Из жития московского государства XVII века

Ниже приводятся три, на мой взгляд, очень интересных челобитных, поданных на имя царей Алексея Михайловича и Михаила Федоровича.
Интересны они не только стилем времени, когда, привычных нам, устоявшихся норм русского языка еще не существовало, но также и тем, что отражают социальные проблемы в московском государстве XVII века.

Любопытны принятые в то время формы вежливости.
Так дворяне - служилые люди, - обычно обращались к царю - «холоп твой», а крестьяне – «сирота твой».

Кстати, из этого факта, намедни, какой-то доморощенный Настоящий Демократ,  вывел заключение о рабской сущности русских людей.

На это - докладываю сему общечеловеку: у французов до сих пор существует формула вежливости «Votre humble serviteur» (ваш покорный раб).
В Австро-Венгрии, в качестве приветствия, было принято говорить «Servus!» (в современной Венгрии это приветствие ещё довольно популярно).
И та, и другая формулы - восходят в латинскому «сервус» (раб).
Но - это к слову.
Нам, до придурковатости, имманентной цеевропейцам, дела мало.
Вернемся лучше к нашим текстам.

О чем писали царю дворяне, крестьяне и «третье сословие» в XVII веке?

ПЕРВЫЙ ТЕКСТ – коллективная челобитная, поданная Алексею Михайловичу дворянами и детьми боярскими из города Галича (Костромская область) и окрестных мест.
Московские дворяне – это служилое сословие, обязанное военной службой. 
За свое ТЯГЛО, - государеву службу на войне, - московские дворяне никакой платы не получали, а кормились «натурой», с поместий, ТЯГЛО по обслуживанию которых должны были нести крестьяне.
Дети боярские - это, конечно, не «дети», а такие же служилые люди,  поместье для кормления  которым - предоставляло не государство, а тот или иной боярин-вотчинник  (что-то вроде западноевропейских минестериалов).
 
В некотором сокращении челобитная звучит так :

«Царю государю и великому князю Алексею Михайловичу бьют челом холопи твои галичаня дворяне и дети боярские и галитцкие помещики, и розных городов дворяне ж и дети боярские.

В прошлом, государь, во 162 году изволил ты, великий государь, итти на неприятеля своего польского и литовского короля за свое царское величество, а за ево великие неправды и крестное преступление, а нас, холопей своих, указал ты, государь, послать в розные полки с своими государевы бояры и воеводы.

И мы, холопи твои, будучи на твоей государеве службе, тебе, великому государю, служили, всякую нужу и голод терпели, и за Пречистые дом и за твое царское величество кровь свою проливали, и в полону многие живот свой мучили, всякое мученье и пытки терпели. И мы, холопи твои, за твое царское величество радуяся, то все принимали и терпели.

А без нас, холопей твоих, люди наши и крестьяне домишки наши разграбили, животы и пожитки наши побрали и сами от нас, холопей твоих,  розбежалися и, побежав, домы свои пожгли.
А которые, государь, крестьянишки наши последние  осталися и не хотели с ними итти, и те наши беглые крестьяне, собрався со многими людьми, и их животы и статки все насильством побрали, хотя за нами пусто учинить все.

И которые, государь, у нас поместьишки наши и вотчинишки от того их побегу и разоренья и от пожегу запустели, и с тех, государь, пустых дворов мы, холопи твои, с последними своими разореными крестьянишки всякие твои государевы доходы окупаем, должася великими долгами.
Да те же, государь, наши разорители, приходя из бегов  в наши поместьишки и вотчинишки, у нас, холопей твоих, и последних людишек и крестьянишек наших подговаривают и, приходя, крадут и всяким разореньем разоряют.

А мы, холопи твои, коли излучимся в разореных своих домишках, а не на твоей государеве службе и, уведав их побег, и за ними сами в погоню ездим и людишек своих посылаем, и те наши беглые люди и крестьяне нас, холопей твоих, и людишек наших и крестьянишек до смерти побивают, стреляют из луков и из пищалей.

А где мы, холопи твои, беглых своих людей и крестьян на дороге и догоним, или в городех, или в чьем поместье и вотчине, и те наши люди и крестьяне с нами бьютца до смерти, а в городех, и в селах, и в деревнях на тех наших разорителей нам, холопем твоим, воеводы и приказные люди СПОМОЖЕНИЯ НЕ ЧИНЯТ И ИХ НЕ ИМАЮТ.

И те, государь, наши разорители, узнав нашу конечную погибель, что никакими мерами с ними мы, холопи твои, управитца не можем, и они, государь, приходя из бегов, нас, холопей твоих, всяким разореньем разоряют.

И ныне мы, холопи твои, от тех своих разорителей многие бродим по миру, скитаемся меж своею братьею Христовым имянем.

