Ах, Одесса!..

                В июне 1973 года нас, детей, ждало великолепное приключение - первая в жизни поездка к Черному морю в Одессу! Мне было 9 лет, а сестре Тане - 7. Поездка до Одессы занимала четверо суток на поезде от Омска. Прямо на станции толпились люди, сдающие комнаты и квартиры для отдыхающих. Они громко расхваливали преимущества своих жилищ. Мы сняли комнату в частном секторе на 10-й Станции Фонтана. Хозяйкой нашей была дородная толстая хохлушка.
                Помню, с каким восторгом мы увидели теплое бескрайнее море!На пляж мы ходили пешком, до города было полчаса езды на трамвае. Море было еще холодное вначале нашего пребывания, но постепенно становилось все теплее. Посетили шикарный Оперный Театр - представление испанской танцовщицы, “королевы каблучка” Кэти Клавихо. Несмотря на то, что билеты нам достались на самый последний ряд и, нам, детям, было почти ничего не видно, мы с восторгом замирали от музыки фламенко, от красочной перемены платьев танцовщицы к каждому танцу. Чтобы чуть улучшить видимость, мы свои откидные деревянные сидения повернули ребром кверху и сели так на них, - мы смогли сантиметров на 30 приподняться, сзади нас уже была только стенка.
                В Одессе все было интересно! Побывали мы и на знаменитом рынке - одесском “Привозе”. С восторгом наблюдали, как наш папа торгуется с продавщицами фруктов. Тогда был сезон черешни, мы покупали ее килограммами и весело поедали на пляже. Заплывали вместе с папой далеко в море (я, Таня и папа) с ластами и масками. На дне были видны крабы, бегающие боком по ровной песчаной поверхности. Мне очень хотелось схватить крабика. Я ныряла изо всех сил. Глубина была небольшая - метра два-три. В ушах чувствовалось неприятное давление. Не помню, сколько я предприняла попыток. При приближении человека крабики быстро зарывались в песок. В одно из погружений, я всё же успела схватить краба. Краб был не маленький, он тоже крепко схватил меня клешней между большим и указательным пальцами. Мне уже не хватало воздуха, я чуть не глотнула воды, но, сделав отчаянный рывок, я вынырнула. Радость распирала меня, подняв руку с крабом, я  закричала что было сил: “Поймала!”. Так, с прицепившимся крабом, я доплыла до берега. Папа ехидно спросил: “Кто кого поймал? Он - тебя, или ты - его?”. Краб был торжественно отцеплен под восхищенными взорами соседей по пляжу и посажен в банку. Второго краба я поймала, запомнив место его погружения в песок. Я схватила бугорок песка, и краб остался у меня в руке. Он был чуть поменьше первого…
                Ещё одно интересное происшествие случилось в нашем жилом квартале на 10-й Станции Фонтана. Мы подружилась с одной местной девочкой - еврейкой Леной Фельдман. Мы засиживались в её дворе, забравшись на большое шелковичное дерево и поедая его сочные плоды. У Лены была очень добрая бабушка и вообще приветливая семья. Однажды мама с папой ушли погулять в город, оставив нас под ответственность хозяйки дома. Мы сразу же убежали в гостеприимный двор Лены. Наша хозяйка проследила за тем, куда мы ушли, и, когда родители явились, она вдруг принялась кричать громким голосом на всю улицу, уперев руки в бока: “Вы только посмотрите, с кем связались ваши дети!!! С жидовкой!!!” Мне стало страшно от её крика, а ещё больше - не понятно, что означает это слово “жидовка”, и почему это так ужасно. Родители постарались замять и замолчать всю ситуацию, отчего хозяйка, недовольная их вялой реакцией, надувшись, скрылась в своей комнате. Я осталась в полном недоумении от всего увиденного…
                Родителям хотелось как можно больше напитаться прекрасной культурой замечательного южного города - мы еще раз попали в Оперный Театр на какой-то спектакль (не помню какой). Это были билеты в ложу прямо над самой сценой сбоку. Мы чувствовали себя как в своей комнате, она закрывалась на ключ. Там были всякие маленькие вещицы для удобства - обувные ложки, щетки для одежды и обуви. Мне запамнилась эта ложа. а не спектакль.
                Мама и папа покупали нам детский журнал “Малятко”, мы с сестрой читали стишки на украинском и потешались этому языку. Побывали в одесском историческом музее. Запомнилось Скифское Золото. Плавали по морю на катере. В зоопарке запомнилось забавное происшествие со слоном. - Один человек грыз семечки, слон протянул свой хобот, прося поделиться с ним, человек удивился, но насыпал ему в хобот семечек, слон загрузил их в рот и медленно сжевал, попросил ещё, человек дал, слон съел и просит ещё, человек со смехом сунул в хобот слону свой окурок, тот задумчиво пожевал, так же медленно набрал в хобот воды из лужи рядом и вдруг окатил человека грязной водой… Это было смешно!..
                В поезде ехали, везя в большой трехлитровой банке свою добычу - в морской воде сидели два краба и небольшая медуза, которая не прожила и одного дня путешествия.
                Дома крабов, непонятно живых или нет, папа залил формалином, добытом где-то у себя на работе. Через несколько лет один краб был подарен школе в кабинет биологии, а один так и стоит в Омске на балконе у мамы уже 45 лет...


Рецензии
Замечательное описание Одессы. Мне не довелось там быть, к сожалению.
Валерий

Валерий Диковский   25.02.2024 18:13     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.