Нигер. Ч-7. Тахау - африканская терра инкогнита

Ещё в дороге меня предупредили, что в Тахуа все двухместные номера с одной спальной кроватью. В последующем выяснилось, что это прикол не только в Тахуа, но и по всему Нигеру. Всю дорогу мне с моим попутчиком приходилось спать на одной кровати.

 К счастью Вадик оказался тихим и мирным представителем питерской интеллигенции и на мою честь не посягал. Если раньше говорили, "я бы пошёл с ним в разведку", то теперь в терминологии путешественников, думаю, правильнее всего говорить, " я бы с тобой в Нигер поехал...".

Кстати, сам отель Тарка оказался вполне приличной трёшкой. Забегая вперёд, отмечу, что я был честно и искренне удивлён уровнем нигерских отелей. Кто едет в Нигер, непонятно, но отели здесь вполне приличные, однокроватные, и, самое главное — отнюдь не дешёвые.

Повар в Тарки оказался медлительным профессионалом. По всей видимости, толпа из 20 человек его попросту озадачила. Меня же в тот вечер более всего поразило обилие саранчи. В одном из уличных туалетов дверь была не закрыта, и саранчи там, на раковине, на унитазе, на полу и на стенах собралось видимо-невидимо. Стены и пол в буквальном смысле шевелились. Подобного я никогда не видел.

Жаль, но утром все эти твари дрожащие разбежались. Я думал, мне удастся сфотографировать подобное месиво. Однако, нет, насекомые в большинстве своём исчезли. Позавтракав, я прикинул, что до выезда из отеля целых 2 часа и потому решил прогуляться по городу.

Отель находился на окраине. Я его на всякий случай сфотографировал и отправился изучать город. Кроме колоритной нищеты, ничего интересного рядом не было. Дорожные рабочие что-то уже своими тракторами ковыряли, стараясь, как можно больше успеть сделать до жары, но сам город ещё только просыпался.

Всевозможной спецтехники в Тахуа довольно много. Подобное не удивительно, ибо вчерашний дождь оставил после себя большие лужи, глядя на которые, вспоминалась наша родная российская глубинка, где передвигаться проще всего именно на тракторе.

Проходя мимо людей, я со всеми здоровался и они мне отвечали. В какой-то момент рядом притормозил мотоциклист. Молодой парень поприветствовал меня, предложив сесть сзади него. Он довёз меня до ближайшего перекрёстка.

Я же, интуитивно почувствовав, что человек он вполне надёжный, показал ему мелкую денежку, знаками предложив, прокатить меня по городу.

Уговаривать не пришлось. Мой новый знакомый с радостью согласился. Мы понеслись по дороге на его трескучем мотоцикле, и окружающие смотрели на меня как на самое настоящее чудо.

Первой остановкой, куда мотоциклист меня привёз, стал городской базар. Он же был и чем-то типа автовокзала. Я слез с мотоцикла и отправился в народ. Люди реагировали на меня вполне нормально. Во всяком случае, никакой агрессии я не чувствовал.

Изучая карту мира, взгляд на странах подобных Нигеру, никогда не останавливается. Вроде как ничего тебя в этих местах не цепляет. Смотришь и думаешь, там пустыня и нет никакой жизни.

Теперь же про Тахуа буду знать — есть такой город Тахуа и люди там живут. Подобные селения образовывались как места для отдыха караванов.

Тахуа расположен в зоне Сахеля и является столицей одноимённого департамента, население которого составляет 186 992 человек (2004 год). В настоящем Тахуа крупнейший город центрального Нигера.

Скажу честно, смотреть в Тахуа особо нечего. Город низкий, одноэтажный и даже асфальт положен здесь только на главной улице. Сами дороги многократно перекопаны и перерыты.

Зато, как сказало бы Армянское радио — у нас есть аэропорт. Следующей остановкой куда меня доставил мотоциклист, стало знаковое для Тахуа место. Нет, всё там было по-африкански бедно и вполне обыденно, но при этом среди пёстрого хаоса выделялись два пятнистых деревянных жирафа.

Рядом располагалось что-то похожее на кафешку. По всей видимости, хозяин заведения купил жирафов для привлечения клиентов. Надо отметить, что с задачей он справился.

Далее мы кружили по городу, и везде, где только был намёк или полунамёк на что-то интересное, я старался фотографировать.

Центр Тахуа выглядит приличней его окраин. Запомнились большие рекламные щиты. На моих глазах открывались магазины и лавки, трудовой люд спешил на работу.

Исторически в этих местах жили туареги и фульбе. Первые пришли сюда с севера, вторые с юга. В начале 19-ого века фульбе привели к исламу множество народов современного Нигера. В городе они занимают господствующее положение. Это видно по их одеждам и особенно по машинам.

Вот так сходу судить тяжело, но мне показалось, что фульбе живут отдельным кварталом, или, во всяком случае, в богатом районе их попросту много.