Умилосердися, государь праведной, над нами, холопи своими, возри в наше такое великое разоренье, учини свое царское к нам бедным расмотренье,
вели, государь, в свои государевы городы, и в дворцовые села, и в черные волости, и в патриарши и митрополичьи, и бояр, и окольничих, и думных людей, и дьяков, и в монастырские вотчины послать в городы во все дворян;
и вели, государь, про тех наших беглых людей и крестьян сыскивать накрепко, которые люди и крестьяне в чьих поместьях и вотчинах сверх писцовых и переписных книг объявятца, и отцы их за кем не написаны, вели, государь, про них сыскивать и их роспрашивать, чье оне и откуды пришли, и по тому сыску вели, государь, нам их отдавать попрежнему во крестьянство, а людей в холопство.

А хто узнает своего крестьянина беглова или человека, вели, государь, тех людей и крестьян и про иных беглых людей и крестьян розпрашивать и пытать.

А хто, государь, чьего беглова человека или крестьянина принял, вели, государь, чинить тем людем свой государев указ по Уложенью, а приказщиком их и старостам и крестьяном вели чинить наказанье, чтобы, государь, у тебя, великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича никому ничьех беглых людей и крестьян приимать и за собою держать не повадно было.

А для сыску вели, государь, тем дворяном, которые будут для сыску посланы, в городех  воеводам и приказным людем давать стрельцов и соцких и пятидесятцих и с ними посылать в прибаву монастырских слуг.

Милосердый государь царь и великий князь Алексей Михайлович, пожалуй холопей своих бедных и до конца разоренное, вели, государь, нам по сему нашему челобитью свой государев милостивой указ учинить, чтоб нам, холопем твоим, от тех своих разорителей в конец не погинуть и твоей царской службы не отбыть; а как мы, холопи твои, будем на твоей государеве службе, чтоб те наши разорители и досталь домишков наших в конец не разорили, а жен и детей наших до смерти не побили.
Царь государь, смилуйся, пожалуй."

Далее следует большое количество подписей.


ВТОРОЙ ТЕКСТ – челобитная оброчного крестьянина Богдана Тюстина на другого крестьянина, некоего Ивана Подкорытова (1642г.)

«Царю государю и великому князю Михаилу Федоровичю всеа Русии бьет челом сирота твой, государев, ирбитцкой слободы оброчной крестьянин Богдашко Павлов Тюстин.

Жалоба, государь, мне на ирбитцково на оброчново крестьянина на Ивана Алексеева Поткорытова да на зятя ево Олексея Бортникова в том: 

в прошлом, государь, 150-м году в делавую пору, в жнитво, идучи он, Иван, с помочи от оброчново крестьянина от Гаврилка Иванова с зятем своим, с Олешкою Бортниковым, пришед к подворью моему ко мне, Богдашке, и на подворье моем в ызбе вынели у меня, сироты, ис подполья грабежем коробьишко мое, Богдашкино, и тое, государь, коробьишко он, Иван, розломал и с тово, государь, коробьишка вынел полтретя рубли денег да два полотенца шитых.
А цена, государь, тем моим полотенцам тринатцат алтын две денги .
Да с теми ж государь полотенцы вынял он, Иван, с тое коробьи три креста серебряных.
А цена, государь, тем моим крестам пятнатцать алтын.

Да ис тое ж, государь, коробьи вынял он, Иван, пят персней серебряных женских. А цена, государь, тем моим перснем два рубли.

Да он же, Иван, розломал моей, государь, избы двери избные и голбешные.

Да в нынешнем, государь, во 151-м году декабря в 25 день пил я, сирота твой, у ирбитцково крестьянина, у Семена Поткорытова ж, брагу овсяную. И он, Иван, взял меня в ызбе у Семена за ноги, и ударил о середу, и, ударя, почал топтати, и, топтав меня насмерть, почал по щекам бити, и бороду у меня выдрал.

И от тех ево, Ивановых, побоев я, сирота, стал навек увечен в смертное кончание. А как он, Иван, бил меня сироту и топтал, и по щекам бил, и бороду драл, и он мне, Иван, говорил: за то де тебя я бью, что де ты меня оглашаешь, что де я к тебе летом приходил.

Милосердый государь, царь и великий князь Михаил Федорович всеа Русии, пожалуй меня, сироту своего, вели, государь, дать на того Ивана мне, сироте, в том ево грабеже, и в увечье моем, и в безчестье свой царской суд и управу.

Царь государь, смилуйся, пожалуй.»


ТРЕТИЙ ТЕКСТ - челобитная откупщика М. Бухтеева со товарищи (1639г.)
Судя по тексту челобитной, Бухтеев со товарищи «откупил» в Курске таможню и кабацкие дела: т.е. заранее внес в государственную казну некую сумму денег, а затем собирал таможенные платежи и кабацкие деньги в свой карман.
Естественно, рассчитывая получить прибыль – собрать денег больше, чем отдал государству.
Однако, что-то пошло не так.
Откупщик, в отчаянии, пишет царю: 

«Царю, государю и великому князю Михаилу Федоровичю Всеа Руссии бьет челом сирота твой, государев курской таможенной и кабацкой откупщик Максимка Дмитреев сын Бухтеев с товарищи.

