X. Рассказ центуриона

   Рим, Форум, Курия Юлия
 
   Год 817 от основания Рима

  Слава Цезарю!
  Благородные Сенаторы, я явился сюда по вашему требованию для того, чтобы дать показания   
  по интересующему вас делу.
  Клянусь говорить правду и ничего кроме правды - да поразит меня молния Юпитера
  Блещущего, если я солгу!
  Мое имя Сергиус Ливий Янус и родился я в 759 году. Я римский гражданин и
  происхожу из древнего плебейского рода Ливиев. Мой отец был торговцем и доставлял
  в ночное время свежие фрукты и овощи из близлежащих латифундий на рынки Рима, но
  меня больше влекла судьба брата отца - Виктора Ливия, кавалериста римской армии,
  и по достижению мной 18-ти летнего возраста я вступил в 15-ый легион
 Аполлинарис, который стоял тогда в Карнунте, что в провинции Паннония.

  Благодаря отваге, умению и дисциплине, проявленных мной в боях с маркоманскими
  варварами, я получил звание центуриона уже в 23 года, а вскоре был переведен в
  провинцию Иудея, в Иерусалимский гарнизон. (Я получил стрелу в бедро и эта
  стрела сделала меня непригодным к 30-ти мильным переходам - так решил мой легат)
  Прокуратором Иудеи был тогда всадник Понтий Пилат, а командовал гарнизоном
  префект Марк Луций Макрон.
  В интересующее вас время, Благородные Сенаторы, от апрельских календ до нон
  786-го года, моя центурия несла караульную службу в городе и в гарнизоне. На
  тот момент в городской тюрьме находились трое преступников, которых прокуратор,
  бывший как раз в Иерусалиме, а не в Кесарийской резиденции,
  приговорил к смертной казни. Все это были местные - одного
  звали Йешуа из Назарета, двух других -  Дижман и Гестас. Не удивляйтесь,
 Высокочтимые - у меня с детства исключительная память на имена!
  Дижман и этот третий были известными в провинции разбойниками и убийцами и в
  полной мере заслужили быть распятыми на кресте, клянусь Плутоном Неумолимым!
  Что же касается Назаретянина, то это был нищий бродяга, философствующий оборванец,
  коих немало ходит по дорогам империи...
  По мне, так пусть бы он жил, бродил и философствовал и дальше - от них ведь вреда
  никакого, но на смертной казни настояли первосвященники, и Пилат пошел навстречу
  их просьбе, дабы не усложнять и без того сложную обстановку в городе.
  Первосвященники имели непререкаемый авторитет у иудеев и от них во многом зависели
  народные настроения, а нам ведь что важно? Чтобы покоренные и взятые под сень
  крыла Аквилы народы спокойно жили и работали, а главное, вовремя платили налоги в
  казну!

  В общем, прокуратор решил так и не мне, простому центуриону, обсуждать приказы
  командиров.
  Однако я отвлекся, да простят меня Уважаемые Сенаторы!
  Префект Макрон приказал мне лично проследить за исполнением казни, дабы работа
  была сделана надлежащим образом. Вы ведь знаете, Высокочтимые, что не всюду в
  провинциях есть должности эдилов и вигилов, и исполнение наказаний входит в
  обязанности легионеров, находящихся в карауле, кем я и был с моей центурией в тот
  день. Я выбрал один контуберний из центурии, возглавил его и направился к тюрьме.
  Мы вывели преступников во двор, связали всем троим руки за спиной - на случай,
  если по дороге вздумают бежать и начали наш путь к месту казни - холму, который
  иерусалимцы называют Голгофой.
 
