в. высший светский титул после императорского; жаловался предполагаемым наследникам престола.

Выводы

а) Термин «царь» сформирован на основе еврейского (ассирийского) слова САР (с-ц) вождь, князь (см. ЕЭБЕ, ст. Царь).
б) Термин «царь» сформирован методом обратного прочтения слова ЕРЕЦ (ЦЕРЕ) земля, страна, государство.
 
Значение: царь – владелец земли (страны, у Николая II должность – хозяин земли Русской). Основное богатство древнего мира – земля, вокруг земли вращалась вся древняя экономика, существование любого человека зависело от надела земли.  Царь выступает верховным арбитром в разделе земли между своими подданными на территориях.
Целесообразно рассмотреть титул в связи с терминологией сакрального языка иудеохристианства и библейскими образами.

5) Терминология иврита и библейский образ

а) русск. ЦАРЬ = ивр. САР начальник, правитель, вождь, князь, владыка владык.

Библейский образ

* Осия 3:4: «Ибо долгое время сыны Израилевы будут оставаться без царя (МЕЛЕХ)  и без князя (САР) и без жертвы, без жертвенника, без ефода и терафима».
* Даниил 10:13: «Но князь (САР) царства Персидского стоял против меня двадцать один день; но вот, Михаил, один из первых князей (САР), пришел помочь мне, и я остался там при царях (МЕЛЕХ) Персидских» (беседа с Ангелом).
* Даниил 8:25: «и при уме его и коварство будет иметь успех в руке его, и сердцем своим он превознесется, и среди мира погубит многих, и против Владыки владык (САР САРИМ) восстанет, но будет сокрушен - не рукою».

Источник
См. стронг иврита 8269, САР

б) русск. ЦАРЬ = наоборот ЬРАЦ = ивр. ЕРЕЦ земля, страна, государство, область, нации (народы); прозвище Израиля; т.е. иносказательно - владелец (хозяин) земли, страны.
 
Примечание
Произношение мягкого знака Ь (ер) в древнерусском языке неопределенно, одни исследователи считают, что это был сверхкраткий звук Е, другие – И.

Распространенный в Библии термин, применяется 2504 раза.

 См.  стронг иврита 776, ЕРЕЦ

Библейский образ

* Бытие 13:10: «Лот возвел очи свои и увидел всю окрестность Иорданскую, что она, прежде нежели истребил Господь Содом и Гоморру, вся до Сигора орошалась водою, как сад Господень, как земля (ЕРЕЦ) Египетская».
* 4-я Царств 19:11: «Ведь ты слышал, что сделали цари Ассирийские со всеми землями (ЕРЕЦ), положив на них заклятие, - и ты ли уцелеешь?».

Заключение

Таким образом, мы имеем два библейских термина, которые логически и лингвистически можно связать с русским словом-понятием «царь» -  абсолютный монарх, выступающий как владелец всех природных богатств на территории и в первую очередь земли (всё на земле).
 
* ЦАРЬ =  САР начальник, князь, вождь, в еврейском языке стоял ниже по сравнению с термином МЕЛЕХ царь, король. 
* ЦАРЬ = ЭРЕЦ (земля). В переносном смысле – страна (земля) принадлежащая одному правителю, земля - основное богатство в древнем и средневековом мире; царь дарил за службу - землю.

Скорее всего, термин «царь-ерец» указывает на верховного владельца земли (по воле Бога), все остальные социальные группы в государстве  выступают как «арендаторы» царской земли, т.е. владеют землёй (живут, существуют) «по милости царя».

17.5.2018 г.


Рецензии