По статистике Нигер одно из самых молодых государств в мире. Половина населения младше 15 лет, тогда как средняя продолжительность жизни составляет 47 лет. В любом городе утром можно видеть спешащих в школу учеников. Здесь же школьников я как-то не заметил. Возможно занятия уже начались, и потому детей не было.

Есть и ещё один момент, школьную форму ученики в Нигере не носят, а дети кочевников и вовсе не учатся. Как следствие этого, читать и писать умеет только треть жителей страны.

Когда мы остановились на одной из улиц, я долго не мог понять, что же мой новоявленный гид хочет мне показать. Позже, когда проехали машины, я догадался. Парень с гордостью предъявил мне — светофор!

Уже после, изучая дома информацию, я узнал, что в 2007 году туареги подняли в Нигере восстание, одним из мест действия которого стал Тахуа. После этого тот жидкий туристический поток, что капал сюда из Европы и из Америки, сошёл на нет.

Я постоянно твердил моему автогиду, дабы тот подрулил к главной мечети города. Она фигурирует во многих справочниках по Нигеру. Понял тахуанец меня или нет, но какую-то большую мечеть он мне всё же показал. К сожалению возле неё собралась большая лужа, и потому подойти близко, чтобы всё подробно узнать и хорошенько рассмотреть, у меня не получилось.

Далее парень отвёз меня куда-то на край города к другой мечети. Зайти внутрь снова не довелось. Мечеть была закрыта. Тут я заметил колоритного туарега и в буквальном смысле его зафотографировал.

Когда я был в Ливии, Кадаффи ещё оставался у власти. Мне довелось общаться с туарегами. Однако в тот далёкий 2009 год они представлялись мне мифическим народом из восточной сказки. На тот момент окружающий мир казался мне нерушимым и вечным...

Через два года мне посчастливилось побывать в Тимбухту. Правительство Мали проводило возле Тимбухту фестиваль дружбы народов. Обстановка была в принципе нормальная, и тем не менее некая напряжённость в Тимбухту чувствовалась. Через год после этого туареги в очередной раз подняли восстание и установили в городе свою власть. Снос памятников в Тимбухту
Подавить мятеж удалось только при помощи Франции. Если говорить честно, Пятая Республика настолько завязла в Африке, что просто непонятно, где она сама, а где её бывшие Заморские территории.

Разделение Африки на ряд государств, а также появление автомобиля, лишило туарегов их былого величия. Если в прежние времена они держали все торговые пути Сахары, то с появлением грузовиков нужда в верблюдах и в самих караванщиках резко сократилась.
В настоящем туареги в местах компактного проживания по-прежнему при власти, но о былом их величии говорить не приходится.

Любопытно, но именно после этого мы свернули на дорогу, заставленную грузовиками.

Трасса Ниамей — Агадес вторая дорога страны, при этом сам Тахуа между Ниамеем и Агадесом расположен примерно посередине.
Не смотря на взошедшее солнце, некоторые водители ещё спали, причём прямо под машинами. Кто-то уже проснулся и готовился к дороге.

За предыдущий день на трассе мы почти не видели фур, тогда как здесь их была собрана целая тьма. Как позже выяснилось, водители, в целях безопасности, стараются идти группой. Нам повезло, что мы ни разу не попали в такую колонну, иначе плелись бы вслед за фурами на малой скорости или замучились бы обгонять.
Время поджимало.

Через 20 минут был назначен дальнейший выезд по маршруту. И тут как назло в одном далёком от отеля месте мой мотоциклист не смог завести свой драндулет. Он стучал ногой по педали, и топливо подкачивал, и свечу достал и почистил. Однако ничего не помогало. Понимая, что кроме этого аппарата до отеля я более ни на чём не доберусь, я начал жутко нервничать.

Слава Богу, через пять минут мытарств мотик завёлся. Когда мы подрулили к отелю, гид Али, увидев, что я катался по городу с местным парнем, отругал меня, заявив, что в Тахуа для белого человека очень опасно.
В последующем, когда я хотел самостоятельно погулять по Агадесу и Зиндеру, Али сидел возле выхода и караулил именно меня. Я же из своего опыта отмечу, что опасность приходит не тогда когда ты её ждёшь. Она всегда является полной неожиданностью.

После экскурсии по Тахуа, мне невольно вспомнилась такая формулировка, объясняющая возникновение ветра: воздух из области высокого атмосферного давления устремляется в зону более низкого. Никакие здания и даже небоскрёбы ветру не помеха. Примерно всё то же самое можно говорить и про миграцию.

В наше время процесс миграции из Африки в Европу с каждым годом усиливается. Подобное неудивительно, ибо народ из деревень переезжает в Тахуа, его жители устремляются в Ниамей, тогда как ниамейцы направляются в более богатые африканские страны, а также в Европу.


Рецензии