  Здесь я должен пояснить: сейчас по Риму ходят слухи, что во дворе тюрьмы легионеры
  избивали Назаретянина и других цепями и плетьми, насадили ему на голову терновый
  венок с острыми шипами и издевались всячески... Это ложь! Слухи эти намеренно
  распространяют последователи философа, кои называют себя христианами и коих сейчас
  в Риме уже три тысячи или более того. Мы воины, а не палачи! Мы убиваем в бою
  врагов, а не истязаем безоружных!
  Говорят также, что солдаты заставили осужденных тащить на себе кресты,
  предназначенные для экзекуции, но это полная чушь! Кресты уже находились на
 месте казни - капитальные, складывающиеся к земле и многократно, и не один год
 использовавшиеся до того. Каждому распятому по новому кресту, каждому
 обезглавленному по новой плахе? Где взять столько леса в пустынной Иудее?
 Такую роскошь могут позволить себе только галльские и германские друиды, ха-ха!
 Пусть простят мне Высокородные эту грубую солдатскую шутку!
  Правда однако, что Гестас в пути и на месте казни вел себя скверно, кричал,
  оскорблял нас на греческом языке и плевался, за что и получил несколько пинков и
  зуботычин от моих легионеров, и поделом!
  Назаретянин же вел себя смиренно и лишь изредка бормотал что-то на арамейском,
  который я почти не знаю. Я не понимал ничего из его бормотаний, да меня это
  нисколько и не заботило...

  Если Уважаемые Сенаторы позволит мне сделать предположение, то я думаю, что приверженцы
  этой странной секты придумывают все это, чтобы представить этого человека,
  которого они называют сыном какого-то бога, в ореоле мученика, великого страдальца.
  На самом же деле Йешуа страдал не более, чем тысячи и тысячи распятых до него,
  и даже менее, но я забегаю вперед...
  Во время движения наш конвой сопровождала небольшая процессия - примерно дюжина
  мужчин и три женщины. Вели они себя вполне миролюбиво, не выказывая никакой
  враждебности и я позволил им идти следом, а также присутствовать на казни.

  Кресты лежали на земле. Я дал команду моим парням развязать преступникам руки,
  раздеть всех троих до набедренных повязок и вязать их теми же веревками к крестам.
  Здесь я должен еще раз отступить, дабы сделать необходимое пояснение - с позволения
  Справедливейших: сектанты почему-то считают, что пророк их был прибит к кресту
  железными гвоздями. Они даже придумали название для ран от гвоздей - стигматы.
  Я думаю, что слух этот распускается с той же целью, которую я уже назвал.
  Свидетельствую: и Назаретянин и другие были привязаны к крестам веревками, клянусь
  Митрой!
  Ведь даже глупейшие из ничтожнейших в отдаленнейшей провинции рабы понимают, что
  драгоценное железо нужно для изготовления гладиусов и пиллумов во славу империи!
  У Уважаемого Сената может возникнуть вопрос - откуда я так хорошо осведомлен о
  христианах и их вздорной болтовне? Рим полнится слухами, а кроме того, мои соседи
  сверху, молодая пара с младенцем, тоже позволили завлечь себя в эту секту.
  (Я снимаю скромную квартирку на втором этаже одной из инсул Субурры.)
  И еще один слух, распространяемый этими лживыми людьми, который я хочу
  опровергнуть, здесь и сейчас - перед лицом Справедливейших:
  Эти собаки утверждают, что командир легионеров(то есть я!) пред тем, как поднять
  кресты, напоил Назаретянина уксусом, выжатым из губки, чтобы увеличить его
  страдания, приносимые жаждой...
  Клянусь Юноной Милосердной - это неправда!
  Да отсохнут языки тех, кто повторяет сию гнусную ложь!

  Наказуемые были привязаны к крестам и я дал знак поднимать их. Кресты подняли,
  надежно зафиксировали и забили втулки. В этот момент начали громко голосить и
  причитать все три женщины.Так, что мне пришлось прикрикнуть на них и пригрозить
  удалением с холма, если они не заткнутся. Одна из них была старая - лет пятидесяти
  или более, вторая - немного моложе, третья - лет двадцати. Я не знал тогда, кто
  они и как их звали...  Честно говоря - мне и дела до них не было. Впрочем так же
  мне не было дела и до дюжины мужчин разных возрастов, которые стояли группой чуть
  дальше женщин и негромко переговаривались меж собой, глядя при этом на своего
  учителя. (Так они его называли, если я правильно понял это арамейское слово.)
  Были еще двое из первосвященников, стоявшие отдельно от других. Имен их я не
  знаю.Они пришли для того, чтобы убедиться лично в смерти Йешуа - Макрон
  предупредил меня об этом. Они тоже что-то говорили, обращаясь к Назаретянину, но
  я почти ничего не разобрал из их арамейской тарабарщины. Хотя у меня создалось
  впечатление, что они насмехаются и злорадствуют...
 