В нынешнем, государь, во 148-м году ноября с 21 числа откупил я в Курске твою государеву таможенного пошлину и кабак. И по твоему государеву указу учел я збирать твою государеву таможенного пошлину.

И курские стрелцы и казаки и пушкари и затинщики и емщики твоей государевой пошлины ничево не платят, а сказывают у себя твою государеву грамоту, что есть у них твоя государева безпошлинная грамота (т.е. врут про некую царскую грамоту, которая якобы разрешает не платить им пошлин)

И которые, государь, приезжают люди з городов да деревень со всяким таваром и оне, курчаня, всякие городовые жилецкие люди тот тавар у приезжих людей за сея емлют да продают безпошлина ж.

И мне, государь, твоей государевай казны собрать не на чем.
И по твоей государевой грамоте бил челом я, сирота твой, на тех стрелцов и казаков и пушкарей и затинщиков и емщиков твоему государеву столнику и воеводе Ивану Васильевичу Бутурлину в твоей государевой пошлине и оне, государь, потому усердью хотели меня, сироту твоего, убить до смерти.

Да те ж, государь, стрелцы, и казаки, и пушкари, и затинщики, и емщики, и Троецкой слободы Богородицкие крестьяне, и Божедомной слободы крестьяне ж, и каторыи бабыли живут за попами, и всякие курские жилецкие люди и по уездом верст от трех и от десети и от петидесят курет вино безъявочно насилством безпрестани про себя и на прадажу.

Да те ж, государь, стрелцы и казаки, и пушкари, и затинщики, и емщики, и всякие курские жилецкие люди грозят мне, сироте твоему, всякими лихими умыслы и хотят курской кабак сламать и надо мною, сиротой твоим, дурна учинить, противясь твоему государеву указу.

Милосердый государь, царь и великий князь Михаило Федорович Всеа Русии, пожалуй меня, сироту своего, вели, государь, на тех торханыщиков и насилных свой царской указ учинить.
Царь, государь, смилуйся, пожалуй!»

Московские дьяки, рассмотрев дело Бухтеева, пишут от имени царя воеводе И. В. Бутурлину:

«Как к тебе ся наша грамота придет и ты б в Курску стрелцом, и казаком, и пушкарям, и затинщикам, и всяких чинов людем никаму товары беспошлинно и безъявочно торговать и никаково питя на продажу и про себя безъявочно держать не велел, а велел всяким людем со всякие тавары являтца в таможню к откупщику Ивашке Бехтееву.

А откупщику Ивашке Бехтееву с тех людей со всяких товаров велел имать таможенную пошлину по нашей уставной грамоте, а мимо уставные грамоты таможенных пошлин лишка ни на ком имать не велел.

И в зборе б откупных денгах откупщика от сторон берег, чтоб ему насилств и обид ни от ково ни в чем не было.

А буде в Курску какие люди и стрелцы, и казаки, и пушкари, и затинщики учнут какими товары торговать беспошлинно и безъявочно или учнут в Курску на посаде и по слободам и в уезде по селам и по деревням какое пите держать на продажу и про себя безъявочно, и ты б тем людем делал наказанье смотря по вине и протаможя  и заповеди имал по нашему указу, а что на ком протаможя и заповеди возмешь и ково имянем, и за какую вину какое наказанье учинишь и ты б о том к нам отписал.

Писано на Москве лета 7148-го апреля»


Источник текстов: http://www.vostlit.info


Рецензии
Спасибо за три замечательных документа!
Каждый из них достоин обстоятельного анализа. Потому что они полностью опровергают многие шаблоны и стереотипы.
Всем был хорош царь Алексей Михайлович, а развели его, как последнего лоха, на тщеславии. Поманили титулом императора Византии, ну он и пустился во все тяжкие. Раскол и великая книжная справа – это самое трагическое событие в истории России. Именно после него Россия и перешла под внешнее управление. Ну а как могло быть иначе? Если Вселенский патриархат уже давно контролировался Ватиканом. Вот с этого момента и начались бесконечные фальсификации и заказные интерпретации истории.

С уважением, Александр

Александр Галяткин Юлия Фадеева   15.11.2018 17:28     Заявить о нарушении
Знаете, Александр, для меня Алексей Михайлович - одна из симпатичнейших личностей московской Руси. Особенно в сравнении с Преобразователем.
Однако парадокс в том, что эта симпатичная личность, видимо свято веруя в возможность объединить православие под эгидой Москвы, - заложила целый ворох исторических проблем для России: внутренних и внешних.
Думаю, Вы совершенно правы, развели его, как последнего лоха.
С уважением,

Кузьма Калабашкин   15.11.2018 18:36   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.