Фотография из старого чемодана

Хочу рассказать про фотографию размещенную здесь. Наш семейный фотоархив много лет хранился в чемодане. Недавно мы решили навести там порядок. Перебирая фото, я увидел  снимок 1904 года. На нем женщина и трое детей.

Я вспомнил,  бабушка мне говорила, – это ее педагог по вокалу – Людмила Александровна Рончевская. Бабушка, как и ее мама,  имела от природы хороший голос. С детства пела в церковном хоре. У нее была мечта – стать профессиональной певицей. Бабушка стала брать уроки у Людмилы Александровны. И, наконец, после нескольких лет занятий она выдержала конкурс и поступила в Ленинградскую хоровую капеллу. И всю оставшуюся жизнь, вплоть до выхода на пенсию работала там.

Поступление в Капеллу изменило ее жизнь. Появился новый круг общения и возможность заниматься любимым делом. Бабушка всегда  тепло и с очень большим уважением вспоминала Людмилу Александровну. Она была для бабушки, молодой женщины приехавшей в Питер из далекого провинциального городка еще и учителем-наставником жизни, человеком, который ввел ее в мир петербургской культуры. Занимаясь у Людмилы Александровны, она подружилась с другими ее ученицами и с дочерью Л.А. - Людмилой Алексеевной.

Я знал, что муж Л.А был военным врачом. Поискав информацию в Интернете я узнал, что его звали Алексей Данилович Рончевский (24.X.1855 – 19.XI.1915). Он был главным хирургом во Владивостокском военно-морском госпитале, а затем руководил военным госпиталем в Петербурге,  был председателем Общества изучения Амурского края в 1904–1908 годах,  заведовал Морской библиотекой.

Я подумал – если эта фотография пропадет, будет жалко.  Какая-то подробность прошлой жизни исчезнет. И я разыскал людей-энтузиастов занимающихся историей  военной медицины и одному из них (Алексею Челомбитько) переслал  отсканированную фотографию.  Меня поблагодарили, но заметили одну странность-несостыковку - на  фото 1904 года трое детей. Людмила Алексеевна, родившаяся через 3 года, в 1907 –  тогда  должна была бы стать четвертым ребенком в семье. Но согласно  списку медицинских чинов 1904 года у Рончевского было трое детей. В списках  1912 года  - все ровно то же самое -  "женат, 3-е детей". Никакого четвертого ребенка.  Я засомневался - не подвела ли меня память? Но нет, я точно помню бабушкины рассказы. Через пару дней пришло еще одно письмо: Алексей Челомбитько писал

«Мой коллега Алексей Емелин решил секрет вашего фото.

Он пишет: "...Вы совершенно правы, на фотографии не Людмила.
Дети: Елена (13.01.1893), Константин (10.10.1894), Вера (04.11.1899), Людмила (23 марта 1907).

Вера есть в списке на 1904 г., но её нет в списке на 1911 г., [но там уже есть Людмила].  Вот поэтому в печатных списках общее количество детей - 3 - и осталось неизменным..."

Т.о. на фотографии Рончевских  дети: Константин, Елена и Вера, которая, видимо умерла в промежутке между 1904 и 1911 годами.»

Вот такая история приключилась с фотографией из нашего старого чемодана.


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.