  Гестас и на кресте не переставал браниться, второй разбойник молчал, а
  Назаретянин вдруг сказал по-гречески, внятно и достаточно громко - так, что я
  услышал и понял: “Прости их, Господин, ибо не ведают они, что творят“, при этом
  обратив свой взор к небу. Впрочем, я не могу поручиться за точность изречения -
  более тридцати лет прошло с того дня, черные воды Стикса текут неумолимо и Аид с
  Персефоной поджидают всех нас, смертных, на другом берегу...
  Да простят меня Благородные за это маленькое поэтическое отступление!

  Было жарко, солнце пекло нещадно - как почти всегда в этой проклятой провинции,
  и я понимал, какая долгая и мучительная смерть ждет казненных. Я всегда
  хладнокровен и невозмутим на службе, но мне почему-то стало жаль Назаретянина -
  ведь он не заслужил такой смерти! Вся вина его была в том, что в своих речах он
  называл себя сыном иудейского бога - какая малость! С точки зрения Римской
  Юстиции это не стоит и выеденного яйца, но упрямые и фанатичные в своей вере
  иудеи... Мы несем им просвещение, акведуки с чистой водой, мощеные камнем
  дороги, термы, латрины и канализацию, закон и порядок, а в ответ получаем лишь
  злобу и ненависть... Клянусь Аполлоном Солнцеликим, я не понимаю этого!

  Внезапно я поддался этому недостойному легионера чувству и сделал почти
  неуловимый жест рукой - вот так - солдату, стоявшему ближе всех к кресту с
  Назаретянином. Лонгин (кажется, его звали так) понял мой жест, сделал шаг к
  кресту, поднял копье и ткнул острием его в бок несчастного философа. Женщины
  вновь заголосили, но на этот раз я не стал мешать им.
  Кровь из-под ребра Йешуа потекла обильно и он быстро начал слабеть...
  Он успел еще что-то проговорить на своем языке, глядя на старшую из женщин, она
  ответила ему, но я опять ничего не понял...
  Затем голова его поникла, глаза закатились, ноги соскользнули с опоры и тело
  провисло. Для него все было кончено.

  Я велел женщинам подобрать с земли все одежды, назначил караул из двух легионеров,
  Марцелла и Корнелия, и направился с остальными в казарму. По прибытии
  я подробно доложил обо всем префекту Макрону, сменил посты в гарнизоне, а потом
  пошел на два часа спать. Вечером, с первой ночной стражей, настала очередь другой
  центурии заступать в караул. Когда мои парни, оставленные часовыми на Голгофе,
  сменились и вернулись в казарму, то рассказали мне, что все прошло спокойно, все
  остальные участники события разошлись вскоре после нашего ухода и никто их больше
  не беспокоил, исключая нескольких зевак, забредших поглазеть на казненных.
  Разбойники были еще живы...
  Поскольку моя центурия освободилась от стражи, то об этом деле я больше
  ничего не знаю. Клянусь Капитолийской Триадой, я сказал все, что знаю и добавить
  мне нечего!
  Правда, потом я узнал, что труп Назаретянина был похищен, его искали, но
  безуспешно...
  Я не имел по службе отношения к этому происшествию и достоверно сказать что-нибудь
  не могу.

  Через год я получил новое назначение в Лузитанию и прослужил, несмотря на мою
  легкую хромоту, верой и правдой с оружием в руках при императорах Тиберии,
  Калигуле и Клавдии во славу нашей империи, пока не был с честью уволен по выслуге
  лет - но никогда больше людей, упомянутых мной здесь, не видел.
  Я благодарю Уважаемых Сенаторов за уделенное мне время и терпение, а также за
  оказанное доверие.
  Слава Цезарю!


 
   
   


Рецензии
Здравствуйте, Серж!

Перечитываю постепенно Ваше произведение. Неспешно и более внимательно, чем при первом чтении. Вопросы возникают и Вы, наверное, догадываетесь, какие. Но главное всегда - объективность и справедливость. Поэтому, если Ваше творение мне по душе, то вопрос к себе самому - почему?

Отвечаю себе и Вам (в дополнение к сказанному прежде в общем отклике). Принцип Оккама (лезвие Оккама) должен всегда быть главенствующим, если мы не хотим становиться фантазерами. У Вас этот принцип прослеживается во всем тексте.
Другое - очень естественное бытописание. Это талант - написать так, чтобы история двухтысячелетней давности воспринималась "как на экране".

Пока столько. Не исключаю, что напишу еще отклик-комментарий.

Спасибо Вам и всего самого доброго.
С уважением,

Дмитрий Новиков Винивартана   22.02.2023 02:13     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Дмитрий!

Вы назвали мои работы одним словом <произведение> в единственном числе, чему
я приятно удивился. Я хотел бы, чтобы это была повесть и работаю над этим, но
у меня не очень получается - на мой взгляд, выходит какой-то сборник рассказов,
обьединенных одной темой, а этого мало для повести. Но вот появились Вы и вдохнули надежду.)
Что касается "бритвы Оккама" - я пытаюсь представить себя на месте героя и
действую так, как поступил бы он - обычный легионер, трудяга того времени, у
которого и без того болят натруженные ноги, т.е. логично, практично, с минимумом
затрат...

Благодарю Вас за столь высокую оценку моих стараний, Дмитрий!
С уважением,

P.S. Что значит Винивартана?

Серж Левен   22.02.2023 11:35   Заявить о нарушении
Не уверен, смогу ли дать Вам дельный совет насчет превращения этого сборника новелл в повесть. Но если Вы не против, выскажу собственное мнение и то, как воспринимаю Ваш труд.

Лично меня совершенно устраивает такая композиция. Гораздо больше, чем устраивала бы повесть, в которой, как мы понимаем, должна быть сквозная сюжетная линия, какая-то интрига, кульминация, развязка и проч. Я, впрочем, не литератор и могу что-то неверно здесь сказать - Вы уж меня простите великодушно. Таким образом, повесть сместила бы внимание читателя в сторону тех или иных частных обстоятельств и судеб героев, что с неизбежностью погрузило бы нас в их личную жизнь и обыкновенных в таких случаях чувств и эмоций. За примером далеко не нужно ходить - "Quo Vadis" Сенкевича. Прекрасное, выдающееся произведение. Очень о многом мне рассказало в свое время. Жаль, что очень давно не перечитывал и многое выветрилось из памяти. Но это все же роман, художественное произведение и у него другая задача. Я не хочу сейчас как-то сравнивать, но невозможно не сказать, что Ваши новеллы читаются практически как документальный рассказ (на стыке рассказа и летописи). Да, присутствует авторский домысел, авторская интерпретация, авторское отношение к своим героям, наконец.

Я уже говорил, чем мне близко Ваше повествование. Скажу еще - это приверженность фактам, сдержанность стиля, прекрасное бытописание, проникновение в душу своих героев - в общем получается весьма реалистичная и вызывающая доверие картина той эпохи. Повторюсь - я оставляю сейчас в стороне какие бы то ни было околорелигиозные дискуссии - они отдельный разговор и непростой. Может быть, мы с Вами когда-нибудь обсудим и это, но не сейчас. Хорошо бы, конечно, с кувшинчиком доброго неразбавленного водой "фалернского" ))

Таким образом, если Вам хотелось бы знать мое мнение, Ваше произведение можно дополнять и, если угодно, совершенствовать, но не на путях повышения его "художественности" (т.е. превращения в повесть или роман), а, пожалуй, лишь говоря языком техники, повышая кое-где историческое "разрешение" (как в оптических системах) - делая картины и образы более подробными, более различимыми в деталях. Где-то - добавляя связности между отдельными эпизодами Римской и Евангельской истории. Но даже это не такой уж императив. То, как Вы написали - уже очень хорошо.

Надеюсь, я не наговорил Вам здесь явных банальностей. Хотелось бы знать, что Вы о сказанном думаете. К критике собственных мыслей я совершенно открыт.

В ответ на Ваш вопрос, что значит Винивартана - это санскритское слово, означающее "возвращение". विनिवर्तन - так пишется на "Дэванагари".

Спасибо Вам еще раз. Рад нашему обсуждению и общению.
Всего Вам доброго.
С уважением,

Дмитрий Новиков Винивартана   22.02.2023 23:59   Заявить о нарушении
Большое спасибо, Дмитрий, за столь развернутые соображения!

Они ценны для меня и заставляют по-новому взглянуть на то, что я делаю и чего,
собственно, хочу добиться...
Я знаком с романом Сенкевича, хотя, как и Вы, давненько уже, но мысль Вашу понял:
там, на фоне Рима I-го века, красной нитью проходит романтическая история
любви двух молодых людей. Бесспорно, она доминирует и затмевает события,
происходившие в Риме в то время и имевшие колоссальное значение впоследствии...
И здесь Вы совершенно правы - это не моё. Я сухарь, как называет меня жена.
Кстати, она периодически просит меня именно об этом - включить в рассказы
эмоциональную
составляющую, любовь-морковь и шуры-муры.)))
Вы помогли мне определиться - без преувеличения, и я остаюсь со сборником новелл.
Что касается сакральной, религиозно-мистической половины всей этой истории, то
я сознательно ухожу от нее, игнорирую. Вы заметили, что я - реалист до мозга
костей, никак не философ! У меня просто мозгов не хватит, грубо говоря,
дискутировать с Вами в теологическом пространстве. (Я прочитал пару Ваших работ и хотел откликнуться, но не смог на должном уровне...)

Тем не менее, мне тоже очень приятно общаться с Вами!
Здоровья Вам и удачи, Дмитрий!



Серж Левен   23.02.2023 13:26   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Серж!

Если наше обсуждение хоть в чем-то поможет Вам - буду очень рад. Ваши новеллы очень притягательны для меня и, думаю, я еще буду их перечитывать. Такое не часто случается - когда хочешь вернуться к уже прочитанному. Но Вы создаете какую-то особую атмосферу, я бы сказал - атмосферу присутствия, в которую, раз "окунувшись", уже не расстаешься с ней.

То, что Вы сознательно уходите от "сакральной, религиозно-мистической половины всей этой истории", я не только понимаю, но и в данном случае поддерживаю Вас в этом. Дело в том, что мне самому претят иные псевдохристианские рассуждения о том, чего не понимают (а правильнее сказать - не хотят понимать) многие из так называемых "христиан", для которых удобнее что называется "сидеть на двух стульях" - и перед Богом выглядеть праведными, и в миру ничего своего не упустить. И будьте уверены, что если бы мы с Вами затронули тему христианства, то Вы во мне нашли бы не человека с готовыми ответами на все вопросы, но сомневающегося и ищущего собеседника. И, разумеется, ни о каком моем "превосходстве" в области теологии не может быть и речи. Если я что-то и пишу на эту тему, то исключительно глубоко лично пережитое и выстраданное. При этом все же обязан сказать, что я также, как и Вы, реалист с тем, однако, что мой реализм действительно несколько иного свойства, нежели у Вас. Но это уже другая тема. Сейчас же я от всей души хочу, чтобы реализовались Ваши творческие планы. Если смогу в чем-то быть Вам в помощь - буду только рад.

С уважением и наилучшими пожеланиями,
Дмитрий.

Дмитрий Новиков Винивартана   25.02.2023 00:38   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.